Правительство КНДР предложило Южной Корее на взаимной основе принять комплекс мер, призванных нормализировать двусторонние отношения и открыть путь к примирению и единству.
Об этом сообщает агентство Франс Пресс со ссылкой на заявление руководителя КНДР Ким Чен Ына, опубликованное Центральным телеграфным агентством Кореи (ЦТАК).
По информации ИТАР-ТАСС, в документе отмечается, что Север и Юг должны совместно выдвигать «приемлемые и отвечающие интересам всех корейцев конкретные предложения о путях воссоединения родины», чтобы «гарантировать сосуществование, совместное процветание и общие интересы».
В Пхеньяне подчеркивают, что объединение можно осуществить на основе принципов федерации, подразумевающих «существование двух разных социальных систем и идеологий». Для реализации этой задачи власти КНДР предлагают «отказаться от конфронтации и вражды, покончить с зависимостью от внешних сил, создать атмосферу, благоприятную для улучшения отношений между Севером и Югом».
Кроме того, в заявлении подчеркивается, что "Север и Юг должны воспротивиться зависимости от заграничных сил" и решать все проблемы силами корейского народа. В частности, Ким Чен Ын предложил Сеулу отказаться от практики проведения совместных военных учений с ВС США.
При этом в КНДР призывают ориентироваться на совместную декларацию от 15 июня. Документ был подписан во время визита в Пхеньян Ким Дэ Чжуна, занимавшего в 2000 году пост президента Республики Корея, который встретился с лидером КНДР Ким Чен Иром. В КНДР считают этот документ «исторической вехой на пути достижения объединения родины в интересах перемен в судьбе всего корейского народа».
Экспертные оценки
Возможное объединение дух Корей – это то, что волнует мировые СМИ. Эта тема также обсуждается на мировом дипломатическом Олимпе. Впрочем, интерпретируется она различно. Существует интерпретация, согласно которой так называемый «тоталитарный режим» Северной Кореи под влиянием экономических факторов вольется в Южную Корею, отказавшись от идей Чучхе и приняв протестантскую этику и западные ценности, распространенные на юге Корейского полуострова. Эту концепцию объединения отстаивают США и их союзники в Азии, прежде всего Япония.
Существует план объединения двух Корей желательный для Китая. Он предусматривает вывод американских войск с территории Южной Кореи и создание мощного военно-технологического плацдарма, стратегического союзника КНР. Такая Корея станет противовесом Японии, вторым по значимости фактором Тихоокеанского региона после Китая. Именно этого боится Япония больше всего. Возможно, именно этот план наиболее интересен самой КНДР.
В конце концов, все упирается в вопрос что произойдет: «слияние или поглощение…»
Но существует и третий план объединения двух Корей – это русский план. Его отсветы стали заметны еще в начале нулевых годов. Как известно, в столице Северной Кореи Пхеньяне был тогда построен православный храм Святой Троицы. Как говорили тогда, то было начало процедуры воцерковления северокорейского народа. Крещение лидера Северной Кореи, официальное принятие Православия, как государственной религии создало бы невиданный прецедент возникновения в Азии православного царства во главе с первоапостольным князем. Этот план отодвинулся но не провалился. Создание единой мощной православной Кореи, которая могла быть бы геополитическим партнером России, завершением Великого Стального Пути (Транссиба). Такова одна из экзотических моделей объединения двух Корей.
Мы знаем, что в момент объединения, в момент слияния народов выплёскивается огромное количество энергии – социальной, интеллектуальной, психологической. Как мы помним, в процессе объединения двух Германий был произведен снос Берлинской стены. Интересно, что произойдёт, когда объединятся две Кореи, какой символический акт мы будем наблюдать в момент слияния двух половинок одного народа?
В очередном предложении объединить Корею, поступившем Сеулу от Пхеньяна, можно выделить сразу несколько значимых моментов, которые, собственно, и вызвали международный резонанс.
Во-первых, это использование китайского принципа «одна страна—две системы» применительно к совершенно иным, корейским условиям. Если в случае Гонконга или Макао, или — в перспективе — даже Тайваня, речь шла о том, что в состав «большого» социалистического КНР входят более мелкие «капиталистические» анклавы, которым отводится роль «шлюзовых камер», в том числе финансовых и технологических, для взаимодействия с глобальной экономикой, то сейчас предложено объединить 24-миллионную «страну чучхэ» с 50-миллионной и гораздо более развитой экономически Южной Кореей.
Во-вторых, понятно, что реакция Сеула на данное предложение может быть только отрицательной. Поскольку по сути своей оно является требованием вывести американские войска с Корейского полуострова, чего Вашингтон своим южнокорейским протеже позволить не может.
Наконец, в-третьих, отсюда следует, что истинным инициатором данного предложения является вовсе не Пхеньян, а Пекин, который таким образом демонстрирует свои намерения переформатировать ситуацию во всем азиатско-тихоокеанском регионе (АТР). И в том, что эти намерения каким-то образом будут реализовываться, никаких сомнений нет. А значит, проблема объединения Кореи из сферы гипотетических идей так или иначе переходит в сферу реальной политики.
Любое объединение возможно только в том случае, если будут нивелированы и приведены к общим основаниям идеологические и мировоззренческие модели существования двух Корей.
Здесь важно говорить о снятии фундаментальных онтологических противоречий двух Корей, которые разошлись по геополитическим основаниям. Южная Корея влилась в пространство цивилизации Моря и стала плацдармом Запада на восточной окраине евразийского континента, который он использует для сдерживания азиатско-тихоокеанских устремлений России. А Северная Корея выбрала евразийскую геополитическую ориентацию, приняв доминировавшую на тот момент в России идеологическую сталинскую модель. Поэтому две Кореи развивались все эти годы разнонаправленно и ориентированы были в противоположном друг от друга ключе.
Поэтому сегодня техническое объединение возможно либо после принятия Северной Кореей атлантистского вектора развития, что, на мой взгляд, убьёт её и разложит так быстро, что от северокорейского общества ничего не останется. Либо Южная Корея должна принять евразийский вектор. Для этого необходимо изгнать американские военные базы, вообще убрать американское влияние с этой территории. Тогда Россия должна выступить гарантом безопасности Южной Кореи в обмен на отказ от атлантистского вектора.
Всё это – фундаментальные процессы, требующие основательных трансформаций, в том числе на внешнеполитической арене. К примеру, Россия должна стать глобальным геополитическим игроком.
Так что сегодня сценарий слияния двух Корей кажется маловероятным. Единственное что возможно – это повторение украинского сценария, когда Южная Корея начнёт просто бомбить северокорейское государство. Но этот вариант тоже маловероятен в силу того, что южные корейцы не так дики как киевская хунта.
Поэтому на сегодня я не вижу перспективы безболезненного объединения двух Корей, а федерализация – всего лишь техническая модель, которая обуславливается таким количеством дополнительных факторов, что сама по себе не имеет никакого значения.