Авторский блог Редакция Завтра 03:00 13 января 1997

«Разреши оковы неправды»

<br />

«РАЗРЕШИ ОКОВЫ НЕПРАВДЫ»
Author:
2(163)
Date: 14-01-97
_____
_____

ЗАЯВЛЕНИЕ
СВЯТЕЙШЕГО
ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО
И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
И СВЯЩЕННОГО СИНОДА
РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
от 28 декабря 1996 года
_____
_____Подходит к концу 1996 год — очередной трудный год для возрождающейся России. Уклад жизни, политический строй, экономика огромной страны претерпевают стремительные перемены. Существовавшие на протяжении десятилетий старые экономические структуры разрушены, новые создаются с большим трудом, в условиях острой нехватки финансовых средств, а нередко и отсутствия необходимого для такой работы опыта.
_____Происходящие на наших глазах глобальные перемены в экономической ситуации беспрецедентны по своим масштабам и по быстроте. Неодинаковые по своим результатам, они имеют одно общее — они затронули судьбу каждого жителя России; от тех, кто только вошел в жизнь, до тех, кто свой жизненный путь заканчивает.
_____Сегодня далеко не все поддерживают происходящее в стране; у многих растет чувство недовольства, выражающееся в открытых столкновениях, конфликтах, демонстрациях и забастовках.
_____В этой ситуации Церковь хотела бы напомнить о том, насколько важна свобода для полноты человеческого бытия. Свобода самовыражения, познания, поиска истины, выбора жизненного пути, передвижения, реальная, а не декларированная свобода совести — все это является несомненным успехом развивающейся российской демократии.
_____Однако нельзя закрывать глаза на то, что для многих свободы, обретенные в результате перемен, обесцениваются из-за отсутствия экономической базы для их реализации. Свобода передвижения, например, оказывается свободой лишь для богатых, так как для большинства населения поездка к родным и друзьям — непозволительная роскошь. Получение образования, соответствующего призванию человека, во многих случаях недоступно тем, у кого нет средств на оплату своего обучения. В стране сложилась такая ситуация, при которой лишь ограниченное число людей может пользоваться благами, тогда как большинство оказывается за чертой бедности. Пропасть между богатыми и бедными достигла критического соотношения, которое, по существу, может свести на нет равенство гражданских прав населения страны.
_____Не желая вступать на поле политических симпатий и антипатий, не вмешиваясь в политическую борьбу, Церковь, однако, не может не выразить глубочайшую тревогу за судьбу России, за духовное состояние народа, его культуру, науку, социальное положение. Свободы, обретенные ценой многих трудов и потерь, могут быть обесценены разрушением материальной основы их реализации. “Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела, что пользы?” (Иак. 2:15-16). Что пользы говорить о свободах и преимуществах демократии, когда люди страдают от голода, нищеты, социальной незащищенности?
_____Во все времена Церковь была и остается на стороне слабых и обездоленных.
_____Сам Христос отождествил себя именно с этими людьми: Он пришел в мир как Мессия бедных, а не как могущественный политический вождь; Его называли “другом мытарям и грешникам” (Мф. 11:19), потому что Он всегда был с теми, кого общество выбросило за борт. Церковь продолжает на земле дело и служение Христа. И потому, когда голос Церкви перестает быть голосом нищих и забытых, униженных и оскорбленных, поруганных и отверженных, когда она отождествляется только с богатыми и могущественными, она утрачивает верность своему призванию, теряет доверие народа.
_____Сегодня, в условиях свободы, Церковь имеет возможность снова выступать в своей исконной роли — заступницы за людей перед сильными мира сего. И она не может не возвысить свой голос в защиту тех, кто оказался на грани жизни и смерти в результате трагического обнищания, лишения необходимых условий для поддержания жизни, отсутствия самой элементарной социальной защищенности. Наше настоящее заявление проникнуто чувством боли и ответственности за людей, оказавшихся в критическом, поистине бедственном положении. Речь идет в первую очередь о тех, кто месяцами не получает зарплату, не имея доступа к каким-либо иным материальным источникам. Наша особая боль сегодня о пенсионерах, которые в тяжелейших условиях трудились для блага Родины, а сегодня некоторым из них, в том числе инвалидам войны и труда, грозит голодная смерть. Многие представители старшего поколения мужественно исповедывали свою веру в условиях государственного атеизма, своей верностью Православной Церкви подготовили нынешнее религиозное возрождение в стране. А сейчас они приходят к нам, пастырями Церкви, со слезами отчаяния. Большинство из них получает мизерные пенсии, которых не хватает на жизнь, но даже и эти жалкие деньги им не выплачивают. Больно видеть пожилых людей, стоящих с протянутой рукой в подземных переходах, на вокзалах, на папертях церквей. Неужели нет у нас ни капли благодарности этим людям, неужели не найдется у нас средств для того, чтобы обеспечить им достойную старость?
_____Не меньшее беспокойство вызывает у нас положение учащейся молодежи. Из-за отсутствия средств многие молодые люди не только бросают учебу, но и выходят на поиски легкой добычи, что нередко толкает их на безнравственные поступки, способствует росту преступности. Талант, лишенный возможности получить достойное образование и стать гордостью науки, пополняет ряды гениев преступного мира. Безграмотный делец и голодный ученый, доведенный до отчаяния рабочий и бросивший свою землю крестьянин, нищий артист и побирающийся на улице солдат — таков трагический выбор, перед которым стоят сегодня вступающие в жизнь молодые люди.
_____В крайне тяжелой ситуации оказались дети. В стране множество бездомных детей и подростков, брошенных родителями, покинувших родные места и скитающихся из города в город в поисках куска хлеба. У них нет ни будущего, ни настоящего: вся их жизнь, едва ли не с самого младенчества, превращается в борьбу за выживание. Одной из причин этого являются ничтожно малые суммы, выделяемые родителям в качестве пособия на ребенка.
_____Нельзя не упомянуть о катастрофической ситуации, складывающейся в детском здравоохранении: сокращается число родильных домов и детских поликлиник, лечение приобретает коммерческий характер, в больницах и поликлиниках остро не хватает медикаментов и оборудования. Процессы, происходящие в российском здравоохранении, в целом не могут не вызывать нашей глубочайшей тревоги. Лечение становится одной из форм бизнеса, перестает быть доступным для малоимущих. На горе и болезнях людей наживаются всевозможные шарлатаны, активно использующие средства массовой информации для саморекламы в то время, как истинное здравоохранение влачит нищенское существование.
_____Сознавая всю тяжесть нынешнего положения, мы призываем руководство страны, руководителей субъектов Федерации, представителей законодательной и исполнительной ветвей власти, работодателей, всех тех, на ком лежит ответственность за неуплату пенсий, зарплат, пособий и стипендий, осознать необходимость экстренного решения этой проблемы. Мы обращаемся к епископату, духовенству и ко всем верующим с пастырскими призывом осознать всю тяжесть стоящих перед страной и всеми нами проблем и сделать все от нас зависящее, чтобы оказать реальную помощь всем, кто сегодня в этой помощи так остро нуждается. Церковь сегодня напоминает о том, что человеческая жизнь, здоровье и благосостояние граждан должны быть безусловным приоритетом при распределении материальных средств, при выработке экономической и социальной политики. Церковь заявляет, что невыплата денег, заработанных честным трудом, является преступлением перед человеком и грехом перед Богом. Священное Писание говорит: “Не обижай наемника, бедного и нищего... В тот же день отдай плату его.., чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха” (Втор. 24:14-15). В предновогодние дни мы обращаемся к тем, от кого зависит благосостояние народа, со словами пророка: “Разреши оковы неправды.., раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя” (Ис.58:6-8). Мы выражаем надежду, что начинающийся год явит милость Божию, что в обществе и народе укоренятся мир и согласие, дабы мы сообща могли преодолеть трудности, переживаемые ныне.

1.0x