ВЕЛИЧАНИЕ - (воспевание, хвала, возвеличение, именование, кликание, прославление, возвеличивание) — ритуальное восхваление, прославление участников семейных и календарных обрядов в песенной форме (преимущественно у восточных славян)
Википедия
Тропарь, глас 4:
Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.
Кондак, глас 3:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог.
-Отец Олег, что для каждого из нас означает Рождество Христово?
Все праздники имеют для нас практическое значение. Рождество Христово сродняет Сына Божия с каждым из нас. Отныне все, что происходит с нами, происходит во Христе и со Христом. С Ним мы рождаемся и с Ним умираем, с Ним и воскреснем, – потому что уже состоялось не только Рождество, но и Воскресение Христово! – и в Господе же мы уже посажены на Небесах (как тело Его) одесную Бога Отца.
- А если мы недостойны?
«Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2:8-9). А то, что Церковь Его и есть Его тело, то сказано: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). Как Тело Его, мы и были вознесены в Нем в момент Вознесения на Небеса и воссели в Нем одесную Бога Отца.
– Однако все-таки сказано: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21)? Наша-то в чем победа?
Давайте вспомним, как на Западе изображают Георгия Победоносца: рыцарь в латах, играет мышцами. Что-то среднее между Арнольдом Шварценеггером и Сильвестром Сталлоне. С невероятным усилием он вгоняет бревно в глотку змея, ему пот даже изображают на лбу, на теле. А в православной иконописной традиции это одухотворенный юноша, не накачанный анаболиками, он спокойно сидит на коне, положение его торса не выдает напряжения. Копье он придерживает буквально пальцем. Подлинная победа не совершается механическими усилиями. В духовной жизни, как говорил старец Паисий Святогорец, не нужны бицепсы. В православном миропонимании главная победа это победа духа над плотью, а не торжество плоти над другой плотью. Поэтому для нас настоящий герой это тот, кто прежде всего внутри себя одержал победу. Смотрите, в правом верхнем углу, откуда идет древко копья великомученика Георгий, на православной иконе – всегда благословляющая рука Христа или изображение Его Самого. Истинный победитель – Сам Господь. А мы можем стать соучастниками Его победы, если посвящаем свою жизнь Христу, как это делали святые. Многие из них это сделали на Рождество, сам праздник такой – располагает к подаркам, приношениям Богомладенцу.
– Тем более, что это тот подарок, где получаешь больше в итоге сам?
Да, Христос, когда облекся в человеческую природу, стал сотелесником каждого из нас. Именно этим термином – сотелесник – святые отцы выражают то, как Господь приблизился к нам. И как наш сотелесник Он воскрес, вознесся на Небеса и воссел одесную Бога Отца. Истинная человеческая природа Христа сопричастна нашей человеческой природе. Когда мы говорим, что в Иисусе Христе две природы, мы понимаем, что по Божеству Он единосущен Богу-Отцу, а по человечеству Он единосущен каждому человеку, живущему на земле. Поэтому, воссев на Небесах одесную Бога Отца в Своей истинной человеческой природе Он и всех нас переносит на престол славы. Ходатайствует Он за нас вечно Своим Телом, которое было изъязвлено за наши грехи и беззакония. И Бог Отец взирает на род человеческий через раны Сына Своего. И взирая на нас через Распятие Христово, Бог Отец видит нас не просто прощенными, помилованными, но и оправданными. И в день Воскресения Христова было засвидетельствовано о том, что жертва за грехи всего мира была принята Богом Отцом.
– Мы вступаем в единокровное родство и становимся сотелесниками Господу Иисусу Христу в Таинстве Причащения?
Нет, мы сотелесники фактом рождения. Он облекся в человеческую природу, и когда Он воплотился, все люди на земле стали Ему сотелесниками, а Он – всем нам стал сотелесником. Крещеные, некрещеные – все стали сотелесниками.
– Тогда какой полноты единения с Господом мы сподобляемся в Таинствах Крещения, когда сочетаваемся Христу, и особенно – Причащения?
Открываем Библию, Второе послание апостола Петра, читаем: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1:3-4). Когда мы зарождаемся в этот мир, даже в момент зачатия, мы уже становимся сотелесниками Христа, потому что Он, вочеловечившись, облекся в человеческую природу. А когда мы причащаемся Его Тела и Крови, мы становимся причастниками Его Божеского естества. Потому что во Христе Божественная и человеческая природы встретились неразлучно, неизменно, нераздельно и неслиянно, в Нем Божество и человечество – единая ипостась. И когда мы причащаемся, мы становимся причастниками Божеского естества, но не по природе. Если бы мы становились причастниками Божеского естества по природе, то каждый бы становился 4-ой, 5-ой, 6-ой, 7-ой и т.д. ипостасью. Мы становимся причастниками Божеского естества по благодати, по милости Божией. Это и есть тайна Божественной Евхаристии, к которой мы приступаем, именно благодаря тому, что Христос Своими страданиями омыл наши грехи, а в день Своего Воскресения из мертвых запечатлел для всего рода человеческого тайну Божиего прощения. Ибо когда Бог Отец воскресил Сына, Сын восстал силой ипостасного Божества в Духе Святом – это было свидетельством того, что жертва за наши грехи была принята. И в Причастии мы становимся причастниками Божеского естества.
Беседовала Ольга Орлова