10 марта 2015

МОДНИК

Сергей Капков ушёл в отставку
Фото: ссылка
МОДНИК - человек, слепо следующий во всем за модой, старающийся ни в чем не погрешить против моды.
Толковый словарь Ушакова

Сергей Капков покинул пост главы департамента культуры Москвы. Об этом сегодня во время заседания президиума правительства Москвы сообщил мэр города Сергей Собянин.

39-летний Капков занимал должность в департаменте культуры с 2011 года. До этого он был депутатом Госдумы, а затем стал директором московского ЦПКиО имени Горького.

Возглавлять Департамент культуры Москвы теперь будет Александр Кибовский, ранее возглавлявший департамент культурного наследия Москвы.

Экспертные оценки

Чем интересен Капков, который сейчас ушёл, или его «ушли» или, возможно, который из-за своих личных амбиций покинул пост руководителя культурного департамента столицы? Он интересен тем, что пришёл на это место после длительного и фундаментального для истории Москвы периода лужковщины.

Лужкова очень шумно, скандально и громко изгоняли из столицы, обвиняя в разных грехах. Самое тяжкое обвинение было в том, что он создал вокруг себя очень плотную, непробиваемую мафиозно-коррупционную среду, которая вертела столицей в своих личных интересах. Эти обвинения подкреплялись довольно мощной претензией, связанной с гуманитарной сферой. Лужкова обвиняли в том, что вместе с главным архитектором Москвы Александром Кузьминым он варварски уничтожал древнюю Москву в угоду бизнес-интересам отдельных лиц и групп. Лужкова обвиняли в создании некого плебейского стиля, который совершенно не соответствовал уровню мировой столицы, коей является Москва. Эти обвинения были во многом справедливы. Мы помним и нелепую церетелизацию Москвы, и уродливые пластиковые синие туалеты, и многое-многое другое – отвратительное, неуклюжее, странное.

Мы помним и назначение Капкова, для нас оно означало завершение лужковского периода и приход чего-то нового. Однако это новое оказалось на поверку совершенно банальным. Все новшества, устроенные "модным парнем" Капковым, были заимствованы из мегаполисов Запада и чужды для здешней культуры и ландшафтов. Да, Капков оказался неплохим интерпретатором и организатором, но не более того.

Мы прекрасно помним, как он благоустроил Парк культуры им. Горького. Если внимательно присмотреться в это «великолепное, мощнейшее и такое прогрессивнейшее действие», то по факту он просто изгнал оттуда кавказских торговцев сладкой ватой, убрал пивные ларьки, подмёл и посадил на газонах цветочки. То есть вернулся к тому сталинскому Парку им. Горького, который был задуман очень серьёзными архитекторами, градостроителями как некое пространство для отдыха. Собственно говоря, этот ход просто выявил ту градостроительную мощь и масштаб, который был явлен в сталинскую эпоху. Проектов было много, самых разных, интересных, но ни один из них не дал того эффекта, который, собственно говоря, закладывался в эти проекты. Капков, сам не ведая того, подтвердил актуальность философии сталинского благоустройства городов.

Я думаю, что Капков найдёт себя в других сферах. Он достаточно подвижный человек, включённый в плотную либеральную медийную среду. Его не оставят в безвестности. Его диссидентский настрой всегда входил в некое противоречие со статусом чиновника и сейчас это противоречие разрешилось. Теперь он может уже совершенно открыто и свободно посещать митинги либеральной оппозиции и выражать своё протестное мнение.

Я понимаю, что Капков – «плохой», креатура одних монстров, товарищ других. Но предпочитаю судить по делам и проектам. Некоторые выпады в адрес нынешних администраторов словно покоятся на фундаменте большого прошлого. Дескать, пришёл некто и разрушил некую симфонию. А что разрушил-то? Наше недавнее прошлое - это Швыдкой, Лужков, архитектор Кузьмин со всеми их «достижениями». А кто-нибудь помнит такое имя - Сергей Худяков? Человек десять лет руководил столичным культурным департаментом.

Главное, чтобы было у Капкова – подобие культурной политики. Противоречивое, непоследовательное, спорное. Но значительная часть альтернативных культурных программ предельно проста – дайте денег нам.

Знаю, что для начала Капков совершил, видимо, непростительный выпад против современной «русской культуры», сняв с московского финансирования Бабкину, Петросяна и хор Турецкого.

До Капкова Парк Горького представлял из себя большой шалман с пивом в пластиковых стаканах, смогом от шашлыка и ржавыми качелями-каруселями. Да, департамент культуры выбрал лёгкий европейский вариант. Я прихожу и вижу – кто-то занимается спортом, кто-то читает на лежаке, идёт лекция по риторике. Много людей. Допустим, мне не близка подобная стилистика, от такого места хочется чего-то похожего на фильм «Частная жизнь Петра Виноградова». Но пока это даже не теория.

Насчёт театров не компетентен. Замечу только, что про театр Гоголя я в 2012 году слышал в разы больше, чем до этого. В родной газете удалось обнаружить всего одну заметку про спектакль в конце девяностых. Получается, что по своему прямому назначению он мало кого привлекал, зато как редут борьбы стал важен? Ну и то, что один ретивый единоросс обвинил в педофилии постановку по «Саньке» Захара Прилепина – интересно, как обнаружил хоть сколь-нибудь близкое? Понятно, что и порог Гоголь-центра не переступал, но бумажку подмахнул.

Слышал и то, что Капков «разрушает» библиотеки. Видимо, с этой целью в Московский Городской Библиотечный центр были привлечены люди, которые для пропаганды книги сделали больше, чем все городские чиновники вместе взятые. И библиотеки сегодня возвращаются на карту Москвы.

А что плохого в пешеходных зонах в центре города? А реконструкция ВДНХ?

Проблема в том, что оправданное или надуманное недовольство всеми этими «модернистскими», «постмодернистскими» инициативами не берёт в расчёт главного- ужасающе антикультурной ситуации в стране. Борьба с тысячей-другой эстетов, ориентированных на псевдоавангардные постановки и дохлые арт-формации – ничего не даёт, кроме общественного внимания к локальным явлениям. Зато оружие массового поражения – телевизор в качестве культурного продукта настойчиво выдаёт бесконечные ток-шоу, юморины и поп-концерты ужасающего качества.

Вот Институт Мировой Литературы и издательство «Наука» начали выпуск академического двадцатитомного собрания сочинений Маяковского. Беру четвёртый том – тираж…540 экземпляров. Вот проблема, а, если не побояться громкого слова - катастрофа. И интернет здесь – не ответ и не решение.

Движуха, что разворачивается вокруг имени Сергея Капкова с периодичностью раз в года два, – всё равно что ночь на Лысой горе. Гальванизируют всю нечисть. Ксения Собчак засылает в твиттер истерику: Капков уходит из мэрии, потому что ему не дали должность вице-мэра! и ссылается на Кирилла Серебренникова. Алексей Венедиктов рвёт волосы на голове, тут же зазывает Капкова на «Эхо Москвы». Кирилл Серебренников заглатывает галоперидол: друзья! мне Сергей Капков ничего не объявлял! не верьте слухам и сплетням… И только Сергей Капков пригрел на груди интригушку: вот схлынут праздники, и я рубану правду-матку.

Сергей Капков – один из пула антинациональной группы российской элиты. В 26 лет он, выпускник Волго-Вятской академии государственной службы, оказался на крючке Романа Абрамовича, занял позицию заместителя губернатора Чукотского автономного округа. С тех пор и по сей день Капков - «агент влияния» олигарха.

Два «громких», резонансных дела сыграли из Сергея Капкова короля.

Первое - Центральный парк культуры и отдыха имени Горького. Сергей Капков в должности директора переформатирует парк, государственное учреждение Москвы, в парк - частное «учреждение» Абрамовича. Под «крышей» олигарха территорию парка зачищает от полубандитских, привет 90-м, ООО и ЗАО, выбрасывает «совковые» аттракционы, выстраивает инфраструктуру гайд-парка. Сеть кафе, лежаки на газонах, велодорожки. Через год в парк перемещается «Гараж» Дарьи Жуковой, парк закрепляет статус культовой площадки хипстеров. Журнал GQ называет Сергея Капкова «Открытием 2011 года».
Второе дело – дело обычное, бизнес-схема «поглощение и слияние». Под кураторством Сергея Капкова «Винзавод», еще одна территория интересов Романа Абрамовича, поглощает театр имени Гоголя, образуется Гоголь-центр во главе которого Кирилл Серебренников - радикал, режиссер скандальных постановок. Гоголь-центр всегда в фокусе событий, жалоб «на экстремистское содержание и тлетворное влияние спектаклей театра, пропаганду гомосексуализма и педофилии».

Очевидно, Сергей Капков реализовал программу-минимум и программу-максимум. Очевидно, в тисках руководителя Департамента культуры Москвы Сергею Капкову тесно. Амбиции играют. Рассказывали мне – за что купила, за то и продаю, будто бы Капков письма, адресованные ему как к «руководителю», даже не рассматривает. Негласное правило: обращение как к «министру». И не важно, перескочит ли сегодня Сергей Капков на «другой уровень» или получит очередной щелчок по носу… важно, что еще один раунд «движухи» вокруг Сергея Капкова – борца за «свет» - западные ценности против «тьмы» – ценностей России - запущен.

1.0x