Сегодня исполняется 80 лет одному из важнейших видов общественного транспорта российской столицы - московскому метрополитену. Первая линия была открыта 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». С тех пор было открыто ещё 11 линий.
В настоящее время общая протяжённость всех линий 327,5 км, а само метро насчитывает 196 станций, 44 из них признаны объектами культурного наследия. До 2020 года по планам правительства Москвы будут построены ещё 78 станций, а протяжённость подземки возрастёт более, чем на 160 км. Ежесуточно метро Москвы перевозит 8 млн пассажиров, а за восемь десятилетий их намчиталось 145 млрд. На сегодняшний день доля метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет 56%. По интенсивности движения, надёжности и объёмам перевозок Московский метрополитен стабильно занимает первое место в мире.
Илл. Д.Жилинский. "В вагоне метро" (1957 г., фрагмент)
Экспертные оценки
С детства мне в метро было интересно. Были периоды, когда любовь к подземке сменяла неприязнь. Были. Но интересно там было всегда. До 80-го года я жил в коммуналке в проезде МХАТ, ныне Камергерский переулок. И почти каждый день бегал, как в музей, на станцию «Площадь Революции». «Пятачок» - цена вопроса. Ходил малолетним пацаном среди бронзовых скульптур часами. Больше всего нравились матрос с маузером и футболист.
В начале 80-х, когда из Строгино ежедневно мотался в центр, в старую школу, доводилось читать в метро всякую «антисоветчину». Помню, что когда открывал «Роман-газету» с «Одним днём Ивана Денисовича» народ от меня, тринадцатилетнего пионера, отсаживался и ехал я на практически пустой скамейке.
А в 90-ее, когда все эти подземные дворцы стали приходить в запустение, метро стало своеобразным ночным полем боя. Камер видеонаблюдения еще, видимо, не было. И вот – всевозможные бомжи, гопники, панки, скины, футбольные хулиганы... Поездка после полуночи реально могла стать последней… Ну а уж покалечить могли запросто. Тогда я и написал песню «Московское метро после двенадцати ночи». Всё об этом.
У меня есть друзья, которые метро не любят. Несколько человек. Стараются передвигаться по Москве наземным транспортом – трамваями, троллейбусами. Психи. Но и сам я иногда веду себя, как и они. Я живу на станции «Сходненская» и новооткрытая станция «Спартак» меня совсем не радует. Особенно в дни матчей. Вот и в это воскресенье, когда «красно-белые» будут играть с ЦСКА поеду в центр на трамвае через «Сокол».
Московское метро уникально по своей сути, ибо оно появилось в эпоху сталинского Большого Стиля, когда в нашей культуре преобладала дворцово-пафосная, победительно-роскошная линия. Украшательство не казалось бесполезным – мрамор и колонны, рога изобилия и могучие статуи в антично-ренессансном духе отражали смыслы и чаяния нового – советского – человека. Эпоха наивысшего эстетического переживания. Можно предположить, что если через тысячи лет нашу цивилизацию вдруг …откопают грядущие археологи, они будут долго и, вероятно, безрезультатно, думать – что же это за подземные чертоги? Или это были святилища неведомых древних богов?
Они увидят мрачный и торжественный пантеон на станции "Площадь Революции", а ещё витражи "Новослободской" и мозаичные «летописи» на кольцевых станциях послевоенной эпохи. Кому же поклонялся человек, строивший эти великие и непонятные сооружения? Безусловно, Солнцу и Небу. Любимый приём – так называемое небо-обманка на станциях метрополитена, равно как и в холлах гостиниц, и в фойе домов культуры. Поднимаешь голову и - видишь синий, в облаках, просвет с парящими спортсменами и самолётами, с некими верхними сферами. Миры, к которым надо стремиться и которые надо видеть, даже находясь глубоко под землёй. Маститые архитекторы и лучшие живописцы боролись за право создавать эту красоту.
Во всём мире метрополитен - это нечто сугубо утилитарное. Просто вид транспорта и уж точно никакого барокко с лепниной. Западная подземка – это не самое приятное место на Земле. Точнее – под землёй. Безусловно, их метро не всегда грязное и заплёванное, как это любят изобразить в американских боевиках. Оно бывает чистым, модерновым, стильным в духе хай-тек. Но ни в Европе, ни в Америке никому не пришло бы в голову создавать «подземный Версаль». А у нас это есть. Единственное и неповторимое Московское Метро.
Московское метро некогда было частью большого сталинского проекта, несло на себе не только транспортную, социальную, оборонную, но во многом и эстетическую, идеологическую, возможно, даже духовно- религиозную нагрузку. Советская сталинская утопия осуществлялась в небе и на земле, а в Москве — и под землей… Само рождение метро было овеяно тайной. Долго готовился план Метростроя. Потом мгновенно, как в сказке, чуть ли не одними лопатами, метростроевцы создали подземные чертоги, которые стали символом развивающейся Красной Империи. В период войны метро служило коллективным бомбоубежищем для москвичей. Как известно, на станции "Маяковская" в 1941 году проходило знаменитое подземное заседание, посвященное годовщине Октябрьской революции. Кстати, строительство московского метро продолжалось и в труднейшие для народа и государства годы Великой Отечественной войны. Так метро стало символом политической воли, убедительным доказательством способности СССР развиваться в условиях тотальной войны.
Перестройка и развал 90-х годов остановил развитие структуры московского метро. В те годы подземное метро было признано непозволительной роскошью для столицы РФ. Появились проекты, нацеленные на создание более дешевого, наземного, так называемого мини-метро. Однако монорельсовая дорога, идущая на уровне третьих этажей жилых домов, так и не стала заметной альтернативой московского подземного метро. Пресловутая "воздушка", от которой отказалась породившая ее в свое время Америка, в Москве окупится едва ли через 100 лет.
Последнее десятилетие Метрострой активно занят строительством новых веток и станций. "Осминог" московского метро активно тянет свои щупальцы за пределы МКАД, к территориям новых районов. Некоторые из новых станций представляют собой архитектурно-эстетический феномен. К таковым можно отнести платформу станции "Достоевская", оформленную художником-монументалистом Иваном Николаевым.
Следует отметить, что жизнь каждого москвича связана с метро. И не случайно, что помимо официального мифа о "подземных чертогах социализма", за минувшие десятилетия возникли народные мифы и поверия, связанные с московским метрополитеном. На самом деле легендам, байкам и приметам связанным с нашим метро несть числа.
Так, дети регулярно пытаются вынуть или хотя бы потрогать наган, что держит в руках бронзовый матрос на станции "Площадь Революции". От этих постоянных прикосновений маленьких ручек ствол довольно быстро стачивается и скульптуру приходится реставрировать каждый год. В 90-е кто-то даже пытался вырвать этот наган целиком — с тем, чтобы потом продать его иностранцам "за большие деньги". На этой же станции есть бронзовый пограничник с собакой, которую почему-то называют "собакой Баумана". Студенты, когда едут на зачет или экзамен, трут ее нос. Вроде помогает. Говорят, что есть в Москве секретное метро для правительства: ветка идет от Кремля аж до самого аэропорта "Шереметьево"-2. Так ли это? Не уверен... Байка про громадных крыс, которые мешают порой движению составов, также очень популярна среди читателей желтой прессы.
С метро связано и несколько религиозных апокрифов. Так, считается, что на станции "Новокузнецкая", над которой раньше стояла церковь св. Параскевы Пятницы, течет чудотворный источник. Вода просачивается на станцию около первого пилона справа от эскалатора. Если мигрень приключилась, то можно к стене лбом прижаться, и отпустит… Там ведь установлены лавки — из мрамора старого храма Христа Спасителя.
Кстати говоря, московское метро при открытии не освящали, как когда-то освящали первый трамвай в Москве. Нынешний юбилей хороший повод восполнить этот недочет. Водосвятный молебен проведенный в чертогах станции метро "Комсомольская"-окружная, мог бы стать еще одной исторической вехой в истории московского метро.