Сергей Капков покинул пост главы департамента культуры Москвы. Об этом сегодня во время заседания президиума правительства Москвы сообщил мэр города Сергей Собянин.
39-летний Капков занимал должность в департаменте культуры с 2011 года. До этого он был депутатом Госдумы, а затем стал директором московского ЦПКиО имени Горького.
Возглавлять Департамент культуры Москвы теперь будет Александр Кибовский, ранее возглавлявший департамент культурного наследия Москвы.
Экспертные оценки
Я понимаю, что Капков – «плохой», креатура одних монстров, товарищ других. Но предпочитаю судить по делам и проектам. Некоторые выпады в адрес нынешних администраторов словно покоятся на фундаменте большого прошлого. Дескать, пришёл некто и разрушил некую симфонию. А что разрушил-то? Наше недавнее прошлое - это Швыдкой, Лужков, архитектор Кузьмин со всеми их «достижениями». А кто-нибудь помнит такое имя - Сергей Худяков? Человек десять лет руководил столичным культурным департаментом.
Главное, чтобы было у Капкова – подобие культурной политики. Противоречивое, непоследовательное, спорное. Но значительная часть альтернативных культурных программ предельно проста – дайте денег нам.
Знаю, что для начала Капков совершил, видимо, непростительный выпад против современной «русской культуры», сняв с московского финансирования Бабкину, Петросяна и хор Турецкого.
До Капкова Парк Горького представлял из себя большой шалман с пивом в пластиковых стаканах, смогом от шашлыка и ржавыми качелями-каруселями. Да, департамент культуры выбрал лёгкий европейский вариант. Я прихожу и вижу – кто-то занимается спортом, кто-то читает на лежаке, идёт лекция по риторике. Много людей. Допустим, мне не близка подобная стилистика, от такого места хочется чего-то похожего на фильм «Частная жизнь Петра Виноградова». Но пока это даже не теория.
Насчёт театров не компетентен. Замечу только, что про театр Гоголя я в 2012 году слышал в разы больше, чем до этого. В родной газете удалось обнаружить всего одну заметку про спектакль в конце девяностых. Получается, что по своему прямому назначению он мало кого привлекал, зато как редут борьбы стал важен? Ну и то, что один ретивый единоросс обвинил в педофилии постановку по «Саньке» Захара Прилепина – интересно, как обнаружил хоть сколь-нибудь близкое? Понятно, что и порог Гоголь-центра не переступал, но бумажку подмахнул.
Слышал и то, что Капков «разрушает» библиотеки. Видимо, с этой целью в Московский Городской Библиотечный центр были привлечены люди, которые для пропаганды книги сделали больше, чем все городские чиновники вместе взятые. И библиотеки сегодня возвращаются на карту Москвы.
А что плохого в пешеходных зонах в центре города? А реконструкция ВДНХ?
Проблема в том, что оправданное или надуманное недовольство всеми этими «модернистскими», «постмодернистскими» инициативами не берёт в расчёт главного- ужасающе антикультурной ситуации в стране. Борьба с тысячей-другой эстетов, ориентированных на псевдоавангардные постановки и дохлые арт-формации – ничего не даёт, кроме общественного внимания к локальным явлениям. Зато оружие массового поражения – телевизор в качестве культурного продукта настойчиво выдаёт бесконечные ток-шоу, юморины и поп-концерты ужасающего качества.
Вот Институт Мировой Литературы и издательство «Наука» начали выпуск академического двадцатитомного собрания сочинений Маяковского. Беру четвёртый том – тираж…540 экземпляров. Вот проблема, а, если не побояться громкого слова - катастрофа. И интернет здесь – не ответ и не решение.
Движуха, что разворачивается вокруг имени Сергея Капкова с периодичностью раз в года два, – всё равно что ночь на Лысой горе. Гальванизируют всю нечисть. Ксения Собчак засылает в твиттер истерику: Капков уходит из мэрии, потому что ему не дали должность вице-мэра! и ссылается на Кирилла Серебренникова. Алексей Венедиктов рвёт волосы на голове, тут же зазывает Капкова на «Эхо Москвы». Кирилл Серебренников заглатывает галоперидол: друзья! мне Сергей Капков ничего не объявлял! не верьте слухам и сплетням… И только Сергей Капков пригрел на груди интригушку: вот схлынут праздники, и я рубану правду-матку.
Сергей Капков – один из пула антинациональной группы российской элиты. В 26 лет он, выпускник Волго-Вятской академии государственной службы, оказался на крючке Романа Абрамовича, занял позицию заместителя губернатора Чукотского автономного округа. С тех пор и по сей день Капков - «агент влияния» олигарха.
Два «громких», резонансных дела сыграли из Сергея Капкова короля.
Первое - Центральный парк культуры и отдыха имени Горького. Сергей Капков в должности директора переформатирует парк, государственное учреждение Москвы, в парк - частное «учреждение» Абрамовича. Под «крышей» олигарха территорию парка зачищает от полубандитских, привет 90-м, ООО и ЗАО, выбрасывает «совковые» аттракционы, выстраивает инфраструктуру гайд-парка. Сеть кафе, лежаки на газонах, велодорожки. Через год в парк перемещается «Гараж» Дарьи Жуковой, парк закрепляет статус культовой площадки хипстеров. Журнал GQ называет Сергея Капкова «Открытием 2011 года».
Второе дело – дело обычное, бизнес-схема «поглощение и слияние». Под кураторством Сергея Капкова «Винзавод», еще одна территория интересов Романа Абрамовича, поглощает театр имени Гоголя, образуется Гоголь-центр во главе которого Кирилл Серебренников - радикал, режиссер скандальных постановок. Гоголь-центр всегда в фокусе событий, жалоб «на экстремистское содержание и тлетворное влияние спектаклей театра, пропаганду гомосексуализма и педофилии».
Очевидно, Сергей Капков реализовал программу-минимум и программу-максимум. Очевидно, в тисках руководителя Департамента культуры Москвы Сергею Капкову тесно. Амбиции играют. Рассказывали мне – за что купила, за то и продаю, будто бы Капков письма, адресованные ему как к «руководителю», даже не рассматривает. Негласное правило: обращение как к «министру». И не важно, перескочит ли сегодня Сергей Капков на «другой уровень» или получит очередной щелчок по носу… важно, что еще один раунд «движухи» вокруг Сергея Капкова – борца за «свет» - западные ценности против «тьмы» – ценностей России - запущен.
Чем интересен Капков, который сейчас ушёл, или его «ушли» или, возможно, который из-за своих личных амбиций покинул пост руководителя культурного департамента столицы? Он интересен тем, что пришёл на это место после длительного и фундаментального для истории Москвы периода лужковщины.
Лужкова очень шумно, скандально и громко изгоняли из столицы, обвиняя в разных грехах. Самое тяжкое обвинение было в том, что он создал вокруг себя очень плотную, непробиваемую мафиозно-коррупционную среду, которая вертела столицей в своих личных интересах. Эти обвинения подкреплялись довольно мощной претензией, связанной с гуманитарной сферой. Лужкова обвиняли в том, что вместе с главным архитектором Москвы Александром Кузьминым он варварски уничтожал древнюю Москву в угоду бизнес-интересам отдельных лиц и групп. Лужкова обвиняли в создании некого плебейского стиля, который совершенно не соответствовал уровню мировой столицы, коей является Москва. Эти обвинения были во многом справедливы. Мы помним и нелепую церетелизацию Москвы, и уродливые пластиковые синие туалеты, и многое-многое другое – отвратительное, неуклюжее, странное.
Мы помним и назначение Капкова, для нас оно означало завершение лужковского периода и приход чего-то нового. Однако это новое оказалось на поверку совершенно банальным. Все новшества, устроенные "модным парнем" Капковым, были заимствованы из мегаполисов Запада и чужды для здешней культуры и ландшафтов. Да, Капков оказался неплохим интерпретатором и организатором, но не более того.
Мы прекрасно помним, как он благоустроил Парк культуры им. Горького. Если внимательно присмотреться в это «великолепное, мощнейшее и такое прогрессивнейшее действие», то по факту он просто изгнал оттуда кавказских торговцев сладкой ватой, убрал пивные ларьки, подмёл и посадил на газонах цветочки. То есть вернулся к тому сталинскому Парку им. Горького, который был задуман очень серьёзными архитекторами, градостроителями как некое пространство для отдыха. Собственно говоря, этот ход просто выявил ту градостроительную мощь и масштаб, который был явлен в сталинскую эпоху. Проектов было много, самых разных, интересных, но ни один из них не дал того эффекта, который, собственно говоря, закладывался в эти проекты. Капков, сам не ведая того, подтвердил актуальность философии сталинского благоустройства городов.
Я думаю, что Капков найдёт себя в других сферах. Он достаточно подвижный человек, включённый в плотную либеральную медийную среду. Его не оставят в безвестности. Его диссидентский настрой всегда входил в некое противоречие со статусом чиновника и сейчас это противоречие разрешилось. Теперь он может уже совершенно открыто и свободно посещать митинги либеральной оппозиции и выражать своё протестное мнение.