В Москву прилетают спецпомощник президента США по вопросам информационной безопасности Майкл Дэниел и координатор по вопросам кибербезопасности Госдепа Крис Пейнтер. Цель визита - переговоры о принятии мер доверия между Россией и США в киберпространстве.
Как пишет "Коммерсантъ", активизацию диалога в этой сфере подтвердили дипломатические источники обеих стран. Источник в госдепе США даже не исключил возможность принятия ряда межправительственных соглашений, а кроме того - появление в составе российско-американской президентской комиссии отдельной рабочей группы по вопросам информбезопасности.
Впрочем, вопрос этот достаточно сложный. Стоит напомнить, что с момента начала переговоров о создании между двумя столицами горячей линии для предотвращения перерастания киберинцидентов в полномасштабный кризис прошло уже почти два года.
Известно, что Россия продвигает на международном уровне - в том числе и на уровне ООН - принятие мер по предотвращению милитаризации киберпространства. По мнению российских экспертов, одна из главных угроз международной информационной безопасности - использование кибертехнологий для силового разрешения межгосударственных противоречий.
Недавно на Российском форуме по управлению Интернетом заместитель начальника департамента регулирования радиочастот и сетей связи министерства Георгий Грицай заявил о том, что вопросы обеспечения кибербезопасности являются приоритетными для Минкомсвязи РФ.
По его словам, ключевой задачей является защита сетей связи общего пользования, поскольку именно ими соединено между собой большинство ключевых объектов инфраструктуры страны.
В свою очередь член Совета Федерации Руслан Гаттаров сообщил, что специальная рабочая группа продолжает работу по созданию Концепции национальной кибербезопасности. По его словам, на данный момент удалось наладить конструктивный диалог с представителями силовых структур, которые изначально "с настороженностью" отнеслись к идее создания такого документа.
В заключение стоит отметить, что тема кибербезопасности была одной из ключевых в ходе международной конференции, прошедшей на минувшей неделе в немецком Гармиш-Партенкирхене. В конференции участвовали более 100 высокопоставленных дипломатов, военных, представителей спецслужб, IT-структур и научных кругов из 18 стран. Примечательно, что в отличие от прошлых лет об угрозе превращения интернета в театр военных действий говорили не только представители России.
Экспертные оценки
Во-первых, речь идет не о кибероружии, а об информационном оружии, поскольку термин кибернетика уже давно выведен из обращения, потому что кибернетика действительно оказалась лженаукой.
Во-вторых, действительно, когда все системы работают от сети, с помощью информационного оружия можно вызвать дезорганизацию целой страны. Еще в начале 2000-х в Соединенных Штатах моделировалось информационное нападение на вероятного противника и были сделаны выводы, что общество можно взорвать. Можно дезорганизовать энергетику, транспортную, финансовую систему.
Если ты успешно вбросишь вирус, который будет уничтожать, например, финансовую информацию, ты вызовешь финансовый коллапс, который потянет за собой все остальные. Это действительно реальное оружие. Развитие информационных технологий сделало общество очень уязвимым для такого рода нападений.
Российская Федерация в силу нынешнего развития информационных технологий, в некотором роде может быть менее уязвима для информационных атак, чем Запад.
В Пентагоне давно существует командование по ведению операций на информационном пространстве. А власти Российской Федерации отстают. Верхи занимаются грабежом собственности страны, о развитии никто двадцать лет не думал. Советский Союз в информационных технологиях отставал на несколько лет, года на три-четыре. С тех пор накиньте еще двадцать год. Техника, которой мы пользуемся, импортная. В свое время отечественная база была уничтожена, многие разработки были просто свернуты
Проблема кибероружия и кибербезопасности сейчас стоит в полный рост. Просто потому, что мы фактически не имеем своего отечественного софта, работаем по западным программам. При этом попытки создавать такой софт существуют. По крайней мере, в Вооруженных силах разработана своя операционная система на базе Linux’a. Другое дело, встаёт вопрос устойчивости такой системы. И, безусловно, в этом случае мы являемся зависимым государством в данной области.
При этом грустную улыбку вызывает проведение различных переговоров с американцами. Кто-кто, а американцы нам явно не друзья в вопросах кибербезопасности. А учитывая, что они нас рассматривают как вероятного противника, можно не сомневаться, что количество закладок, сделанных американцами в американской же аппаратуре, велико и ждёт своего часа.
Повторюсь, это очень сложная проблема, которая встаёт в полный рост, в которой мы отстаём на много лет и которую нам придётся решать. Деваться некуда – если, конечно, мы не хотим стать страной третьего мира, которая находится на задворках, к тому же на аркане.
США имеют преимущества в ведении киберконфликтов перед всеми государствами, не только перед Россией. Даже Китай, который, по мнению различных экспертов, успешно занимается кибершпионажем, в том числе способен доставлять неприятности США, не сравним с мощью Пентагона и других специальных ведомств.
Во-первых, в США институциализация этого нового вида подрывной деятельности, произошла еще в 1997 г., когда агенство ациональной безопасности издало секретный документ, посвященный киберпространству, где было указано, что новые войны будут проходить именно в этом сегменте. В нем давались обоснования необходимости усиления как мер безопасности, так и "наступательных" возможностей, от сбора данных у "остальных", до создания кибервоинов.
Не нужно себя тешить, что США заинтересовано исключительно в мирном освоении интернет-пространства, так как гражданские службы у них поставлены на дело войны, - психологической, информационной или сетевой. Не получилось на последнем саммите в Дубаи согласовать принципиальные вопросы по работе интернет, - США настойчиво хотят сделать законодательство под себя, нарушив, тем самым суверенитеты (хоть и в виртуальном пространстве) других стран.
Поэтому и выводы должны быть принципиальными и работа отечественных специалистов, прежде всего, должна рассматривать США как возможного оппонента, а не союзника в киберсфере.