9 декабря 2014

ДЕМОНИЗАЦИЯ

Над Москвой запылает «Око Саурона»
Фото: ссылка
ДЕМОНИЗАЦИЯ - присвоение кому-либо или чему-либо свойств демона.
Толковый словарь Ефремовой.

Око Саурона из романа и серии одноименных фильмов «Властелин Колец» появится над столичным бизнес-центром «Москва-сити». Огромную инсталляцию установят 11 декабря - в день премьеры заключительной части кинотрилогии «Хоббит» режиссера Питера Джексона.

Флеш-моб осуществляют художники из творческой группы «Свечение», которые готовили этот проект на протяжении нескольких месяцев. Арт-объект должен превратить московскую башню в башню Мордора.

Десятиметровую пневмосферу с видеопроекцией установят установят на крыше комплекса "IQ-квартал" компании Галс-девелопмент в четверг в шесть часов вечера, а погаснет "Око" в три часа ночи в пятницу.

Экспертные оценки

Размещение Ока на время, связанное с премьерой последней серии фильма «Хоббит» нельзя считать провокацией. Это рекламная акция, которая должна привлечь внимание к фильму. Но против желания и воли тех людей, которые просто хотят на этом заработать деньги, появляется некая символика.

«Москва-Сити» с точки зрения традиционной архитектуры Москвы - некая чужеродная часть, по сути, символизирующая Запад. Если проводить аналогию с романами Толкина это Тёмная башня Мордора, с которой Око простирает свой взгляд. В этом плане «Москву-Сити» можно считать альтернативой Кремлю. Во «Властелине колец» есть Мордор и есть Гондор – белый град. Это символ двух нынешних наших половинок в элите: западная, прозападная или квазизападная, которая сформировалась во времена ельцинщины и продолжает жить своей жизнью; и Кремль, который во времена ельцинщины, безусловно, сам стал приобретать тёмные черты, но сейчас таковым не является.

«Ока Саурона» у Толкина – это око зла. Око сатаны над «Москва-Сити» как символ квазизапада на территории России против Кремля. Кстати, вторая часть «Властелина Колец» называется «Две башни», речь идёт о противостоянии башни добра и башни зла. По-моему, очень и очень символично.

Установка над Москвой «Ока Саурона» имеет в себе достаточно много смыслов. В преддверии третьей части «Хоббита» это можно рассматривать как очередной посредственный пиар Голливуда, но по факту получается достаточно отвратительный саркастический эффект. Если над зданием весит «Око Саурона», значит оно претендует называться Мордором, средоточием мирового зла. Но когда в этой башенке сидит деятель, который в состоянии только обеспечить провал, инфляцию, растрату всех активов, уничтожение экономики на всех фронтах – то это позорит имя Саурона и, разумеется, этот позор касается данного блуждающего «Ока Зла».

Как писатель и как автор "Песни орков" считаю, что это недостойно. Как недостойно на 9 Мая исполнять нынешним российским исполнителям какие-то советские песни. Они просто не имеют на это никакого права. Точно также эти рекламщики не имеют права на зловещую иронию. Поскольку в башенках сидят не властители темного мира, а какие-то коммерческие мрази. Пускай лучше над ними колышется какой-нибудь баннер с индексами падения или дырявый дензнак.

При этом мне кажется. что эта инсталляция заказана извне. Скорее всего, есть некое пожелание окончательно оформить нынешний портрет России как захватчика, как источника зла. Идёт некая череда перформансов, которая складывает подобный образ России. И смотреть на это око будут не люди, которые проходят под ним. Скорее всего смотровая площадка начинается где-то с границы Украины.

«Властелин колец» – безусловно знаменитый роман, такими стали уже и его экранизации. Когда думаешь о таких произведениях, всегда возникает вопрос - подобные фантастические романы, утопии, антиутопии – прогнозируют возможную реальность будущего или они её на самом деле программируют?

Если мы возьмём несколько известных произведений, в которых человечество находится под неусыпным контролем, то выстраивается очень любопытный ряд. Во-первых, роман Чернышевского «Что делать», где люди живут в прозрачных домах. Это мечта любого революционера – создать общество, в котором всё под контролем. Те же стеклянные дома и прозрачную жизнь мы видим и в знаменитом романе Евгения Замятина «Мы», и в романе «Москва» Андрея Белого. В произведении Джорджа Оруэлла «1984» также была система всевидения, обеспеченная телевизионными возможностями, которые уже сегодня в самом деле входят в дом каждого из нас. И, конечно, этот самый глаз в знаменитом романе Толкина. Он поневоле напоминает глаз так называемой масонской дельты, один из главных символов ордена посвящённых. Этот знак всевидящего ока висит над алтарём масонского храма и смотрит на нас с каждого американского доллара.

Что за пространство открывается внизу, на которое смотрит всевидящее око? По сути, это паноптикум, «система всевидения»: «пан» – всё, «оптикум» – видеть. Это заветная мечта любого тоталитарного общества, которую нам подбрасывают и популярные реалити-шоу с очень красноречивыми названиями «За стеклом» или, например, «Большой брат», прямое обращение к роману Оруэлла.

И если мы говорим об этом "глазе", как о некоем многозначном символе, то, наверное, должны сделать для себя выводы. Во всяком случае, для меня это очередное напоминание о том, что создаётся система тотального контроля с помощью электронных документов, с помощью телевизионных камер, которые могут оказаться в наших квартирах и многого другого. Для православного мироощущения видеть этот большой глаз над Москвой крайне неприятно. С другой стороны, я думаю, что это может стать для нас всех неким шокирующим напоминанием о том, что происходит в мире, что для нас готовится. Мы должны быть бдительными и не допускать некоторых реалий и технологий, которые влезают в нашу личную жизнь и сводят наше личное пространство до минимума, практически уничтожая его. Как и должно быть в любом прозрачном доме.

1.0x