11 апреля 2017

КРАПИВА

Министр Соколов похвастался президенту Путину качеством дорог в России
Фото: ссылка
КРАПИВА - жегала, жигалка, стракива, стрекава, стрекучка; крапива жгучая, ожига, жгучка, жигучка, огонь крапива. Злое семя крапива: не свариш(т)ь изь него пива! С ним водиться, что в крапиву садиться. Не садись под чужой забор, а хоть в крапивку, да под свой. Хороша слобода, да крапивой поросла, запустела. Кабы на крапиву не мороз, с нею б и ладов не было!
В. И. Даль. Толковый словарь живаго великорусского языка.

В понедельник, 10 апреля, президент России Владимир Путин провел встречу с главой Министерства транспорта Максимом Соколовым, который доложил президенту о ситуации в отрасли.

В своем докладе Соколов отчитался о ситуации с ремонтом дорог, возведении мостов, строительстве и реконструкции аэропортов, морских перевозках, развитии железнодорожного транспорта и т.д.  По словам глав Минтранса, сейчас показатель соответствия федеральных трасс установленной норме - лучший за последнее время:

2Он достиг 71 %, и в этом году мы ещё, сконцентрировав усилия, улучшим его, приблизившись вплотную к 80 %, - пообещал Соколов. Среди достижений дорожников за прошлый год - он особо отметил несколько сданных федеральных трасс и крупных мостов: "Завершён ряд знаковых проектов: подходы к Мурманску, дороги «Сортавала», «Чуйский тракт», дороги в Сибири, - перечислил Соколов.

При этом, по его словам, "особую гордость у дорожников вызывают, конечно, проекты мостостроения. В прошлом году мы открыли рабочее движение более чем на 10 внеклассных мостах. Примерно столько же, сколько выводили за предыдущее пятилетие".  Министр добавил, что" конечно же, украшением, венцом в этой короне Западный скоростной диаметр".

 

Иллюстрация: Александра Овчинникова. "Крапива-васильки и ржавчина"

Экспертные оценки

Я думаю, что бравурные отчёты министра Соколова и его коллег президенту – это не диверсия и даже не глупость, а просто стремление отрапортовать наилучшим образом, доказать, что работает данный чиновник эффективно и, соответственно, заменять его ни к чему. Расчёт в первую очередь на то, что Путин заведомо не в состоянии проверить все отчёты всех чиновников, и есть хорошие шансы, что хороший отчёт так и останется главным впечатлением президента. Это, к сожалению, обычная чиновная практика с совершенно незапамятных времён – даже не берусь сказать, в каком веке впервые такое зародилось. Но получается, что наши чиновники в лучших традициях, как говорили в стаотну, «крапивного семени» рассчитывают именно на то, что их слова не будут проверены и руководитель примет всё на веру.

Такое случалось даже во времена Иосифа Виссарионовича Джугашвили, который, в общем-то, старался именно за ложные отчёты наказывать с максимальной строгостью. Всё остальное он ещё мог простить, но лживый отчёт карал особо строго. Если просто за провал в работе человека просто переводили на должность пониже, на которой он мог справиться с обязанностями, то за лживый отчёт действительно могли и посадить. Тем не менее, даже тогда таких случаев хватало именно потому, что проверить удаётся не всё. Кстати, в мемуарах главного маршала авиации Голованова, командовавшего во время войны авиацией дальнего действия, зафиксирован случай, когда тогдашний главнокомандующий ВВС Жигарев в присутствии Голованова обманул Джугашвили, но Голованов узнал об обмане Жигарева позже, когда уже нечего было переделывать. Сталину обман был неизвестен и Жигарев остался безнаказанным.

В данном случае я даже подозреваю, что формально отчёт министра транспорта правильный – в том смысле, что искусные манипуляции статистикой могут показать то, что в данный момент необходимо для отчёта. И, скорее всего, при всех очевидных провалах дорожного строительства есть и успехи, статистически значимые. И формально наказывать Соколова, может быть, даже не за что, а по сути понятно, что дорожная отрасль в нашей стране находится в состоянии полуразрушенном. Добавлю старую-старую шутку. Как известно, в России две беды. С одной можно справиться при помощи асфальтоукладчиков и катков, с дорогами сложнее.

У нас есть техническая возможность повысить качество дорог. Совершенно не сомневаюсь в том, что нынешние технологии строительства дорог и ухода за ними рассчитаны исключительно на максимальное выкачивание казённых денег путём регулярного ремонта. Сомневаться в том, что дорожное строительство стало у нас одним из узаконенных каналов казнокрадства – не приходится. Кстати, опять же не только у нас. В принципе строительство, а особенно дорожные работы, приманка для всевозможной мафии. И я не сомневаюсь, что тех, кто пытается сделать что-то хорошо и честно, могут и устранить, чтобы не мешали другим «зарабатывать» на непрерывных перекладках и переделках дорог. Но думаю, что всё-таки и особенности нашего климата тоже дают возможность обеспечивать такой способ «заработка». Пломбировать дырки на дорогах в дождь и во время таяния снегов – это, естественно, дело преступное. Но и сам факт изобилия перехода через ноль градусов в нашем климате очень ощутимо способствует разрушению дорог. Известно, что несколько лет назад в Германии случилась зима с таким же, как у нас, числом переходов через ноль и знаменитые германские автобаны, прославленные своим высочайшим качеством, рассыпались буквально на глазах. Так что кое-что правдивое в сетованиях на климат – хотя и немного, но есть. Боюсь, что добиться идеального качества, подобного немецким автобанам, мы действительно не сможем, но добиться того, что казнокрады не будут класть асфальт прямо в грязь – это вполне возможно.

Если бы я был верховным правителем, прежде всего озаботился бы тем, чтобы в аппарате правительства не осталось ни одного человека, способного поверить в «вашингтонский консенсус», поскольку дело в конечном счёте упирается в либерально-экономическую теорию. Именно она гарантированно приводит к рекомендациям, несовместимым к жизни. Естественно, люди, поражённые этой теорией, стараются не рекламировать результаты своей деятельности. Люди, способные руководствоваться другими теориями, в нашей стране пока есть. Конечно, если ещё лет десять поработает у нас преподавание либеральной теории в качестве единственно верной, то найти людей, способных созидать, будет уже практически невозможно. Но, по крайней мере, сейчас замена аппарата правительства, а не только министров, пока ещё возможна.

Все ожидали, что усиление давления Запада на нашу страну приведёт к появлению патриотов и просто профессиональных грамотных хозяйственников, финансистов и технарей в правительстве. Ничего подобного нет. Сплошные Соколовы, Силуановы, Орешкины. А Кудрины вырабатывают стратегию. Это потому, что из аппарата правительства ещё в прошлом тысячелетии вычищены все, способные усомниться в либеральной теории. И сейчас, даже если взять вменяемого министра, аппарат его министерства просто не сможет готовить для него полезные решения. Приведёт давление Запада всё-таки к очищению нашей власти или на это уже нет надежд? Надеюсь, конечно. Но не уверен. Жизнь самих работников аппарата мало зависит от того, каким догмам они следуют. Поэтому они могут себе позволить заниматься очковтирательством.

Слово дня 10 апреля 2017
Экспертные оценки:
1.0x