Авторский блог Редакция Завтра 03:00 3 февраля 1997

ЛИЦО ЧЕЧЕНСКИХ РЫЦАРЕЙ, ИЛИ ЧЕЙ ОРДЕН НОСИТ ПРАВОЗАЩИТНИК КОВАЛЕВ

ЛИЦО ЧЕЧЕНСКИХ РЫЦАРЕЙ, ИЛИ ЧЕЙ ОРДЕН НОСИТ ПРАВОЗАЩИТНИК КОВАЛЕВ
Author:
5(166)
Date: 4-02-97
_____
_____В кабинет, где должны были состояться переговоры с администрацией одного из районов Чечни, поддерживая с обеих сторон за руки, ввели двух симпатичных девушек. Каждой лет по двадцать, не больше. Через несколько минут появились трое чеченцев. Не теряя времени, они бодро приступили к изложению своей точки зрения на происходящее в Шатойском районе.
_____— У нас с 11 февраля подписан мирный договор, — заявляет глава администрации района.
_____— На всей территории района не было выстрелов боевиков. В селах работает милиция. Со всей ответственностью заявляю, что если и есть где-то один-два “с той стороны”, то только не в населенных пунктах. Когда федеральные войска подошли к Харсеною, там проживали только 15 человек. Все — мирные жители, которым некуда уходить. Их единственное средство существования — уход за скотом и возделывание небольших участков земли. Среди них женщины и дети. 12 мая российские солдаты провели там операцию и убили семерых ни в чем не повинных людей.
_____— Нас боевики привели в Харсеной 10 мая, — начала свой рассказ Катя. — Из-под Комсомольского пришло тогда шесть групп. Всего было около 60 человек. Разместились по домам. Мирных жителей в селе не было, не говоря уже о детях. Они не муравьи, и за два дня до подхода военной колонны ребенка увидел бы каждый. Но еще раз повторяю: их там не было.
_____
* * *
_____
_____А началось у них все просто. У Вали заболела мама и ей пришлось договориться с начальством, чтобы подобрать удобную работу и ухаживать за больным близким человеком. С этой работы с ноября прошлого года она начала приезжать на вахту в Грозный, где стоял в депо поезд, предназначенный для жилья строителям. Работа несложная: поддерживай порядок, топи печь да “титан” для чая. Строители — ребята спокойные. Целый день на восстановлении города. Их только по вечерам и видно было, когда приходили перекусить и выспаться перед трудовым днем. Вахта — две недели, а потом две — дома, рядом с мамой. Пока была в Грозном, за больной присматривал брат.
_____Катя же начала работать в этой организации недавно. Но так же, как и ее подруга, работы не боялась, умела делать свое дело. И все было хорошо до первого апреля. Второго предстояла дорога домой — столь долгожданная и желанная.
_____Готовясь к отъезду, сложили свой скромный скарб и решили сходить в баню. Она находилась совсем рядом: выйти из депо да обойти здание.
_____На улице рядом с ними вдруг тормознул “жигуленок”. Двое вооруженных автоматами чеченцев не церемонились. Передернув затворы, они наставили дула автоматов на опешивших от неожиданности девчонок.
_____— А ну, быстро в машину! И молчать, а то пущу мозги по ветру! — с заметным кавказским акцентом процедил сквозь зубы один из “борцов за свободу”.
_____Помогая прикладами, ударами в спину, боевики затолкали в “санитарку” женщин и проводника. Хлопнула дверь, и сорвавшаяся с места машина понеслась по незнакомым улицам, увозя в неизвестность четыре человеческих жизни.
_____— Нас завели в дом, — вспоминает Валя. — Просидели в одной комнате с охранником почти сутки. Глаза боялись сомкнуть. Страшно, да и не знаем, что с нами будет дальше. Перешептывались, пытались успокоить себя: потребуют выкуп и освободят, когда получат деньги. О таких случаях нам рассказывали. Часто говорили, что боевики к заложникам относятся хорошо: не бьют, кормят тем, что и сами едят.
_____На следующий день, уже под вечер, напоили Валю, Катю и их подружку Лену чаем с печеньем. Посадили в машину и повезли дальше. Проехали большое село Комсомольское и в километрах пяти-семи на склоне горы остановились у двух одиноко стоящих домиков. В верхнем, недостроенном, и поселили. Собачий холод, окон и дверей нет... Но никого это не волновало. Боевики спокойно грелись в машине, а три молоденькие девушки, ежась от холода, прижимались друг к дружке, пытаясь согреться и хоть чуть-чуть поспать. Так прошла вторая ночь. Сколько таких еще будет — никто из девчонок не знал. Как не знали и того, что потом будут вспоминать эти дни как самые спокойные.
_____А с утра привезли рабочих. Почти все — русские, тоже заложники. Они приехали восстанавливать Грозный из “Волгодонстроя” и города Пензы и были также захвачены боевиками. Рабочих заставили забить окна, натянуть клеенку, сколотить нары и поставить “буржуйку”. Вместе со строителями приехали и новые охранники.
_____— Общаться нам со строителями не давали. Но мы все-таки находили иногда возможность хоть в двух словах рассказать о себе, поделиться последними новостями. А они были только удручающими, — продолжали вспоминать женщины. — Нижний дом приспособили для ночлега строителей и боевиков из другой банды. С пяти-шести утра и до позднего вечера, а это по 14—16 часов в день, заставляли рабочих строить блиндажи, рыть окопы. Кормили их плохо — в лучшем случае утром и вечером. Да и то в меню входили только чай и черный хлеб. Зато издевались как хотели. Оскорбляли, кричали, что они русские свиньи и что они всех русских убьют. Беспощадно били тех, кто хоть в чем-нибудь провинился. Хотя это было не основным поводом. Могли избить до потери сознания и просто так, чтобы повеселиться или разогнать скуку. Если кто-то плохо работал — стреляли под ноги, над головами. А иногда и прямо в рабочих. При нас так убили двоих пленных, получивших травмы. Ребята рассказывали, что еще троих расстреляли до нас.
_____Количество боевиков составляло около 40 человек. Они менялись. Одни уходили на “боевые”, другие возвращались. Постоянно оставались только охранники. Те же, кто возвращался после боев, были похожи на зверей, потому что несли часто потери в стычках с нашими, иногда возвращалось меньше половины ушедших на “боевые” боевиков. Ничего человеческого в них не оставалось.
_____— Все, что говорят про их гуманизм, про то, что Коран запрещает издеваться над людьми — чистой воды ложь, — резюмировали Валя и Катя. Про отношение к пленным военнослужащим говорить вообще не приходится. Контрактников убивают. Сначала, правда, вдоволь наиздевавшись. Словесные унижения в счет можно не брать. Их зверски избивали, могли пытать ножами, стрелять по рукам и ногам и только потом кто-нибудь “из милости” убивает.
_____— При нас где-то 14 апреля двух контрактников убили. Веселились. Отрубили им руки, ноги, отрезали головы, — глотая подкативший ком к горлу, вспоминает Катя. — Несколько лучше, если так вообще можно сказать, относились к “срочникам”. Тех тоже бьют, не церемонятся. Ногами, прикладами автоматов по ключицам, почкам, животам. Некоторые для этого специально тяжелые сапоги надевают. При этом говорят: “Ума-разума быстрее наберетесь”. Обещают обменять на своих пленных или за деньги.
_____Но на памяти девчонок остался только обмен группы строителей. А вот Костю из Оренбурга замучили и 6 апреля расстреляли. Славу из Краснодара убили 10 апреля. При этом, забирая его с собой в ущелье, говорили, что он просто поиграет для них на гитаре и за это его отпустят. Рабочие его там и похоронили...
_____— Не останавливал этих скотов и возраст пленных, — дрожащим голосом продолжила Валя. — Был среди рабочих мужчина в возрасте, любому из боевиков в отцы, а то и в деды годился. Так его заставляли танцевать под общий смех и ругань. Оскорбляли, как могли.
_____О том, что произошло с девушками, оказавшимися в плену, рассказывать особенно тяжело. Да и сами Валя и Катя не очень-то желали вспоминать пережитое. Горько, обидно и стыдно. Что с ними делали — в страшном сне не приснится...
_____— Первый раз подняли ночью, — чуть слышно говорила Катя, — вывели во двор. Ни с того ни с сего стали бить. Сначала были пощечины, потом в ход пошли палки и кулаки. Не гнушались бить и ногами. Насладившись вдоволь, стали успокаивать, расспрашивать — кто мы такие, откуда, где работаем. А потом... насиловали и били, били и насиловали...
_____Голос Кати дрогнул, но ни одна слезинка не появилась на глазах. Все выплакано за долгие полтора месяца издевательств, унижения и насилия.
_____— Мы себя уже за людей перестали считать. К скотине относятся лучше, — сдерживая дрожь в голосе, поддержала Катю Валя. — Всю ночь, не давая уснуть, по очереди приходили боевики и требовали своего. Извращались кто как мог. Заставляли делать то, что в голову нормальному человеку и прийти не может. И не дай Бог не понравится — сразу начинали бить. Жестоко, хладнокровно, методично. Потом живого места на теле не было. А с утра на работу: печь хлеб, шить, убирать, стирать, готовить пищу. И если вдруг днем у кого-то появлялось желание — не церемонились. Отводили в блиндаж и... За день по шесть-восемь раз. А сами издеваются, оскорбляют. Говорят, что им нужны только русские рабы и проститутки, остальных, мол, они убьют. Русских за женщин не считают. У них свои женщины, а мы... Иначе к нам и не относились. Что хотели, то с нами и делали. Кормили по настроению. Наготовишь им, накроешь, а они посадят рядом с собой за стол — едят, а нам запрещают. Смеются, издеваются.
_____В банде был свой мулла, здоровый мужик лет тридцати. Все время ходил с огромной палкой. Так ему на глаза нельзя было попадаться. Как увидит — заверещит по-своему и бьет этой палкой куда попало. Синяки и опухоли до сих пор не сходят. А Ленке вообще голову пробил. Одному строителю ногу сломал. Его потом убили. Нам разведчики рассказывали, что во время мирных переговоров этот мулла и старейшины на Коране клялись, что на их территории нет бандитов, заложников и пленных. Врали. Они только друг друга боятся, если у кого-то тейп сильнее. А когда боятся — относятся с уважением.
_____10 мая нас увезли в горы, в Харсеной. Лену забрали в другую банду, и где она сейчас находится — никто не знает. Выживет ли вообще в этом аду?
_____Накануне специальной операции 12 мая Валю и Катю зверски избил палкой мулла. И поскольку они не могли самостоятельно передвигаться, их отвели к речке и спрятали за бетонными плитами. Целый день, мучась от боли, они пролежали под солнцем. А ближе к вечеру услышали шум передвигающегося транспорта. Подумали, что возвращается охранник, обещавший привезти Лену и забрать их. Из последних сил стали отползать в сторону, чтобы спрятаться. Но когда услышали русскую речь и увидели танк... откуда только силы взялись...
_____
Капитан Д. ДЕВЯТОВ
_____
По материалам газеты 58-й армии
“Защитник России”

1 ноября 2024
1.0x