ТАК!
Author: Елена Антонова
3(164)
Date: 21-01-97
_____
_____
_____Среди огромного разнообразия недавних концертов в БЗК необходимо выделить два юбилейных концерта. Один отмечал 25-летие хора Государственной Академической Симфонической капеллы России, художественным руководителем и главным дирижером которой является народный артист России, лауреат Государственной премии России, основатель хора Валерий Полянский. Вся программа юбилейного концерта была составлена из произведений русских композиторов: Калинникова, Танеева, Чайковского, Бортнянского и Рахманинова. В первом отделении звучали хоры а капелла на слова Пушкина, Плещеева, Никитина, Полонского, а также духовные песнопения; во втором — симфоническая поэма Рахманинова на слова Э.По в переводе Бальмонта — “Колокола” для оркестра, хора и солистов. Чистота, точность, владение тончайшими звуковыми и эмоциональными оттенками при передаче мыслей и чувств авторов слов и музыки — все это делает Хор Полянского единым инструментом удивительной мощи и воздействия.
_____Второй юбилейный концерт был посвящен 130-летию Московской консерватории. Как известно, Московская консерватория была основана в 1866 г. Николаем Григорьевичем Рубинштейном вскоре вслед за Петербургской. Ее открытие в сентябре 1866 года состоялось в доме баронессы Черкасской на Воздвиженке, где Николай Григорьевич сказал, что задача Московской консерватории состоит в возвышении русской музыки. В нынешнем юбилейном концерте, средства от которого должны пойти на реконструкцию Большого зала консерватории, приняли участие солисты Хибла Герзмава, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Владимир Спиваков, Александр Князев, фортепьянный дуэт — Николай Луганский и Вадим Руденко, Симфонический оркестр Московской консерватории под управлением Леонида Николаева, Государственный академический симфонический оркестр под управлением Евгения Светланова с дирижером Арнольдом Кацем, Камерный ансамбль “Солисты Москвы” под руководством Юрия Башмета. Вступительное слово произнес ректор Московской консерватории профессор Михаил Овчинников, который сказал, что, несмотря на трудности, переживаемые сейчас, Московская консерватория живет и здравствует, и будет жить и здравствовать. Нам же хочется добавить: и здравствовать, несмотря на усилия сидоровых, петровых и коганов.
_____Хорошо прозвучал студенческий оркестр Московской консерватории, сыгравший увертюру к опере Глинки “Руслан и Людмила” и три пьесы из сюиты Прокофьева “Ромео и Джульетта”. Тепло встретили слушатели исполнение Х.Герзмава, обладательницы мягкого, чистого, лирического сопрано, арии Лючии ди Ламмермур Доницетти и Колыбельной Чайковского, а также виртуозную игру на двух фортепиано Н.Луганского и В.Руденко, которые исполнили вальс Равеля и на “бис” — вальс Рахманинова. Впервые за много лет мы услышали в одном концерте игру двух известных скрипачей В. Спивакова и В. Третьякова. Первый сыграл сонату N 1 Шнитке для скрипки и фортепиано в паре с С. Безродным, а второй вместе с виолончелистом А.Князевым и оркестром исполнил концерт Брамса. Что сказать об игре Спивакова? Профессионально, но холодно: и от музыки, и от исполнения. Формализм, но не торжество формы, а ее упадок, как если бы “Черный квадрат” Малевича был разъят на части и выполнен в холодной сине-фиолетовой гамме цветов. Третьяков же — скрипач импровизацион-ный, трепетный, теплый, заставляющий слушателей вместе с ним заново творить и сопереживать. Очень непростой концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром был воспринят как единое целое во многом благодаря игре Третьякова и удивительной слаженности оркестра. “Солисты Москвы” во главе с Юрием Башметом вновь подтвердили свою репутацию великолепного ансамбля, тонко и глубоко понимающего музыку и целомудренно ее исполняющего. Никаких внешних жестов, никаких эффектов “на публику” — все подчинено музыке. На этот раз они исполнили прелюдию и скерцо Шостаковича и “Анданте Кантабиле” Чайковского. Скерцо Шостаковича — с самого начала быстрое, бравурное, как бы беспорядочное, этакое броуновское движение, но и здесь прослеживается динамика, приводящая к организации, осмыслению. Вначале из хаоса рождаются обрывки мелодий, затем целые музыкальные фразы, иногда они распадаются, чтобы затем вновь соединиться; все, как в реальной жизни: беспорядок, упорядочение, система. Есть высший смысл в том, что “Солисты ...” играют стоя: они — жрецы музыки. Чайковский: альт — солист и дирижер. Первая тема — разработка русской мелодии; распевно, раздольно звучит альт. Вторая тема — вопрошающая, с восточным оттенком, но русская! И снова первая мелодия сменяется второй, piano, pianissimo. Простота, благородство, удивительное чувство стиля.
_____
Елена АНТОНОВА
1.0x