НЕ УЧИТЬСЯ, ЕЩЕ РАЗ НЕ УЧИТЬСЯ… (Россия готовится вступить в XXI век с одним-двумя учебниками на класс)
Author:
2 (163)
Date: 14–01–97
_____
_____Два последних года Россия демонстрировала позорное бессилие в Чечне, вплоть до полной там капитуляции. Одновременно из года в год она терпела не менее сокрушительное “поражение” в снабжении своих школьников учебниками. При кажущейся “несводимости” эти явления современной российской действительности имеют не только схожую обреченность, но и глубокое внутреннее родство. Оно — в экономической сфере. В обоих случаях речь идет о крупных бюджетных средствах и, соответственно, об огромных “черных дырах” их утечки…
_____Бюджет призван быть концентрированным выражением государственного интереса. Этот интерес громогласно провозглашается во время бюджетных баталий в Госдуме, тихо тлеет в высоких чиновничьих кабинетах и неприметно для глаз переходит в частный. При политическом режиме, который поставил перед собой циклопическую задачу одним махом “повернуть реки” к капитализму и сколотить номенклатурную буржуазию за счет расхищения общенародной собственности, переход государственного интереса в частный происходит легко и без лишних драм.
_____Так в Чечне возникает “странная война”. Войскам приказом сверху запрещают нанести последний удар по загнанным в горы боевикам, а те, отдышавшись, объявляют очень нужную кое-кому “городскую войну”. И вот, под громы пушек и гранатометов, множащих руины, гениальные финансисты ельцинской эпохи играючи списывают уже разворованные миллиарды, выделенные на “восстановление разрушенного в Чечне”…
_____Так возникает “странная возня”, что глушит любые попытки навести порядок в “финансируемом государством” производстве школьных учебников. И ежегодно “в пожарном порядке” повторяется одна и та же неуправляемая чехарда, в которой проконтролировать движение запоздало выделенных сумм уже никто не может. В итоге спекулянт втридорога продает подпольно слепленную книжку, а в близкой к Москве Тульской области два—три букваря на класс… “Теневой” рынок учебников окреп настолько, что уже может тягаться с государственным. “Наезды” на издательства с целью вымогательства пленок, с которых можно печатать учебную литературу, стали обычным делом. В декабре ушедшего года был хладнокровно застрелен у своего дома В. Вишняков — заместитель генерального директора издательства “Дрофа”, которое в последний год занимало на рынке второе место по объему выпускаемой учебной литературы. Газеты, как сговорившись, сразу связали это преступление с разборками по поводу учебников…
_____
_____Между тем есть реальный выход из “тупиковой” ситуации. Его предлагает генеральный директор “Центркниги” Николай Григорьевич Лозовой.
_____План Лозового не случаен. АО “Центркнига” — это бывшая всесоюзная книжно-торговая база, мощности которой сегодня загружены лишь частично. Современное техническое оснащение, квалифицированные кадры, опыт нескольких десятилетий работы — все это дает возможность и право “Центркниге” постоянно ставить вопрос именно о государственном подходе к проблеме школьных учебников. Вот только возобладает ли он?
_____Слово Николаю Григорьевичу Лозовому.
_____Два года я безуспешно пытаюсь доказать, что решить проблему учебников можно. За это время прошел по крайней мере два круга на уровне правительства, вплоть до В. Черномырдина, Думы, министерства образования, которым руководили Ткаченко и Роговцев — сейчас они сняты. На третьем круге имею дело уже с В. Кинелевым, новым министром общего и профессионального образования, его заместителем В. Болотовым, а также с М. Кирпичниковым, главой департамента правительства по науке и образованию.
_____Суть проблемы в следующем. В 93–94-ом учебном году в стране было выпущено лишь 45 процентов необходимого количества школьных учебников, в 94–95 году уже 30 процентов, а в 95–96 году, по моим оценкам, меньше пятнадцати, по оценкам министерства образования — свыше тридцати. Почему такие разные цифры? 30 процентов — это данные регионов. Они сообщили министерству, что именно настолько сегодня обеспечены учебниками. В бюджете на эти цели было запланировано 500 миллиардов рублей, выделено — 170. А сколько реально было выпущено учебников на эту сумму, никто ответить не может. Известно только, что Ткаченко и Роговцев были срочно сняты со своих постов.
_____Я не собираюсь вести расследование, но, по моим оценкам, учебников было произведено лишь на 70 миллиардов. Такую цифру дает подсчет литературы, которая проходила в регионы через нашу базу. Все остальное — это подпольно выпущенные книги, причем в нарушение всех правил и требований к качеству. То есть 100 миллиардов бюджетных средств исчезли без следа, а масштабы “теневого” производства учебников сравнялись с контролируемым государством — отсюда и 30 процентов в регионах вместо 15. Причем “липовые” книжки, которые рассыпаются в считанные месяцы, люди покупали втридорога.
_____Кто выпускает их подпольно? Все, кому не лень. Известно, что ряд издательств получили лицензии на учебники “Просвещение”, “Дрофа”, “Аргус” и другие. Но в связи с тем, что бюджетных денег было выделено явно мало, стало очевидно: вокруг учебников вновь возникнет страшный ажиотаж. Поэтому предприимчивые дельцы через темные связи с издательствами и типографиями просто делали копии учебников и продавали не только в регионах, но даже на книжной ярмарке в “Олимпийском”. В конце концов проблема оказалась настолько запутанной и закрученной, что дошло до абсурда: дефицит учебников в стране — и горы их, лежащих у меня на базе…
_____Тут еще одна сторона проблемы. Учебники, что комплектуются у нас на базе, регионы обязаны покупать на средства из своего бюджета. Затем эти суммы должны быть как-то компенсированы, потому что учебники — это правительственная задача. Например, можно оставить у регионов часть средств от налогов, которые они вносят в Минфин. Своего рода взаимозачет. Но Минфин тянул и такого разрешения не давал. Казна же регионов из-за невыплат зарплат была пуста. Так учебники и остались лежать на базе… В начале года их было на 20 миллиардов рублей. Мы написали статью в газету “Правда” под заголовком “Даю взятку! ” Там говорилось, что книжная база терпит убытки, так как под невыкупленные учебники заняты огромные площади, и куда только не обращался директор: к председателю Роскомпечати, в Думу и даже к самому Черномырдину… Дальше шла фраза: “И везде встретил тупое непонимание вопроса”.
_____Через два дня меня приглашают в “Белый дом”, показывают статью, где были подчеркнуты красным карандашом два места: цифра 20 миллиардов и “тупое непонимание вопроса”. Мне сказали:”Мы не верим, что у вас на базе учебников на 20 миллиардов, подтвердите это официально”. И на следующий день за своей подписью и печатью я это подтвердил и дал прайс-лист, то есть список всей учебной литературы. Тут же из департамента прислали специалиста, который тщательно, на всех складах и этажах, прощупал всю литературу и вынужден был подтвердить: да, такие учебники есть… За их хранение мне никто не платит, убыток же составляет свыше 6 миллиардов рублей. Но я даже не знаю, на кого подавать в суд…
_____Тогда я выступил с предложением. В нем нет ничего особенно нового. Просто попытался ответить на вопрос: почему раньше с учебниками проблем не было?
_____Во-первых, существовала головная организация в стране. До 91-го года ею была “Союзкнига”. Она занималась распространением учебников по всем республикам и регионам. Все это проходило через нашу базу.
_____Сейчас министерство образования отвечает за содержательную часть, правительство за то, чтобы выделить на учебники деньги, регионы за то, чтобы их получить и распространить на месте. И нет организации, которая все это связывала бы и контролировала.
_____Во-вторых, я считаю, правительство должно наконец признать, что денег на бесплатные учебники в ближайшие годы не будет. И надо просто заявить: дорогие родители, бабушки и дедушки, учебники придется покупать. Никакой трагедии не произойдет. Наоборот, наконец можно будет навести порядок в этом вопросе. Причем тем же родителям учебники обойдутся значительно дешевле, чем сейчас, когда торговлю ими вот-вот окончательно приберут к рукам “теневики”.
_____А как быть без головной организации? Я сказал: пожалуйста, готов взять на себя роль такой структуры по организации производства учебников и доставки их в регионы на коммерческой основе. Да, для этого нужны огромные деньги. Известно, что на 97-й учебный год их потребность определена в более чем 1, 5 триллиона рублей. Но бюджет таких средств никогда не выделит. Мы сели и подсчитали: взяв куда меньший кредит, можно, под гарантию Минфина, грамотно его прокручивая, решить проблему на сто процентов. Если бы предлагаемая нами система работала жестко, по-немецки, то всего 80 миллиардов рублей оказалось бы достаточно, чтобы в течение года обеспечить школьников учебниками на эту самую колоссальную сумму в 1, 5 триллиона рублей.
_____Наше предложение таково. “Центркнига”, действуя как головная организация, осуществляет производство и поставки учебников на 80 миллиардов. Регионы их оплачивают, а мы эти деньги снова запускаем в цикл. Прокручивая таким образом 80 миллиардов в течение года, мы выпускаем все необходимое.
_____Учитывая, что регионы сегодня явно не могут жестко, в три дня, оплачивать счета, можно было бы увеличить им время на оплату до 40–45 суток. Но тогда кредит необходим уже не на 80, а на 200–250 миллиардов рублей. И коммерческий банк готов дать такие деньги под гарантию Минфина.
_____Мы также подсчитали, что стоимость учебников при такой системе повысится примерно на 4–5 процентов. Но запустив непрерывный цикл максимального тиража, когда бумага будет идти вагонами, при беспрерывной работе типографий и ритмичной доставке книг в регионы, мы одновременно, за счет большого оборота, снизим эту стоимость на 15–17 процентов.
_____То есть мы можем тогда гарантировать, что учебники станут дешевле минимум на 10–15 процентов и в среднем стоить где-то 8 тысяч.
_____Но я всюду подчеркивал: все это выполнимо на сто процентов, если запускать программу 1 ноября. Цикл на следующий год должен начинаться не позже этой даты! Эти речи я вел в августе, сентябре, и на сегодняшний день ничего не сдвинулось…
_____Все представлялось нами в доказательной форме: на бумаге, на доске во время проведенного у нас на базе совещания под руководством замминистра образования В. Болотова, в присутствии представителей издательств. Долго все обсуждали, выпили много чая. Никто не сказал, что предложенная схема плохая. Все были “за”.
_____Потом не менее полутора часов беседовал на эту тему с В. Кинелевым в его кабинете. Он согласился со всеми моими доводами в присутствии специалиста по школьным учебникам П. Буго. Тут же меня передали Болотову, тот имел со мной несколько встреч. После этого почему-то к делу охладел. Я обращаюсь тогда к М. Кирпичникову. Он передает меня главному специалисту Г. Васину. Опять я получаю заверения: да, это великолепно, это хорошо, но требуется доработка. Затем Кирпичников вызывает к себе Болотова и при мне задает вопрос: вы знакомы с предложениями Лозового? — Да, знаком. — У вас есть возражения? — Нет возражений, надо только кое-какие детали доработать. — А есть другая программа, кроме программы Лозового? — Нет. — Действуйте. То есть дает прямые указания: начинайте работать. А Болотов, выходит, все тащит в болото…
_____Сам я не знаю, но много вышло статей, в которых говорят, что учебники стали “золотой жилой” для чиновников и теневиков. Я верю, хотя доказательств у меня нет, что Ткаченко и Роговцев в этом “болоте” и потонули. Начинаю также верить, что и при новом руководстве министерства общего и профессионального образования его чиновники или не справляются со своими обязанностями, или хотят чего-то другого — мутной водицы…
_____Ну пусть не “Центркнигу”, сделайте головной другую организацию. Но такой нет! Потому что в стране существует единственная мощная база, способная в сутки отправлять в регионы 40–50 двадцатитонных контейнеров литературы.
_____Пока нормально отношусь к Михаилу Петровичу Кирпичникову, потому что все говорит о том, что он болеет за решение этой проблемы. Единственное в чем его можно обвинить: до каких пор он будет терпеть Болотова и Кинелева, которые тянут всю эту проблему в болото. Прошел ноябрь, прошел декабрь. Если мне дадите к 1 марта даже роль головной организации, учебников не будет. Программа на 97–98-й учебный год будет провалена. Опять сорвут огромный куш подпольщики, опять родители будут платить пятерную цену, а дети будут, как сегодня в Тульской области, иметь на класс два учебника. У нас ими нормально обеспечены только Москва и Ленинград.
_____Учебники сейчас надо запускать ну хотя бы уже с 15 января. Не в марте же начинать кричать “где учебники! ” Мы уже так кричали и в 94-м, и 95-м году. В 96-м начали выпускать их аж в июне! Но это же смешно, если букварь начинает поступать в продажу в ноябре!
_____Как решить эту проблему? На каком уровне? Как сделать, чтобы хоть что-то зашевелилось? Мне уже кажется, что надо кого-то очень сильно обидеть, чтобы он захотел что-то сделать. Ведь по моим сведениям, Черномырдин “за” именно в такой постановке, о которой я говорил. Но видно, у него занятость большая, руки не доходят. Кирпичников занимается проблемой. Но то ли слишком доверяет Болотову и Кинелеву, то ли еще что-то. Но главное, это не тот вопрос, который можно решить месяцем раньше или позже. Его надо решать немедленно, вчера!
_____Есть конкретный банк, готовый дать на программу деньги. Банк знает, что дело прочное, знает нашу базу — своего давнего клиента. Есть Центркнига, которая способна все организовать. Бумажные комбинаты, получив крупный заказ на 120 млн. экземпляров книг, помесячно будут иметь план. Они не будут работать то в аварийном, то в неритмичном режиме. Издательства и типографии тоже получат нормальный, на целый год заказ. Родители скажут в конечном счете спасибо. Потому что им не нужно будет куда-то ездить, все получат в своем регионе и по нормальной цене.
_____И регионы, зная, что бесплатных учебников не будет и что, закупив, будут вправе их реализовывать, то есть практически вернуть деньги себе, смогут 20–30 процентов учебников выделить бесплатно для малообеспеченных групп населения. Они сами будут такие вопросы решать.
_____Но надо честно заявить: пока наше государство не встанет на ноги, учебник должен быть платным. Иначе — безвыходное положение. Получается и хуже, и дороже. Мы также теряем уровень образования, теряем интеллект. Это галоп в пропасть.
_____О “мутной воде”… Если меня не хотят воспринимать серьезно, то значит есть конкуренты. Но кто они? Я ведь работаю на уровне министерства. Там мне не говорят, что план плохой и есть другой. Иначе был бы спор, был бы уровень аргументации, конкуренция. Но другого плана нет! И похоже очень многим выгодно отсутствие четкой системы в обеспечении учебниками. А может быть, кому-то еще выгодно, чтобы было по два учебника на класс? Чтобы у нас не было нормального образования? Чтобы народ был не культурным и интеллектуальным, а рабочим быдлом? Это уже политика. Когда были выборы, Черномырдин заявил: “Наша святая обязанность обеспечить детей учебниками бесплатно! ” Где сейчас эта обязанность?
_____Процедуру обеспечения учебниками загнали в тупик взяткодатели и взяткобратели. Кто-то хорошо греет на этом руки, а делать это можно именно имея “мутную воду”. Можно выделить деньги лишь где-то в мае-июне. Сколько их потом уйдет в регионы, никто считать не станет, будет не до того. А когда начнут жаловаться, что кому-то денег не дали, скажут: ну чего вы хотите, денег дали всего-то 300 миллиардов, и мы, при всем желании, всех обеспечить не смогли. Хотя на самом деле учебников выйдет только на 100 миллиардов, а двести — ищи-свищи. Но вот если бы существовала головная организация, то можно было сказать: а подать сюда Ляпкина-Тяпкина и пусть доложит куда и сколько пошло денег. Все тогда можно проверить. И нюансик, из-за которого до сих пор нет головной организации, он, видно, лежит здесь.....
_____Лозовой не отрицает собственного интереса. Он хочет загрузить свое огромное предприятие работой. И нормально, честно заработать, взявшись за решение крупной задачи. Она же социально важная задача — школьные учебники. И Лозовому можно верить — иной директор на его месте мог бы давно открыть ликеро-водочную или пивную линию, благо ему не раз уже это предлагали. Были советы, перевести “‘Центркнигу” под торговые склады, предлагали даже собирать здесь компьютеры, мебель и так далее. 23 тысячи квадратных метров только складских помещений, общая — 30 тысяч. Но само предприятие строилось под книжную продукцию. Линии механизированы, люди работали со всеми регионами, занимались только книжной продукцией. Менять квалификацию людей? Разгонять специалистов своего дела? А взявшись за решение задачи государственной важности, он мог бы не только сохранить профиль базы, но и создать еще минимум 600 рабочих мест. Как говорит Лозовой, чиновников шокировали его слова: я не возьму в руки ни рубля. Кредит на производство учебников будет все время в банке. Он станет только управлять: кому и какие нужно перевести деньги за произведенный труд. Но на счет “Центркниги” деньги не пойдут. Ни одного рубля на поощрение, решение социальных проблем, совершенствование типографий! Оплачиваться будет только производство учебников и поставки их в регионы. “Самое главное, — подчеркивает Н. Лозовой, — я не родил никакой новой идеи. Я просто предлагаю всем вернуться к той схеме, которая работала до 91-го года. И была эффективной… ”
_____Когда верстался номер, из “Центркниги” нам сообщили, что объем нереализованных учебников 96-го года на складах базы существенно вырос. Издательству “Просвещение” так и не удалось самому реализовать в регионах часть выпущенной продукции и, терпя убытки, оно передало их “Центркниге”. Всего невыкупленных учебников на базе скопилось уже на сумму в 78 миллиардов рублей. А в глубинке России нет ни учебников, ни денег на их покупку…
Авторский блог Редакция Завтра
03:00
13 января 1997
Не учиться, и еще раз не учиться...
<br>
1.0x