19 декабря 2014

ЦЕНТРОБЕЖНОСТЬ

Белорусская православная церковь хочет самостоятельности
Фото: ссылка
ЦЕНТРОБЕЖНОСТЬ - направление в движении от центра к периферии
Толковый словарь Ожегова

Белорусская православная церковь собирается потребовать большей независимости от Московского патриархата РПЦ. Белорусские иерархи хотят получить для своей церкви статус самоуправляемой. На сегодняшний день БПЦ находится в статусе экзархата.

На общем собрании епархий Минской митрополии официально было принято требование о самоуправлении. Речь идёт о предоставлении статуса самостоятельности. Подобными полномочиями обладают православные епархии в Молдавии, Латвии, Эстонии и на Украине. Самоуправляемая церковь в отличие от экзархата имеет собственный Синод и не подчиняется Московскому Синоду.

 

Экспертные оценки

Понятно, что статус самоуправляемой церкви – это не автокефалия. Вот если будет произнесено ключевое слово «автокефалия», тогда это будет означать, что Минск хочет стать самостоятельной Поместной православной церковью. В данном случае речь идёт о расширении их полномочий. Есть ряд канонических признаков, которые говорят о том, что данная церковная структура является частью Русской Православной Церкви. Кандидатура предстоятеля белорусского экзархата утверждается Патриархом Московским и всея Руси. Миро, которая используется при таинстве елеосвящения, получается от Московского Патриарха. Речь идёт о том, что белорусы в будущем, видимо, будут просить, чтобы автокефалия была дарована самой матерью-церковью. На данном этапе, вряд ли это будет так. Потому что ещё с Украиной не разобрались.

В Беларуси внешние силы искусственно наращивают русофобию и постепенно готовят процессы, аналогичные украинским. Известно, что были случаи совместного служения с католиками, то есть усиливается проуниатская линия. И есть силы, заинтересованные в этом. И опять же, надо понимать, что президент Беларуси мало что понимает в церковной жизни. Для Лукашенко это чисто политический проект. И его позиции традиционно двойственны. И насколько я знаю ситуацию в самой церкви – настроения там не столь радикальны.

Прошение к Священному Синоду, к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу о предоставлении статуса самоуправляемой церкви, в Белоруссии давно назревало. И связано оно с тенденциями к отделению, к некоему сепаратизму.

Я думаю, что митрополит Павел вынужден был пойти на обращение в условиях, когда этого добивается значительная часть духовенства и епископата белорусской православной церкви. Центробежный алгоритм, к сожалению, всё сильнее проявляются в жизни церкви. Влияют на это не только внутренние причины, но и тот факт, что, например, Украинская православная церковь вообще имеет невиданный в истории статус – самостоятельной церкви - с большими полномочиями, чем самоуправляемая церковь, но с меньшими, чем автокефальная церковь.

Во многом это связано с тем, что объединительные усилия в политической сфере пока не принесли ощутимого результата. Разговоры о создании единого государства России и Беларуси долгое время были политической игрой и со стороны Кремля, и со стороны Минска. На окончательное решение вопроса никто не шёл.

Вопрос о Белорусской Православной церкви будет подниматься на Соборе и, вероятно, может и не иметь положительного решения. Хотя это всё-таки не попытка ухода из состава Русской православной церкви, но стремление получить некую самостоятельность в управлении, которая характерна для шести церквей, находящихся в иностранных государствах.

Белорусы хотят пойти по пути Украинской православной церкви. До 1991 года была единая Русская православная церковь. И в Киеве, и в Минске были просто экзархаты. После развала Советского Союза решили, что каждое новое образовавшееся государство на постсоветском пространстве якобы должна иметь свою независимую церковь. Но Беларусь осталась в ранге экзархата.

А вот на Украине это получилось. Видимо, было внешнее давление на Московскую Патриархию, от наших «демократов», которые пришли к власти на волне путча 1991 года. Киевский экзархат был упразднён. И с того момента Украинская православная церковь Московского Патриархата самостоятельна в своих решениях. Одновременно с этим украинские иерархи участвуют в Поместном соборе, заседают в Священном Синоде. Получается, что они могут влиять на решения Московской Патриархии, а мы влиять на решение Украинской православной церкви уже не имеем права.
Выделение УПЦ МП и породило рост антимосковских настроений среди верующих, и в целом русофобские настроения по всей Украине.

Поэтому ни в коем случае нельзя повторять эту же ошибку с Беларусью. Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси – высокодуховный архиерей. Много лет он был наместником Псково-Печрского монастыря. Я не думаю, что это лично его решение. Скорее всего, владыка находится под давлением и некоторых представителей белорусской власти, и каких-то сил из-за рубежа.

1.0x