Авторский блог Редакция Завтра 03:00 3 февраля 1997

ПРОЩАЙТЕ, АВИАНОСЦЫ!

<br>
0
ПРОЩАЙТЕ, АВИАНОСЦЫ!
Author: Леопольд Сироткин
5 (166)
Date: 4–02–97
_____
_____Закончился 1996 год, отмеченный 300-летием Российского флота, принесший столько головной боли правящему режиму. Совсем скоро можно будет не вспоминать так часто, как это было в юбилейном году, о ждущих демонтажа десятка атомных подводных лодках, выведенных из боевого состава флота, о недостроенных, ржавеющих на стапелях заводов эсминцах и подлодках, заложенных еще при Советской власти, о не получающих месяцами денежное содержание офицерах ВМФ и их голодающих семьях, о стоящих у причалов без топлива, теряющих боеготовность кораблях с неукомплектованными экипажами, забывшими уже, когда они входили в море на боевую службу в последний раз…
_____В октябре в Государственном Кремлевском дворце прошел торжественный вечер, как бы поставивший последнюю точку в юбилейных торжествах. Выступивший с приветствием и поздравлениями от имени президента премьер-министр, как всегда, бодро заверил присутствовавших, что, несмотря ни на что, Российский флот был и всегда будет надежным щитом прикрывать наши морские границы…
_____Большой оптимист все же Виктор Степанович! Может быть, не знает он всего, что происходит сегодня на флоте?
_____А между тем, в юбилейном году Россия без боя потеряла почти все свои авианесущие тяжелые крейсера…
_____Вначале пришла печальная весть с Украины: “незалежная” решила продать на металл какой-то английской фирме тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) “Варяг”, находившийся на достройке на Николаевском судостроительном заводе.
_____“Варяг” был заложен в конце 1986 года. В связи с началом “реформ” а также дележкой общесоюзной собственности после Беловежских соглашений, по принципу “хватай, что ближе лежит”, строительство корабля, готового уже на 70 процентов, но оставшегося на Украине, было остановлено, и последние 4–5 лет судьба его оставалась неопределенной. Самой-то “незалежной” корабль такого класса вроде бы и ни к чему, и она бралась за его достройку лишь при соответствующем финансировании. Причем по коммерческим расценкам. В конце концов, хотя и делались заявления со стороны российских чиновников о необходимости достройки крейсера и даже приезжали на корабль правительственные визитеры, но все оказалось пшиком.
_____Лиха беда начало. Следом за сообщением о “Варяге” стало известно о продаже на металлолом, теперь уже корейской фирме, сразу двух ТАКР того же проекта 1143, “Минска” и “Новороссийска”, и о списании из боевого состава флота “Киева”, тяжелого крейсера, как и предыдущие два, далеко не выслужившего своего срока.
_____Почти решена судьба еще одного ТАКР “Адмирал флота С.Г. Горшков”, приобрести который хочет Индия, переоборудовав его в “чистый” авианосец. Дело лишь за заводом, который выполнит это переоборудование.
_____Таким образом, из шести имевшихся у Советского Союза тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 (считая почти достроенный “Варяг”) у России остался лишь один — “Адмирал флота Н.Г. Кузнецов”, который пока еще способен выполнять присущие этому кораблю задачи. Свидетельством этого явился недавний поход корабля в Средиземном море.
_____Так что же, России, объявившей на весь мир себя преемницей Советского Союза и Великой морской державой, не нужны больше океанские корабли класса ТАКР, основным предназначением которых является “придание боевой устойчивости корабельным соединениям ВМФ в оперативно-важных районах океанских театров военных действий”? То есть рееальным присутствием России в мире, покрытом на 70 процентов водой… Похоже, что нашим доморощенным “реформаторам”, думающим в основном о том, как удержаться сегодня у власти, такие корабли (да и всякие другие тоже) действительно не нужны. Ведь закладка и строительство новых крупных надводных кораблей (впрочем, подводных — тоже) практически прекращена: на флот поступает лишь 6–7 небольших катеров в год.
_____Шум, поднятый в средствах массовой информации вокруг сдачи ВМФ промышленностью атомного ракетного крейсера “Петр Великий”, прежде всего был призван пустить пыль в глаза широкой публике. Многие ли знают, что крейсер был заложен еще в “застойные времена”, при Советской власти? Последние четыре года строительство крейсера почти не велось и деньги на достройку еле-еле наскребли. Крейсер постарел уже, стоя у стенки завода. При нормальной плановой его достройке вряд ли бы на нем произошло чрезвычайное происшествие с разрывом паропровода, приведшее к человеческим жертвам…
_____Достройка крейсера — это ведь не восстановление Храма Христа Спасителя, на котором можно нажить солидный политический капитал, и деньги на который “добровольно”, в принудительном порядке по разнарядке, взимаются с московских предприятий (в “Правде-5” приводится список некоторых из них).
_____Таким же пропагандистским шоу, должным продемонстрировать внимание властей к флоту, явилась и поездка высоких правительственных чиновников в Северодвинск для закладки новейшей подлодки “Юрий Долгорукий”. Здесь возникает законный вопрос: а стоило ли закладывать очередную лодку, практически заморозив при этом достройку ранее заложенных на том же самом заводе… Кого обманываем, господа-демократы?
_____Об этом с горечью говорилось в обращении двенадцати заслуженных флотских военачальников к Федеральному собранию Российской Федерации. Среди них: адмирал флота Н.Д. Сергеев, Герой Советского Союза адмирал флота Г.М. Егоров, адмирал флота И.М. Капитанец (все трое — бывшие начальники главного штаба ВМФ), адмирал Н.И. Ховрин, адмирал В.В. Сидоров (бывшие командующие флотами), генерал-полковник Г.А. Кузнецов (бывший командующий авиацией ВМФ).
_____В обращении, в частности, говорилось: “…Россия утратила господство на Черном, Балтийском и Каспийском морях, а также в важнейших стратегических регионах Мирового океана. Руководство нашей страны, судя по всему, не представляет значимости флота в обороне государства с морских направлений (протяженность морских границ России составляет более 40 тысяч километров из 61), не учитывает, что западные страны не идут на переговоры о сокращении своих ВМС, а, наоборот, создают новую материальную базу ведения войны на море. Россия фактически в одностороннем порядке сокращает ВМФ и к началу XXI века может лишиться уже более половины своих кораблей и морской авиации. Утрачено две трети пунктов базирования Балтийского и Черноморского флотов (Таллин, Рига, Лиепая, Одесса, Николаев, Донузлав, Керчь, Поти, Измаил и др.), то есть, все то, что под руководством Петра I было завоевано Россией в борьбе за выход к морям”… Я прошу извинения у читателя за столь длинную цитату, но она дает, как мне кажется, очень четкое представление о том состоянии, в котором находится Российский флот в год своего 300-летнего юбилея. Так что не “за здравие” провозглашать нужно господам-демократам, а скорее — “за упокой”…
_____
Леопольд СИРОТКИН, капитан 1 ранга

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой