В минувшее воскресенье в "Президентском центре Бориса Ельцина" в Екатеринбурге при генеральном партнерстве Фонда Михаила Прохорова и Zimin Foundation прошёл масштабный фестиваль «Остров 90-х».
Участники круглого стола, среди которых историк, автор учебников и пособий по истории России Леонид Кацва, доктор исторических наук, сотрудник ВШЭ Андрей Иоффе, рассуждали о том, как рассказывать о сложных моментах истории.
Как сообщает российское издание «Накануне», в ходе мероприятия спикеры дискуссии, посвященной патриотизму и гражданственности сравнили георгиевскую ленточку с носовым платком, а преподавателей истории и обществознания, которые пришли на лекцию и задавали неудобные вопросы, мэр города Евгений Ройзман назвал «дебилами».
«В рамках дискуссии о патриотизме в «Ельцин-центре» все выступающие доказывали, что государственной линии в патриотизме быть не может. По мнению «экспертов», такой патриотизм — явление «вредное и опасное, а любить родину нужно только сердцем», - передаёт "Накануне".
«Раздавать георгиевскую ленточку на улице — так же глупо и абсурдно, как давать носовой платок», — звучало из уст спикеров дискуссии. "Если мне будут предлагать повязать геогриевскую ленточку, я скажу - а возьмите мой носовой платок и понесите, ведь я же его тоже ношу," - сказал доктор исторических наук из ВШЭ Андрей Иоффе.
Присутствующий на дискуссии лидер общественного движения «Патриоты» Илья Белоус задал мэру Екатеринбурга вопрос относительно его помощника Игоря Грома. В частности, он поинтересовался, почему помощник главы Екатеринбурга в соцсетях позволяет себе такие высказывания о жертвах Дома профсоюзов в Одессе, как "путиноиды сгорели - туда им и дорога"?
В ответ Ройзман заявил, что не верит этому: несмотря на то, что Белоус предложил показать скриншот этого высказывания, Ройзман его проигнорировал. «Вы либо дебилы, либо провокаторы, но я буду разбираться», — ответил Ройзман, добавив, что «патриоты в большинстве своем идиоты».
Сам Гром отвечать за поступок перед людьми отказался, хотя также присутствовал на мероприятии - настойчиво предлагаемый микрофон отверг.
Тем временем "Ельцин-центр" пикетировали активисты Народно-освободительного движения (НОД). Общественники встречали гостей "Острова 90-х" с плакатами, чтобы напомнить, какими на самом деле были 90-е. Активисты выступили против "романтизации" этого периода. Евгений Ройзман комментировать пикет не стал, заявив лишь, что "почему-то одни люди взяли и монополизировали патриотизм".
Академик Игорь Шафаревич полвека назад сформулировал теорию «малого народа». Речь идёт о некоем социально-психологическом феномене, когда малая прослойка людей идейно и духовно противопоставляет себя большинству; генерирует дух ненависти и отрицания окружающей действительности; источает негативные эмоции и суждения. Сегодня этот феномен как нельзя более ярко явлен в образе людей, именующих себя либералами-западниками. Все они могли бы подписаться под известными строчками диссидента ХIХ века Владимира Печорина:
Как сладостно Отчизну ненавидеть
И жадно ждать её уничтожения!
И в разрушении Отчизны видеть
Всемирного денницу возрожденья!
Ещё вчера эта группа была рассеяна по всем государственным и общественным институтам, покрывала ровным слоем как пеплом всю Россию. Теперь эта прослойка концентрируется в определенных местах, помеченных именами их кумиров и прародителей. Гайдаровский форум, Ельцинский центр – всё это места створаживания «малого народа».
Нынче в Екатеринбурге в этом самом Ельцин-центре состоялся форум «Остров 90-х», над которым витал дух отрицания. Во время выступлений слово «патриоты» рифмовалось со словом «идиоты», Георгиевская ленточка приравнивалась к носовому платку. Все беды России, по мнению собравшихся, имели истоки в её истории, особенно в советском периоде, или же связаны с политикой нынешних властей. Единственным светлым пятном в череде мрачных преступлений и ошибок являются 90-е годы – время свободы.
Концепция эта не нова и политически беспомощна. Для подавляющего большинства жителей страны фигуры Гайдара и Ельцина ненавистны. Исключение составляет только зелёная молодёжь, не имеющая представление об эпохе Ельцина. А между тем обществу пора дать оценку антинародной, удушающей жизнь политике, которая проводилась Ельциным и его командой после Катастрофы 91-го года. Пора с высокой трибуны дать разъяснение, куда слиняли колоссальные советские богатства на 3 триллиона долларов и кто ответственен за экономический Холокост периода так называемых «рыночных реформ».
Никто, конечно, не ожидает концептуального покаяния либералов с твердым обещанием вернуть у народа сбережения, восстановить уничтоженные отрасли промышленности, компенсировать исторический гигантский материальный и психологический ущерб, который был нанесен народу во время гайдаровщины и ельциновщины.
Никакого раскаяния от «жёлто-коричневых» мы, конечно, не дождемся.
А компенсировать потери вообще невозможно – настолько велики они.
Однако в интересах государства и общества, ради дальнейшего развития, ради безопасности, ради грядущих поколений необходимо провести широкую программу деельцинизации страны.
В условиях информационной, экономической, психологической войны Запада против России деельцинизация нужна как воздух! Дух предательства, наживы, разрухи, разобщения, уныния должен быть изгнан из общественного сознания.
Однако посиделки ройзманов-гозманов и прочих прохоровых ,ностальгически воздыхающих по 90-м годам,в чём-то даже полезны. «Господа демократы минувшего века» в ходе таких медитативных сеансов «неприятия существующей действительности» обличают сами себя. Выводят себя за скобки жизни России, вступившей в совершенно новый, непредсказуемый период своей истории.
Проблема деельцинизации, что у патриотических сил недостаточно рычагов влияния. Долгое время они находились под плитой, в состоянии фактического подполья. И термин оппозиция, который сейчас употребляется в отношении вальяжных, выбравшихся из ресторанов персонажей, долгое время относился именно к патриотическому движению. Как бы то ни было, надо создавать программу деельцинизации малыми силами, сформулировать её конкретные пункты и пытаться распространить с помощью наших информационных ресурсов. В первую очередь, деельцинизация должна пройти информационной сфере. Некоторые вещи, которые до сих пор «в порядке вещей», должны быть подвергнуты хотя бы общественному порицанию. Народ России готов к деельцинизации, он ненавидит 90-е годы. Другое дело, что либеральные бактерии до сих пор цепляются за ельцинские символы. Политически мне кажется это безумием, но внутренне понятно: это был единственный был шанс их реализации, без девяностых они провалятся в полный маргиналитет.
Подхватит ли российская власть программу деельцинизации – неизвестно. Но так или иначе деельцинизация необходима. Инерция девяностых - великий тормоз, который останавливает развитие России. И если сегодняшняя власть не решится на деельцинизацию, то это сделает следующая формация лидеров. Другое дело, что возможно очень скоро наступят времена, когда деельцинизация наступит в явочном порядке, когда страна потребует мобилизационных мер, которые исключают любое воздыхание по Гайдару и Ельцину.