В Париже 2 октября завершился очередной раунд переговоров "нормандской четверки" на уровне глав государств. По завершении пятичасовых переговоров их участники перечислили журналистам лишь рассмотренные темы: проведение местных выборов на Донбассе, амнистия, обмен пленными, а также восстановление социально-экономических связей юго-востока с остальной Украиной.
Экспертные оценки
Саммит нормандской четвёрки в Париже — унылая картина, доложу я вам...
Демонстративно уехавшие на автомобилях своих, с дистанцией в какое-то количество минут, президенты России и Украины — этот отъезд выглядел как обидчивый жест каждого из них после общей ссоры!
Последующая пресс-конференция Меркель и Олланда выглядела из рук вон жалко. Было понятно, что реальность расползается от них во все стороны, что ни черта они толком не решили, что всё плохо у них, но должны делать хорошую мину на физиономиях. Говорили они в соответствии со своими темпераментами, немка что-то в мозговышибающем стиле Гегеля лепетала неуверенно, а француз напыщенно вещал. (При этом был похож со своим загаром на упитанную неприличную утку по-пекински.)
У меня, честно говоря, эти двое вызвали злость. По какому праву эти два, чуждые Донбассу, европейские типчики решают судьбу Донбасса, да того же Луганска, где я уже в 1946 году с моим военным отцом жил и служил? Судьбу Харькова они решили, навязав огромному умному городу сельскохозяйственную власть западенского хулиганья! Эти непрошеные европейцы отдали мои родные места — рабочий посёлок моего детства — Салтовку, отдали Тюренку, Журавлёвку, Сумскую улицу центра города, площадь Тевелева, где я жил с моей первой женой, каким-то задёрганным козлам, извините, психам из нацбатальонов...
В чём неправота России, это в том, что из-под палки, пользуясь тем, что у ДНР и ЛНР тяжёлое положение — вынудили пойти в этот минский хомут, надеть его на себя, извести самых основных пассионариев заставили и сидят себе голубчиками, ухмыляются... Тьфу, глаза бы мои не смотрели!
Путь Донбасса, путь полного отделения от украинского государства, вряд ли будет приемлем для большинства территорий, которые в той или иной степени требуют автономии и децентрализации власти, завязанной на Киев. И вот тут для киевского режима, который старается сохранить киево-центрическую модель Украины, есть поле для манёвра. С другой стороны, власть неизбежно столкнётся с центробежными тенденциями, которые будут нарастать на фоне ухудшения экономической ситуации. Однако это не означает, что центробежные тенденции превратятся в очередную народную республику, будь то в Херсоне, Харькове или Тернополе.
Учитывая, что ДНР и ЛНР и украинский проект — враждебны между собой, время здесь работает на ЛНР и ДНР. Но это отнюдь не означает, что Украина развалится на какое-то количество частей, которые уже не смогут осуществлять агрессивную политику по отношению к ЛДНР и Российской Федерации. Скорее, мы увидим трансформацию системы власти на Украине, и Киев постарается отстоять главенствующую роль. Пусть под соусом децентрализации, этого эвфемизма, который сейчас используется для торга между региональными и киевскими элитами, будет проведена реформа украинского государства. Однако она вряд ли будет проведена по российским лекалам, то есть федерализацию никто в этот момент включать не будет.
Проблема ДНР и ЛНР в том, что лозунги и идеи, в рамках которых были созданы народные республики, скорее, будут заменяться на ухудшенный вариант украинской государственности. С такими же олигархическими кланами, которые были до Майдана и «русской весны», таким же, если не более худшим, экономическим состоянием, нежели на Украине и, конечно, с радикальным упрощением политической и социальной жизни. По сути, сформирована диктатура, которая не имеет никакого отношения к демократии. Как следствие, республики представляют из себя ухудшенную копию Украины.
А факт, что заседание "нормандской четвёрки" не принесло никаких основополагающих политических заявлений, кроме фактического продления "Минска", — демонстрирует, что сама идея мирного плана не разрешает проблемы Украины или народных республик, но просто загоняет их вглубь. И этот гнойник под названием «бывшая Украина» будет существовать ровно до тех пор, пока не проест свой ресурс, как социальный, так и экономический, после чего всё равно взорвётся дополнительными трансформациями политического устройства, уже не управляемыми ни из Киева, ни из Москвы.
Всё, что обсуждалось в ходе нынешней встречи, находится в рамках подписанных ранее соглашений. Но Париж и Берлин более чётко заявили позицию, что Киев должен не трактовать соглашения, а соблюдать их. Пожалуй, это единственное серьёзное достижение встречи. Насколько я понимаю, Киев к соблюдению соглашений не готов, потому что сразу после возвращения домой Порошенко заявил, что никто от него ничего не требовал, и Киев давно уже всё выполнил.
Что касается вхождения ДНР и ЛНР в состав Украины на правах широкой автономии, то это опять-таки констатация пунктов "Минска", где записано, что республики должны получить особый статус в составе Украины. Естественно, если каким-то чудом "Минск" удастся выполнить и ДНР и ЛНР получат особый статус со своей армией, внешнеэкономическими связями, то Украина начнёт рассыпаться, потому что все остальные регионы захотят того же и Киев никому не будет нужен.
Но думаю, что выполнить Минские соглашения Порошенко просто не в состоянии: его скорее свергнут, чем позволят это сделать. Следовательно, у Киева остаётся два варианта: либо активизация боевых действий на юго-востоке с угрозой немедленного поражения; либо выжидание, но в таком случае с учётом того, что на Украине уже состоялся дефолт и обнищание населения пойдёт ещё более высокими темпами, отказ от боевых действий на юго-востоке будет означать, что гражданская война начнётся по всей территории Украины. Поэтому, безусловно, время работает против Киева. Но хорошего выхода из этой ситуации у Киева нет. Я ещё полтора года назад говорил, что умный человек после февральского переворота власть бы не принял, а скорее бы оттуда убежал. Яценюк и Порошенко оказались недостаточно умными, теперь пусть будут выкручиваться, как хотят.