Авторский блог Редакция Завтра 03:00 17 февраля 1997

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

<br>
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ
Author:
7 (168)
Date: 18–02–97
_____
_____— То, что происходит у вас с армией, в нашей стране просто невозможно!
_____Мой собеседник — офицер одной из армий Центральной Америки. Капитан. В Москве по казенной надобности. Хуан — так его имя — изучает рынок приборов ночного видения. Его армия собирается закупить большую партию приборов и прицелов.
_____А поскольку основное оружие в его стране — советского производства, то главное внимание Хуана — российским образцам.
_____— Не выплати нам правительство зарплату хотя бы за пару месяцев, оно не удержалось бы и недели.
_____— А как же дисциплина, верность присяге, долгу?
_____— При чем здесь это? В военное время — да, могут быть всякие трудности, и во имя победы можно жертвовать всем, но, простите, в мирное время все иначе. Если не ошибаюсь, ваши военные теперь тоже подписывают контракты при поступлении на службу. Так?
_____— Так.
_____— Значит, государство плюет на условия этого контракта и само ставит себя вне присяги и Конституции. Если офицер нарушает условия контракта, его увольняют. И это правильно. А если это делает правительство, то надо “уволить” такое правительство. И нечего с ним церемониться. У наших ребят в этом деле шарики туго повернуты. Мой полковник, командир бригады, за пятнадцать лет участвовал в смене пяти кабинетов. И — ничего, служит. Зарплату получает день в день. А от многих премьеров и президентов даже памяти не осталось…
_____— Хуанито, как все легко у тебя получается. Раз-раз — и нет правительства. Может, это у вас все просто. До столицы из самого дальнего гарнизона пять часов езды на машине. А у нас семь суток на поезде из одного конца страны в другой. И до правительства так просто не доберешься. Да и люди у нас другие. Терпеливее, что ли.
_____— Не согласен. Вот вчера по телевизору какой-то ваш генерал причитал, что его войска сидят без зарплаты, что даже какой-то майор от безысходности застрелился. Да, это трагедия, драма, но меня, извини, смех разбирает. Может, вы всей армией дружно застрелитесь? Вот Америка-то обрадуется! Что этот генерал, что самоубийца майор — оба тряпки. У тебя в руках оружие — главная власть. Что еще-то надо? Как там в Академии Фрунзе нам преподаватель говорил вашу старинную поговорку: “Все куплю! — сказало злато. Все возьму! — сказал кинжал… ”
_____— Булат.
_____— Пусть булат. У ваших военных в руках лучшее в мире оружие, что им еще надо? Ваши шахтеры вон имеют в руках только отбойные молотки и совковые лопаты, а правительство у них в ногах ползает, деньги им ищет.
_____Или, например, турки. Кстати, тоже вполне “цивилизованная” страна: половину России в кожу и дубленки одевают. Зашебуршились где-то там фундаменталисты — задергалось правительство — и войска вышли на улицу. Постояли полдня, моторы прогрели и ушли. Зато все сразу вспомнили, что последние пять правительств были скинуты армией, — и фундаменталисты тут же притихли!
_____— Хуан, это все так, но как бы ты конкретно поступил на месте командира части, которая полгода не получала зарплату где-нибудь под Манагуа или Лимой?
_____— Я бы прежде всего обратился к кастовой солидарности своих офицеров. У вас, к сожалению, полностью утрачено это понятие. Не воспитывают его ни в училищах, ни в академиях. Отсюда и все ваши проблемы. У нас уже с кадетов тебе внушают, что ты — особая каста: ты воин, ты офицер, ты не такой, как все. И это чувство корпоративности мы проносим через всю жизнь. Офицер — это элита. Это — белая кость. А у вас он сегодня…
_____Итак, что я стал бы делать? Только оговорюсь: я вас ни к чему не призываю, я просто рассуждаю о себе.
_____Короче, я бы собрал офицеров. Мы бы определили двух–трех человек, у кого уже есть квартиры и пока нет детей. Они бы стали организаторами.
_____Завезли бы в казармы продовольствия недели на две. Сухпайками и водой. А потом взял бы роту солдат — что могут сделать срочникам, если они выполняют приказания своих офицеров? Определил в городе самый богатый банк. Лучше всего не государственный — в госбанках лежат деньги стариков и старух, а частные банки “мелким вкладчиком” брезгуют.
_____А дальше — как учили в военном училище. Десяток бэтээров или БМП подъезжают к банку. Ни один охранник, увидев такую силу, дергаться не будет. Смелости не хватит. Зашли в банк. Выволокли пару управляющих в коридор. Дали очередь над головами — и ведите их к сейфам, только носы зажимайте от вони обгадившихся банкиров. Набрали денег из расчета — всем по задолжности плюс гонорар организаторам — и домой. В казармы. А по дороге позвоните на телевидение и в газеты — сообщите новость…
_____— Ни хрена не выйдет. ОМОН по дороге блокирует.
_____— Что такое ОМОН?
_____— Милицейское спецподразделение.
_____— Не смеши меня. Кто из наших полицейских дернется на армию? Кому придет в голову устроить бой с мотопехотной ротой? Пропустят, как миленькие. Не дураки. Сотня вооруженных солдат — это не пара бандитов с кольтами, здесь славы не добудешь.
_____— Допустим. И дальше что?
_____— Дальше добираемся до казарм. Раздаем деньги нуждающимся. Двум организаторам и командиру части — особый гонорар, который обеспечит их на ближайшие три–четыре года. Как ни крути, а их уволят. А потом заперлись в казарме, вывесили флаги и ждем.
_____— Чего ждать?
_____— Для начала — скандал. Приедут генералы, животами будут трясти, угрожать. Полиции наедет куча. С мигалками. ОМОН, опять же, приедет, блокирует. Все будут угрожать, стращать и давить на психику. Только это все несерьезно. Это от бессилия.
_____— Почему же? Начнут штурмовать. Будет бой.
_____— Да никогда! Они что, сумасшедшие, по-твоему? К тому времени уже половина страны будет знать об этом. Все у экранов будут сидеть и, заметьте, все будут “болеть” только за нас. Потому что в сознании рядового любителя пива банкир — это “бед”, плохой парень, но тот, кто раздал деньги бедным, это “кулл” — крутой мужик. Нет, здесь уже само правительство вмешается. Ему прецедент военного бунта, восстания, стрельбы и крови страшнее, чем землетрясение. Не допустят.
_____Помнишь, один этот пресловутый Басаев заставил Черномырдина хвостом вилять. Так это чужой, да вдобавок бандит, террорист. А тут — свой, капитан или лейтенант. Он уже через сутки станет национальным героем. В лицо его будут знать лучше, чем вашего президента.
_____Дальше приглашаем к себе в казарму журналистов и выдвигаем властям свои условия. Снятие блокады, личная безопасность. Да что хочем, что в голову взбредет. На все пойдут. А через недельку можно и сдаваться.
_____— И чем все закончится?
_____— О! Это самое интересное. Меня, может быть, и арестуют. Только любой суд, скорее всего, оправдает. Ведь у военных дети голодные, жены несчастные, горе, страдания. Солдат раскассируют по другим частям. Командира части снимут — что делать…
_____Могут снять пяток генералов — так им и надо. Зато уж другие будут умнее. Те впредь за зарплаты своим офицерам на загривке у правительства висеть будут.
_____Да и правительству этот кошмар весь оставшийся срок сниться будет. И для армии деньги оно найдет.
_____Только все равно — мелко это с банком, это я так, первое, что пришло в голову. А вообще, лучше уж сразу их погнать, одним махом. На кой нужна куча инородцев, которые незаслуженно правят да к тому же еще и зарплату не платят?
_____
Беседовал К. САКАТЕКА
1.0x