Авторский блог Редакция Завтра 03:00 27 января 1997

УГРОЗЫ И РИСКИ ВПК

<br>
УГРОЗЫ И РИСКИ ВПК (Россия)
Author: Ю. Бардахчиев
4 (165)
Date: 28–01–97
_____
_____6 января — Кипрское правительство отвергло призыв ряда западных стран отказаться от приобретения российских ракетных комплексов С-300 класса “земля-воздух”.
_____8 января — Госкомпания “Росвооружение” сообщила, что в 1996 году Россия заняла второе место среди ведущих экспортеров оружия, продав его на сумму 3, 5 миллиардов долларов.
_____12 января — Россия начинает теснить традиционных поставщиков вооружений в мире — США, Германию, Великобританию и Францию, что вызывает активное противодействие со стороны западных стран — производителей и экспортеров оружия.
_____22 января — Турция пригрозила в случае размещения на Кипре С-300 ввести войска на турецкую часть острова.
_____
_____Не самый значительный, но самый нашумевший российский контракт по продаже Кипру зенитного ракетного комплекса С-300 (в общем-то, несравнимый с поставленными тому же Кипру 85 танками Т-80У с мощными радиолокационными станциями и БМП-3 с противотанковыми ракетами “Бастион”) неожиданно вызвал серьезный международный кризис. Основания для него дали уникальные тактико-технические характеристики этого оружия — способность сбивать воздушные цели на дальностях до 150 км и на высоте от 25м до 25 км, причем система может одновременно поражать 6 целей двенадцатью ракетами. В целом, возможности ЗРК настолько высоки, что будучи развернутым на Кипре, он сделает его самым защищенным от воздушного нападения районом Средиземноморья. Замечательные свойства российских ЗРК, особенно в сравнении с хвалеными, но как оказалось, “не очень уклюжими” американскими “Пэтриотами”, дают военно-промышленному лобби США основания для беспокойства. Тем более, что четыре страны, намеревавшиеся приобрести американские ракеты-перехватчики, под впечатлением демонстраций возможностей нового российского оружия приостановили сделки. Как говаривала одна героиня Островского: “Кому ж не обидно будет? ”.
_____Турцию, дотоле безраздельно господствовавшую в воздушном пространстве Кипра, наши ЗРК обеспокоили по вполне понятной военно-стратегической причине — это современное российское оружие полностью меняет расклад сил. Впрочем, нагнетание “военной угрозы” со стороны маленького Кипра нужно Турции и по иным, внутриполитическим мотивам. Еще не ушел в прошлое долгий правительственный кризис, завершившийся вынужденным назначением на премьерский пост не самого популярного в Турции политика — фундаменталиста Эрбакана, а уже, похоже, стал надвигаться новый, провоцируемый все теми же нерешенными правительством экономическими и политическими проблемами. В этих условиях отвлекающая напряженность вокруг Кипра для официальных властей — “дар божий”.
_____Понятно также, почему резкие политические действия произвело правительство США, тонко почувствовавшее запах угрозы экономическим интересам своего ВПК, да еще, по многим причинам, вынужденное взять сторону своего турецкого партнера по НАТО. За не вовремя распознанную угрозу военно-экономическим интересам страны был снят с должности военный атташе на Кипре, а за самовольный выбор продавца, очевидно, должна быть наказана Никозия. В результате вмешательства американского посредника российско-кипрский контракт отложен на 16 месяцев, Турция делает угрожающие заявления в адрес Кипра и даже России, Греция заявляет, что прямое вмешательство Турции в дела острова может привести к войне между двумя странами, а США пытаются не довести десятилетия тлеющую вражду Турции и Греции до открытого конфликта членов “единого” военного блока.
_____Греция и Турция в конце концов разберутся между собой, да еще под давлением такого “воспитателя” в НАТО, каким являются США. Что же касается скандала с российскими оружейными поставками Кипру, то нашему ВПК он даже полезен — создает дополнительную рекламу, что тоже неплохо. А протесты и давление США многие страны-покупатели оружия научились обходить — своя безопасность дороже.
_____Однако скандал вокруг продажи российских ЗРК имеет и другую сторону — он привлек внимание к самой проблеме мировой торговли оружием и, что для нас важнее, к проблеме российского ВПК и всего, что с ним связано.
_____Военно-промышленный комплекс достался России в наследство от СССР со всеми своими минусами и достижениями. В начале перестройки он был главной мишенью критики либеральных журналистов. В конце 80-х ВПК стал объектом экперимента либеральных реформаторов под названием конверсия. Западные источники указывают, что конверсия военного предприятия на уровне 4 процентов в год неминуемо приводит к приостановке производства и увольнению специалистов. У нас она в некоторых случаях была доведена до 40 процентов. И все-таки даже сегодня военная промышленность, казалось, стертая с лица земли демократической прессой и конверсией, тем не менее может срабатывать “изделия” такого класса, чтобы заставить очень всерьез беспокоиться США — главного поставщика вооружений в мире.
_____Именно ВПК является сегодня почти единственной отраслью в России, обладающей высокими технологиями и, как выяснилось, продолжающей их развивать. Именно ВПК Россия обязана “ядерным щитом”, благодаря которому у нее еще есть шанс противостоять усиливающемуся давлению Запада. Именно продукция ВПК позволяет покрывать значительную долю государственных долгов страны и зарабатывать дополнительные миллиарды долларов.
_____При гигантском общем спаде производства, отсутствии государственных дотаций в военную промышленность, по самой своей советской природе, бывшую государственной (и в основном таковой и оставшейся), она, по логике вещей, должна была полностью потерять потенциал и конкурентоспособность. А она — демонстрирует достижения, выходящие за пределы возможностей США. Именно эту необъяснимую странность, подмеченную ими еще в 1994 году, этот феномен сохранения высоких технологий при тяжелейшем спаде промышленности, американцы стали называть по имени руководителя госкомпании “Росвооружение” А. Котелкина — “kotelkins”.
_____Не думаю, что “организатор победы” именно Котелкин, да и словечко вряд ли приживется, но сам феномен ставит перед рациональными американцами почти мистическую проблему — каким образом блокировать российский ВПК, который не только выжил, но еще и укрепляет свои позиции на мировом рынке вооружений? Решение этой проблемы — одна из главных целей США в отношении России.
_____Жесткое противодействие российскому военно-промышленному комплексу со стороны США проявляется как вполне явно — на внешнем рынке, так и в попытках опосредованного давления на ВПК внутри страны. Средств для этого много и используются они без лишней стеснительности. Так, некая американская фирма “Nick and Corporation” (N&C) через подставные российские фирмы скупила 37 процентов акций российского авиакосмического комплекса. N&C стала совладельцем Тушинского машиностроительного завода (выпускает знаменитые космические корабли “Буран”), Воронежского авиапредприятия (выпускает Ил-86), МНПК “Авионика” (единственный производитель систем управления военно-воздушной техникой), Ступинского КБ “Аэросила” — словом, она владеет акциями (во многих случаях контрольными пакетами) 26 предприятий российской “оборонки”.
_____Похоже, что эта ловко оперирующая на рынке акций оборонных предприятий фирма имеет своей целью откровенную спекуляцию, хотя и в этом случае масштаб ее деятельности поистине впечатляет. Но вполне возможны и стоящие за ее спиной “заинтересованные организации”, желающие воспользоваться доступом к секретным производственным и технологическим процессам для устранения конкурента с самого освоенного и перспективного для России на ближайшее десятилетие рынка авиационной техники.
_____Стремление к секретам конкурента соседствует с активными методами воздействия на него. В документе Оперативного директората ЦРУ содержатся указания сотрудникам в Москве собирать компроментирующй материал на высокопоставленных российских должностных лиц, связанных с экспортом оружия, и продвигать его как в российскую прессу, так и в контрольные и правоохранительные органы. Итоговая задача этих акций заключается в замене ключевых фигур конструкторско-технического состава и оружейного экспорта ВПК, что должно дезорганизовать структуры торговли оружием и резко снизить темпы продаж вооружений РФ.
_____Но не только, или вернее, не столько секреты российских зенитных комплексов, истребителей Су-27 и Миг-29, танков Т-80У беспокоят США. В торговле оружием, помимо в общем-то естественной конкурентной борьбы в военно-экономической сфере, есть важнейшее военно-стратегическое измерение, которое, конечно, и имел в виду госдепартамент США в заявлении о “нарушении баланса сил”. Однако и это еще не все. Торговля оружием является одним из наиболее эффективных способов привести одну страну в зависимость от другой. Долговременная оружейная зависимость стран-импортеров от своего поставщика (например, Южной Кореи от США) является для государства-экспортера довольно надежной гарантией торгово-экономического, политического и идеологического “послушания” этих стран. Таким образом, Россия, тесня Соединенные Штаты на рынках вооружений, вмешивается в святая святых механизмов управления миром.
_____Но для российского ВПК глобальная конкуренция с ведущими западными экспортерами вооружений, увы, является не единственной проблемой оружейной отрасли. То, что выход России на рынки оружия есть один из немногих способов самофинансирования и выживания ВПК — понимают все российские производители вооружений. Однако понимание это еще не рождает консолидации внутри предприятий “оборонки”, и сиюминутная и чаще всего небольшая выгода для них часто оказывается важнее государственных приоритетов и даже собственных долговременных перспектив.
_____Заводы — производители оружия — считают, что самостоятельно смогут продавать больше и дороже, и настаивают на праве заключать коммерческие контракты. Эти контракты в условиях, когда суммарная емкость мирового оружейного рынка за последнее пятилетие сократилась более чем вдвое — с 46–47 млрд. долл. до 21 млрд. долл. — приходится заключать в условиях жесточайшей конкуренции. Для этого надо искать посредников среди местных коммерсантов, которые берут до 20 процентов за то, чтобы “пробить” контракт у своего правительства. Даже при условии, что их не обманут нечистоплотные посредники, предприятиям, не имеющим развитой маркетинговой и сервисной системы, естественно, приходится идти на уступки в цене контракта. Одновременно такая “оружейная” конкуренция “между своими” дискредитирует общегосударственные программы российской торговли вооружениями. И хотя уже восемь предприятий ВПК добились права осуществлять комплексные поставки своей продукции за рубеж, большинство результатов их самостоятельной международной торговли редко впечатляет.
_____Не оставляет своим вниманием высокоприбыльный оружейный бизнес и теневая экономика. Начиная с 1992 года она сумела глубоко проникнуть в торговлю оружием, подорвав своими аферами в нескольких странах Арабского Востока и СНГ доверие к военно-промышленным компаниям России. “Теневики” имеют достаточно мощное прикрытие в эшелонах власти и лоббируют как выгодные для них контракты, так и назначение удобных для них лиц в системе военно-технического сотрудничества.
_____Таким положением с удовольствием и не без выгоды для себя пользуются западные конкуренты России. Те самые ЗРК С-300, из-за которых обострился турецко-кипрский кризис, оказались в своих главных составляющих проданными Пентагону по соглашению с Белоруссией. Белорусские партнеры “Росвооружения” сочли выгодным для себя уступить США вычислительный комплекс 40У6 — систему наведения ЗРК. А уж американские военные не преминут использовать секреты российских оружейников для модернизации своих “Пэтриотов”, чтобы вернуть ныне занимаемый Россией сектор рынка.
_____Жесточайшая борьба против российского ВПК ведется Западом как планомерная государственная политика. В этих условиях жизненно необходимо противопоставить взаимной сутолоке и “работе локтями” многочисленных российских оружейников создание крупных производственных отраслевых объединений. Например, таких, как МАПО “МИГ” или ВПК “Сухой”, предлагающих рынку суперсовременные самолеты и ударные вертолеты. В близком будущем запланирована кооперация разработчиков и производителей систем залпового огня (ГНПП “Сплав”, систем ПВО “Антей”, военно-морской неядерной техники.
_____Это важное дело продвигается, но недостаточно быстро и эффективно. И дело не только в риске быть выброшенными с мировых рынков вооружений, и не только в угрозе отстать от лидеров в оружейной гонке. Дело еще и в гораздо более серьезном риске — постепенно, за счет экономического самоудушения, лишиться наиболее современных сегментов ВПК — стратегического ресурса современных технологий. Ресурса, способного стать локомотивом развития страны.

_____
Ю. БАРДАХЧИЕВ

1 ноября 2024
1.0x