КВОТА
В Госдуме предлагают делить фильмы на национальные, совместного производства и иностранные, при этом национальные фильмы могут до 100% финансироваться государством, а доля зарубежных картин в общем прокате не должна превышать 20%. Соответствующий законопроект "О кинематографии в РФ" внес на рассмотрение Госдумы в среду либерал-демократ, член комитета по культуре Дмитрий Литвинцев.
Согласно документу, национальным считается фильм, если не менее 60% общего объема работ по ценам сметы при производстве, тиражировании, прокате и показе фильма осуществляют организации кинематографии, зарегистрированные на территории РФ. В состав создателей фильма (автор сценария, режиссер, оператор, звукооператор, художник-постановщик, актеры-исполнители главных ролей) входят более 70% лиц, являющихся гражданами России, продюсер фильма - гражданин РФ или юрлицо, зарегистрированное в России.
Иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 40% сметной стоимости.
"Проблема российского кинопроката состоит в том, что из всех демонстрируемых фильмов 80-85% составляют иностранные фильмы, в основном, американские, поэтому российский кинематограф не развивается, он неспособен выдержать конкурентную борьбу с западной киноиндустрией", - заявил депутат Литвинцев. Он подчеркивает, что многие иностранные государства, такие как Франция, Италия, Великобритания, Индия, Германия в защиту национального кинематографа устанавливают квоты на показ иностранных фильмов, в результате чего и известны на весь мир своими кинематографическими достижениями. На взгляд парламентария, у России есть шанс повторить успех только с принятием предложенного закона, отмечает ИА "Актуально".
Кроме того, парламентарии предлагают запретить к показу в РФ любое кино, содержащие сцены сексуального, и любого другого насилия, повествующие о методах изготовления оружия, пытках, разжигающие расовую ненависть. Запретят режиссерам и пропагандировать войну, призывать к свержению политического строя и совершению террористических актов.
Источник: http://aktualno.ru/view/ru/society/11891
Кроме того, парламентарии предлагают запретить к показу в России любое кино, содержащие сцены сексуального, и любого другого насилия, повествующие о методах изготовления оружия, пытках, разжигающие расовую ненависть. Запретят режиссерам и пропагандировать войну, призывать к свержению политического строя и совершению террористических актов.
Экспертные оценки
Дума достаточно часто предлагает правильные законы. Другое дело, что их потом так коверкают приложениями, что суть вымывается.
Во многих странах, начиная с уважаемой Франции, процент проката иностранных фильмов строго ограничен. Это началось ещё со времён де Голля, иначе французская кинематография полностью бы исчезла под давлением Голливуда.
Конечно, и нам надо так сделать. Но я не понимаю одного. Примут закон – хорошо. Но наших фильмов в отличие от Индии, Китая, от СССР, производится очень мало. Даже бездарных, даже плохих. И что закрывать 80 % кинотеатров?
Надо развивать свою киноиндустрию, своё киноискусство, но для этого надо активно вкладывать деньги. А у нас даже в легендарных киностудиях зачастую помещения сдают под склады китайских товаров. Для того что бы в прокат пошли русские фильмы надо вкладываться – и в технику, и творчество, и в педагогику. Тогда всё правильно. Иначе – примут закон, а что дальше? Многие законы не исполняются, видимо, и этот останется на бумаге. Иначе, повторюсь, придётся закрывать 80 % кинотеатров, потому что не получится наполнить прокат.
Протекционизм – вещь абсолютно оправданная и нормальная. Проблема в содержании.
Когда открыли железный занавес оказалось, что настоящие сокровища мирового киноискусства были известны и доступны. А уж знатоки, ценители дотягивались до чего угодно. Зато основная аудитория была ограждена от низкопробного масс-культа. Сейчас на экранах столько хлама, что и оригинальная, важная иноземная картина может проскользнуть незамеченной. Как недавно заметил Иван Охлобыстин: «Уже недостаточно просто снять хорошее кино – необходимо сначала подготовить аудиторию».
Проблема носит, как водится, системный характер. Вот явно не хватает достойных режиссёров и сценаристов. Карен Шахназаров объяснил, что учиться на такие специальности, исторически шли люди с опытом жизни, уже имеющие какое-то образование. Следовательно, нынче - это второе высшее, значит, платное. Многим не по карману, отсекаются потенциальные таланты.
Да, сегодня прокатчик сделает ставку на западный фильм класса «С», на любую наитупейшую комедию и наибанальнейший боевик. Ещё и потому что с нашей стороны предлагается тоже самое, только худшего качества. Возьму пример из сферы современной музыки. В той же Франции радиостанции должны крутить великий процент французских песен. Формально хорошо, но что делать, если музыка, звучание этих песен – условно говоря, «американские». Это же самообман. И если у нас в кино задан стандарт, вытоптано поле собственных представлений и смыслов, то механическая протекция мало что изменит. Не всё кино, что производится на русском языке – это русское кино.
Главное – собственный кинематограф как-то возродить, а это значит вернуться к подлинному содержанию, которого нет. 99% российских фильмов – почему, собственно, эту «жвачку» никто и не смотрит – антисоветизм, идеологические клише, порнография.
Когда-то Герасимов выпускникам ВГИКа говорил: «Вы можете делать все, вы можете снимать любую классику, вы можете перевоплощаться, искать, кроме одного – порнографии и контрреволюции». Так вот сейчас порнография и контрреволюция – это главное содержание всех практически фильмов, начиная от Михалкова и заканчивая неизвестными сериальщиками.
Поэтому дело-то не в том, что они запретят, а дело в том, что своего нет. Ведь фильмов-то выпускается достаточно – наверное, 50 штук игровых и множество сериалов. Но они не имеют никакого отношения ни к жизни, ни к поиску идеалов, и никак не отражают нашу реальность. Это какая-то третья-четвёртая мера. Она имеет значение, но никак не главное.