6 января 2017

ВЫБОР

Православные празднуют Рождество Христово
Фото: ссылка
ВЫБОР - то, из чего можно выбрать; то, что выбрано.
Т. Ф. Ефремова. Толковый словарь русского языка.

Рождество Христово — великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников. Ввиду литургического воспоминания и празднования важнейшей тайны (наряду с пасхальной) спасения человеческого рода — Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия, рождённого во плоти, — является одним из самых значительных дней литургического года и одним из главнейших праздников в большинстве христианских конфессий.

Дата Рождества Христова не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа, которая неизвестна. В древности этот вопрос был предметом неоднозначных размышлений церковных авторов; один из самых ранних дошедших до нас текстов принадлежит Клименту Александрийскому, который упоминает 20 мая. День 25 декабря устанавливается в Римской Церкви в начале IV века, чему первое свидетельство обнаруживается в так называемом «Календаре Филокала» (сведения относятся к 336 году). Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого» (после зимнего солнцестояния начинает прибывать солнечный день), который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием: рождение Христа стало пониматься как «Рождение Солнца Правды». В то же время в восточных Церквах — Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения Господня 6 января под общим названием Богоявления (празднование Рождества вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в других — вплоть до VI века. Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество Христово 6 января, соединяя его с празднованием Крещения.

В IV веке равноапостольная царица Елена построила храм на месте вифлеемской пещеры, прославленной рождением Христа. О повсеместном почитании праздника Рождества свидетельствуют поучения Отцов Церкви IV века — Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, написанные на этот праздник. В кодексах Феодосия (438) и Юстиниана (535) излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. Иоанн Златоуст первый ввёл этот праздник в Антиохии в 386 или 387 году. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить это празднование на Константинопольском соборе.

В настоящее время почти все христиане (за исключением Армянской Церкви) празднуют его 25 декабря. В большинстве приходов Русской Православной Церкви это — 7 января по новому стилю.

В ночь с 6 на 7 января 2017 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве.

Иллюстрация: И. Е. Репин, «Рождество Христово»;

источник текста протоиерея Д. Смирнова.

Экспертные оценки

Наступает радостный день Рождества… Каждый из нас, если душу нашу смущают какие-то мысли, заботы, страдание или сострадание, должен вспомнить о том, что мы совсем не одиноки в мире, что Христос пришёл к нам. Особенно это чувствуется в Вифлееме, когда стоишь перед этой звездой, где отмечено серебряным кольцом то место, где родился Христос. И понимаешь, что именно в этом месте во вселенную пришёл Спаситель мира, и совсем не на белом коне, не под гром танков, а такой маленький, совершенно безобидный и совершенно не могущий о Себе даже ничего сказать. Маленький мальчонка – Сын Отца Небесного. Пришёл для того, чтобы прожить вместе с нами такую же жизнь, полную непонимания родных людей или, несмотря на все их высокие достоинства, каких-то их педагогических ошибок, абсолютного непонимания братьев, детей Иосифа, Своего мнимого отца, который хранил святое Семейство. Он пришёл, чтобы нас спасти от этого мрака, который время от времени частично или целиком заполняет нашу душу.
В одно прекрасное время мне представилось, я очень хорошо почувствовал, что Богу угодно, чтобы человек был счастлив. Потому что спасение – это и есть счастье. Христос пришёл не для того, чтобы в один момент всех осчастливить, хотя Его пришествие – это действительно «осчастливливание». И пастухи прославили, Ангелы воспели это замечательное событие, и даже на это время Господь уберёг Младенца от всех противников, злобных завистников, чьи мысли и чувства были заняты наипошлейшими вещами, которые есть власть, деньги, какой-то почёт, какие-то подарки и прочая всякая человеческая ахинея, в которую человек погружён.

Давеча мне одна молодая женщина, которую с ребёнком бросил муж, сетовала на то, что она поздравила с Новым годом жену своего брата, а она даже и не поблагодарила. Умрёшь со смеху! Ну какая ерунда! И вот люди в этом – не буду цитировать Владимира Владимировича Маяковского – к сожалению, вот этим живут. Откуда такая пошлая убогость? Большинство русских людей говорят «спасибо», но не отдают отчёта, что это «спасибо» означает «спаси тебя Бог», то есть это желание спасения. А что такое спасение, в чём оно заключается, что это за пожелание? - людям даже невдомёк. И так во всём. Сейчас плакаты повесили: «С Рождеством Христовым». А кто такой Христос, что значит Рождество для тех, кто читает эти надписи? Ничего. А что для них важно? А для них важно: поблагодарили ли тебя за плитку шоколада, потому что там в подарках была ещё шоколадка, и она очень хотела, чтобы за шоколадку поблагодарили отдельно. Я не знаю, почём там шоколадки, но во всяком случае по сравнению с той трагедией, что муж бросил, это незначительно. И они не просто развелись (это обычная история), а он прямо бросил. Это вообще несопоставимо. Если мы плачем о шоколадке, то когда умрут все твои дети, что ты будешь делать? Если от шоколадки человек плачет, сколько ж нужно слёз, чтобы пережить, когда умрут все дети? Не лучше как-то поэкономить и в какие-то глупости не погружаться с головой? Но, к сожалению, человеческие отношения вместо того, чтобы быть источником радости, превращаются в такие страшные и очень неприятные события, которые по полдня мучают, а, может быть, в результате злопамятности это продлевается на годы. И вот человек в этом живёт, и поэтому он всё время несчастлив, он страдает. И, конечно, он думает, что причина страдания – это тот, другой человек, но это не так. Причина страданий в том, что человек не знает путей спасения от этого состояния и вообще от этой жизни, а спасение ближе близкого, оно гораздо ближе, чем мать родная, чем самые закадычные друзья и подруги, гораздо ближе, чем самые любимые и (так бывает, но очень редко) послушные дети. Только стоит обратиться. Обратиться и сделать шаг к Богу…

Мы очень многое можем изменить на каком-то совсем малом уровне, который заключается вот в чём. Что такое христианство? Христианство – это когда некое понимание жизни проникло в сердце человека. Вот на этом примере. Вот некий человек проповедует с амвона, а это одно из самых тяжёлых на земле послушаний. А другой человек ему мешает (шуршит). Это вообще делает проповедь невозможной. И вот – взять и удержаться. Потому что пошуршать можешь пять минут спустя, от этого потолок не обвалится, руки у тебя не будут отморожены и в штаны ты себе не нальёшь. Ничего не случится. Тебе вот приспичило, а ты удержись, пожалей другого человека. Тебе, может, и наплевать на то, что он там говорит, и даже непонятно и неинтересно. И вообще, сам не знаешь, зачем стоишь, но удержись, восприми его, как самого себя. Я специально беру примеры именно из своей жизни, чтобы было понятней. Вот стоят четыре человека и препираются, кому на исповедь. Почему они препираются? Потому что они очень вежливые и очень воспитанные: «Нет, Вы» – «Нет, Вы» – «Нет, Вы». А тот, который должен исповедовать, сидит и ждёт. Он устал, у него давление 140 на 120 – нижнее такое высокое, а они вежливые, и они наперебой упражняются в вежливости. А на него? А на него начхать. А что такое христианство? А христианство – это найти из моря разных вариантов – а их может быть десять тысяч – единственную возможность христианского подхода, вот этого выбора. Потому что когда мы раскланиваемся и делаем вид, что мы вежливые или шибко воцерковлённые, то это всё аккуратно фарисейство. Христос не для того пришёл, чтоб мы раскланивались, а для того, чтоб мы научились совершать христианские поступки. Из моря или пяти вариантов выбрать лучший. Причём лучший не для себя, а для других. А моё собственное «я» мне диктует: «Ты выбери лучший для себя», а тут надо выбрать лучший вариант для ближнего. А тут ещё вопрос: а кто мой ближний? И выбирай: вот перед тобой сидит человек, которого ты знаешь, и ещё трое, которых ты не знаешь. И кто в данном случае тебе ближний? То есть голова, сердце всё время должны быть в работе. Что лучше моим детям? Что лучше мне? Что лучше моей работе? И вообще, зачем я живу и в чём смысл? Потому что для большинства из нас лучше – это всегда то, что «я считаю». А вот надо всегда постараться понять, а как Христос наш Господь и Учитель на это посмотрит и смотрит сейчас. Он видит даже предваряющие поступок мысли и чувства. Если мы научимся этому, в итоге будет христианство в нашем сердце. Если мы не научимся, то будет исключительно фарисейство.

И большинство людей так и выбирают себе всякие хорошие, правильные вещи. Например, не есть баранину. Я, когда молодой был, ездил к отцу Павлу (такой батюшка был в Ярославской области), и он всё время так говорил – такое смелое высказывание: «Ты всё ешь, только людей не ешь». Я думаю: и так ясно, что людей грызть не надо. Вроде как он против поста выступает. А потом уже, когда прожил достаточно десятков лет, понял, что для большинства людей поедание своих ближних заживо, превращение их жизней в кошмар – это есть обычная вещь. Ни о чём не задумываясь, люди не поедают, а просто жрут друг друга заживо. И могут считать себя вполне приличными людьми. «Ну как, я ж делаю как лучше». Ты делаешь как лучше, делая людей вокруг себя несчастными, потому что они тебя избегают, не хотят с тобой связываться, как будто ты злая собака, которая, слава Богу, на привязи, поэтому, если близко не подходить, то не укусит. И ты думаешь, это хорошо? Ты думаешь, Христос пришёл на землю, родился в Вифлееме для того, чтоб ты был цепной собакой и чтоб ближнего от тебя могла оградить только цепь? Нет. Христос пришёл для того, чтоб эта собака цепная превратилась в ангела, который служит Богу, который смысл своей жизни, своего существования видит в том, чтоб облегчить окружающим жизнь. Начиная с ближних, а потом дальше, дальше, а можно и вообще расширить это всемерно. Как преподобный Серафим сказал: «А ты спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»...

На самом деле христианство не далеко от нас. Нам нужно покаяться. Что такое «покаяться»? Покаяться – это понять про себя, что ты – цепной пёс, и молить Бога о том, чтоб Он преобразил вот эту образину в ангела Божия, который будет служить Богу. А служба Богу заключается в спасении ближних, и человек будет в этой службе Богу помогать.

Слово дня 31 декабря 2016
Экспертные оценки:
1.0x