00:10 11 октября 2016 Культура Общество

Юбилей Александра Иванова

60-летие отмечает глава издательства Ad Marginem
Фото: ссылка

11 октября 60-летний юбилей встречает издатель Александр Терентьевич Иванов.

Иванов окончил Белорусский государственный университет, кандидат философских наук. В начале 1990-х годов работал в издательстве «Культура», будучи редактором серии произведений в области философии. 

Александр Иванов - основатель и бессменный руководитель московского издательства Ad Marginem. Название переводится как «по краям» (лат.), что отражает концепцию издательства. История Ad Marginem начиналась с первых переводов на русский язык текстов Мишеля Фуко, Жака Деррида, Жиля Делёза, Мартина Хайдеггера и др. Затем стали издавать современную русскую и зарубежную литературу (Владимир Сорокин, Эдуард Лимонов, Александр Проханов, Кристиан Крахт, Джонатан Литтелл и др.). Именно Ad Marginem открыл для большой аудитории Михаила Елизарова, Дмитрия Лекуха, Захара Прилепина. Последние несколько лет издательство специализируется на издании зарубежных non-fiction текстов об актуальных проблемах современного искусства и теории культуры.

Александр Проханов: «В своей жизни я написал и издал много книг. Часть книг была выпущена в советский период. Тогда каждая, даже самая малая книга была культурным, литературным, идеологическим событием. Издатели выстраивали книгу, продвигали её в мир, отслеживали критику. С учётом результатов первого издания создавалась следующая книга. И тогда писатель, я в том числе, получал от издания огромное удовлетворение или же огромное огорчение. Но чувствовал, как моё произведение меняет культурный ландшафт.

После 1991 года всё изменилось. Книга перестала быть культурным явлением. На неё  издатели смотрели только как на товар. Господствовала идея супермаркета, в котором одновременно продаётся корм для собак и романы, и одно от другого ничем не отличалось. И помимо того, что я пережил в девяностые информационную блокаду, остракизм, огромным разочарованием стало понимание, что писать больше незачем. Ибо книга перестала входить в контекст идеологии, борьбы, политики. Так продолжалось до момента, когда я написал «Господин Гексоген». Я ничего хорошего не ожидал от этой книги. Но всё разительным образом изменилось, потому что на моём горизонте возник Александр Терентьевич Иванов. Человек абсолютно неожиданный в наше коммерческое свинское время. Иванов - человек мучительно и страстно заинтересованный в слове, в книге, в её оттенках, в её способности повлиять на мировоззрение людей. В его лице я встретил утончённого знатока и ценителя культуры. Иванов - и философ, и историк, и знаток литературных процессов, в которых плавает как рыба. Издав «Гексоген», он превратил книгу в литературное явление. Не будь Александра Иванова, она также канула бы в бесчисленной тьме современных изданий. Иванов нашёл алгоритм  введения «Гексогена» в народ. Он нашёл критиков и журналы, которые занимались романом и моей персоной. Благодаря «Господину Гексогену» я прорвал блокаду, я прорвал тот целлофановый мешок, который на меня напялили после 1991 года.

Я благодарен Александру Терентьевичу Иванову за этот вклад, за это удивительное радение. Он не просто издатель, он носитель новых литературных и эстетических правил. И сегодня, в день его 60-летия, видя в ивановских  волосах первые признаки седины, я кланяюсь ему, обнимаю и говорю: «Дорогой Саша, я очень тебя люблю!».

Из беседы 2007 года: «Любая культура: русская, американская, японская, — живет ощущением различия между капиталом и сокровищем. Капитал позволяет всему найти цену, всё сравнить со всем. Сокровище — иное. В "Семнадцати мгновений весны" профессор Плейшнер отвечает на вопрос, сколько стоят старинные книги: "Они бесценны". Сейчас это похоже на ответ идиота. Но такой ответ связан с ощущением, что применимость сокровища в материальном мире очень ограниченна. Сокровище нельзя обменять, его нельзя "пустить в рост". Тем не менее, культура держится своими сокровищами, неразменными, некапитализуемыми».

 

1.0x