ВСКЛАДЧИНУ НА ИСТОРИЮ
Author: Андрей Фефелов
3 (164)
Date: 21–01–97
_____
_____
_____Известный датский критик прошлого столетия Георг Брандес, очутившись на римском форуме, в сердцах воскликнул: “Здесь каждая пядь земли имеет за собой больше истории, чем все русское государство! ”
_____Что возразить? Действительно, на ТАКОЕ государство, как РОССИЯ, не напасешься никакой истории. Нас вообще слишком мало для территории ТАКОГО масштаба. Отсюда впечатление пустынности и беспредметности нашей географии. Ведь не случайно европейцы, привыкшие к пядям, норам и прочим щелям, характерным для планировки их “старых и великих” городов, воспринимают Красную площадь как форменную пустыню…
_____История в европейском смысле — предметна. Существует она в материале, в вещах больших и малых: то есть в архитектуре, коллекционных украшениях и военных реликвиях…
_____Что толку в уверениях о глубине и красоте русской истории, если уже десятый год закрыт на замок Государственный Исторический музей. Изнурительные нескончаемые ремонтные работы снова замерли, съежились, обратились в ничто… Так безрадостно и мрачно музей мирового значения переживает ледниковый период русской государственности. У властей на Исторический музей, конечно же, денег нет. Вместо финансовой поддержки власть направляет дирекции музея циркуляры с требованиями подновить фасад к очередной инаугурации — как в Древнем Риме. Причем органы федеральной власти заботятся больше о торце Исторического музея, обращенном к Красной площади, в то время как городская управа приглядывается к зданию Шервуда со стороны Манежа (к 50-летию Победы мэрия заставила работников музея изыскать средства для вставки стекол). А музей стоит себе с забитыми оргалитом окнами, с разобранной кровлей, стоит, выпотрошенный и угрюмый — памятник русскому безвременью.
_____Первый вице-премьер правительства, лемурообразный Илюшин, побывав в музее, обещал каких-то денег. Потом исчез куда-то… Градостроитель и радетель о земле русской Лужков привел за ручку акционерное общество Моспромстрой, которое, не получив вовремя причитающейся ему суммы, через арбитражный суд “обуло” музей на 5 миллиардов рублей. Из 117 миллиардов, заложенных в прошлогодний бюджет специально на реконструкцию Исторического музея, получено всего девять (что без остатков ушло на эксплуатацию филиалов музея в Новодевичьем монастыре и на Крутицком подворье). Логику власти понять можно: зачем тратить деньги на “раскрутку” Александра Невского, Ивана Грозного, Александра Суворова и Георгия Жукова? Их рейтингу, кажется, ничего не грозит. Хошь ты голосуй, хошь нет, — они все одно, понима-ашь, не проиграют. Так что лучше весь национальный бюджет взять и кинуть враз эстрадным мартышкам, чтобы они, к общему удовольствию, спели для нас: “Давай, давай, Борис… ”
_____И все-таки, символический или даже мистический смысл заложен в том, что закрытие музея на ремонт в 1986 году совпало с началом либерального эксперимента в России.
_____Существует такое поверье: как только откроют Исторический музей — восстановится русская государственность — и всякое временщическое ворье вверх тормашками полетит из кремлевских палат. Быть может, поэтому некто всесильный из администрации президента чинит невидимые препоны продолжению реконструкции…
_____Как ни странно звучит в свете сказанного — большинство экспозиционных залов музея полностью отреставрированы. Великолепные живописные панно, созданные при участии великих русских художников, сияют свежестью красок. Потолок главного холла украшен фресками, изображающими генеалогическое древо Романовых, пестрит портретами царей. Полностью готовы и установлены экспозиционные стенды, а византийский и древнерусский залы в своем тихом ожидании озарены светом ламп, спрятанных в переплетении животных и растительных узоров грандиозных кованых люстр.
_____Здесь же, неподалеку, за семью замками и печатями, в помещении ныне свернутого Музея Ленина, находятся драгоценные экспонаты русского Исторического музея, коих насчитывается более 4, 5 миллионов. Они лежат, запрятанные в деревянные ящики, заставленные в специальные стеллажи, в помещениях, вовсе не приспособленных к хранению предметов старины.
_____Однотипные ящики сложены один на другой и трудно вообразить, что в этом музейном некрополе скрыты древнейшие монеты, ценнейшие сабли и доспехи воинов Запада и Востока, старинные ткани и украшения, костяные чаши и золотые кубки, хрупкие летописи и берестяные рукописи, древние русские и греческие книги…
_____Здесь Бессарабский клад (II тысячелетие до н. э.), Таманский саркофаг (III в. до н. э.), золото Копенского Чаатаса (VII в. н. э.), “Изборник” Святослава (1073). Здесь штабелями сложены реликвии и фетиши русской судьбы: вещи знаменитых отечественных полководцев и государственных мужей, портреты и оружие безвестных русских героев и тружеников на ниве строительства империи.
_____Находясь в эпицентре зоны концентрации исторического материала, физически ощущаешь странную энергию запрятанной в гроб истории.
_____Музей закрыт. Москва обрастает супермаркетами и ночными клубами. Строительство гигантского и очень дорогого блиндажа на Манежной площади, кажется, близко к завершению. По всему городу — как сама судьба — шествуют чудовищные заскорузлые церетелиевские фаллосы. А Музей все еще закрыт.
_____21 февраля Государственному Историческому музею исполняется 125 лет. Москва, изукрашенная бутафорскими цветами, позорно вползает в новый, юбилейный, год — без Исторического музея…
_____Но что делать, спросите вы? Возмущаться, сетовать, обращаться наверх — бесполезно! Услышав наши вопли, Чубайс заклеит языком очередную картонную коробку с крадеными миллионами долларов и спешно передаст ее Лисовскому… Лужков, опрокинув внутрь рюмашку молочного коктейля, сардонически засмеется и пожелает своему дорогому Зурабу богатства и долгих лет жизни… Государственная дума зашелестит тревожно, как осенняя роща, — и затихнет, а мы еще долго будем вслушиваться в далекое карканье ворон… Министр же Сидоров только прытче станет собирать кожаный чемодан в преддверии очередной поездки в Кельн по обмену опытом реституции…
_____Остается одно: послать всю эту компанию ДАЛЕЧЕ и начать собирать деньги в складчину, всем народом. Люди мы небогатые, но зато нас много — всего миллионов так 140, за вычетом не-нас. Глядишь, по тыщонке, по рублику за пару лет наберем необходимые 60 миллиардов… И тогда, с Божьей помощью, будет сдана первая очередь, и двенадцать сверкающих залов откроют свои двери для народа. Народа, достойного собственной Истории. Да будет так!
Андрей ФЕФЕЛОВ
1.0x