16.08.2021 на Болотной набережной (напротив главного входа в Дом культуры "ГЭС-2", в зоне видимости Кремля) завершилась установка 12-метровой скульптуры швейцарско-американского художника Урса Фишера "Большая глина №4"/Big Clay №4.
Отлитая из алюминия инсталляция приурочена к открытию в Москве этого самого Дома культуры "ГЭС-2", нового центра современного искусства в здании бывшей одноимённой электростанции на Болотном острове. Культурный центр является проектом Фонда современного искусства "Виктория — Искусство Быть Современным" (V-A-C, Victoria — the Art of Being Contemporary), основателем и президентом которого является фигурант топ-5 российских миллиардеров, ключевой совладелец газовой компании ПАО "Новатэк" и ведущего нефтехимического холдинга "Сибур" Леонид Михельсон. Олигарх профинансировал и установку "Большой глины №4".
Реализации проекта Дома культуры "ГЭС-2" покровительствует московский градоначальник Сергей Собянин, гордо вещающий о появлении в столице "замечательного культурного центра, одного из крупнейших культурных центров Москвы, уникальной точки притяжения"; согласно материалам собянинской пресс-службы, общая площадь "музейно-образовательного комплекса" составит примерно 40 тыс. кв. м, он включает в себя четыре наземных и два подземных этажа. Торжественное открытие запланировано на осень.
Вернёмся к двенадцатиметрой инсталляции. Сначала, впрочем, кратко об авторе. Урс Фишер родился в швейцарском Цюрихе, оттуда переехал в Амстердам, жил в Лондоне, Лос-Анджелесе и Берлине, затем крепко обосновался в Нью-Йорке (его студия находится в портовом районе Бруклина Ред Хук). Педивикия сообщает, что на Фишера значительное влияние оказал круг идей антиискусства, в первую очередь, неодадаисты. В одной из работ он соединил вместе половину груши и половину яблока, половину огурца и половину банана, половину луковицы и половину баклажана. Инсталляция "What if the phone rings" представляла собой три восковые скульптуры обнажённых женщин в натуральную величину с фитилями, которые были зажжены (фигуры на глазах таяли и воск растекался по полу). Или, например, "Bread House" - строение в натуральную величину из буханок и дерева, населённое четырьмя попугаями, которые ещё не научились летать: "Со временем дом разрушался, роняя крошки на пол и испуская всюду проникающий запах". Наиболее известной работой считается "You", когда Фишер вырыл гигантскую яму прямо в нью-йоркской галерее Гэвина Брауна, не предупредив об этом владельца. В 2016 году в московском музее современного искусства "Гараж" он представил восхищённой тусовочке унитаз, наполненный свежими фруктами - клубникой, виноградом, яблоками и грушами; в обзоре журнала "Артгид" ту инсталляцию величали "радикальной интерпретацией классического натюрморта". А в 2018-м создал восковую копию хозяйки "Гаража" Дарьи Жуковой (экс-супруга миллиардера Романа Абрамовича) в натуральную величину и поджёг фитили.
Ныне Фишер осчастливил москвичей бесформенными комками глины - это по официальной версии. Мол, в 2013 году художник взял в руку немного глины, разломил её, положил куски друг на друга, а потом увеличил сие в 50 раз. "«Большая глина №4» посвящена осмыслению акта созидания и преображения материи в руках человека. Она представляет собой отлитую из алюминия 12-метровую увеличенную копию комка глины, который автор разминал в руках. Это движение олицетворяет саму суть творчества, в процессе которого художник придает новый облик не только материи, но и миру вокруг. Произведение апеллирует к тому непреодолимому импульсу, который все мы испытывали с детства, сжимая в ладони кусок пластилина, — импульсу к трансформации податливого материала и приданию ему определённой формы. Монументальная по своим масштабам работа превращается в символ творчества, простоты и действенности человеческого жеста", - гласит пресс-релиз михельсоновского фонда V-A-C.
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
Обычные москвичи восприняли арт-объект крайне негативно. Люди единодушно считают "шедевр" на Болотной гигантской кучей продуктов жизнедеятельности биологических организмов. То есть изображением фекалий. И жители Москвы в подобном восприятии отнюдь не одиноки: в 2015-м скульптуру установили на Манхэттене, но вскоре демонтировали по требованию горожан и местных властей; в 2017-м скульптуру установили в центре Флоренции, но через 4 месяца её постигла такая же участь. И американцы, и итальянцы сразу назвали арт-объект "горой/башней экскрементов". Ну а как ещё назвать? Гуано - оно и есть гуано.
По мнению граждан, инсталляция уродует Москву, резко диссонирует с национальными культурными традициями, вызывает исключительно негативные ассоциации. Автора и инициаторов установки "Гамна на Болотной" в Сети называют "копрофилами". РИА Катюша: "«Это же у нас не навсегда, правда?», — осторожно интересуются в Facebook жители района Якиманка, которым придется сталкиваться со скульптурой значительно чаще остальных москвичей".
Теле- и радиоведущая Анна Шафран: "У меня вопрос. Памятник Александру Невскому в год его 800-летия не установлен. Думаю, излишне тут писать о роли этого князя в истории нашей страны. А отвратительная куча дерьма, не имеющая никакой эстетической ценности, а вот вред наносящая очевидный, причём на фоне главного храма страны, храма Христа Спасителя — установлена. Тихо, мирно. По-моему, это чудовищно. Мало нам европ с их новыми ценностями, которые сеют смуту в неокрепших головах, мы решили подкрепить у себя в сердце столицы все их больные фантазии установкой памятника дерьму.
1. Хотелось бы узнать имена чиновников, которые согласовали установку. Народ должен знать своих героев.
2. Считаю, это недоразумение должно быть убрано немедленно. Позор столицы.
Нравится кому-то- ставьте себе во двор. У себя в закрытом дворе. Любуйтесь дерьмом утром, днём и вечером. Нас, пожалуйста, освободите от этой необходимости... Интересные процессы разворачиваются в Москве. С одной стороны — незаконный снос храма святого мученика Трифона, с другой — установка памятника дерьму в центре столицы на фоне храма Христа Спасителя. И всё это одновременно: снос храма и установка памятника фекалиям. Символично. Насколько соответствует подобный подход духу обновлённой Конституции России? Стратегии национальной безопасности? Ответ: такой подход противоречит этим основополагающим документам нашей страны. А что думает об этом главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов? Хотелось бы ознакомиться с его позицией. И да, тут же невольно вспоминается и выставка трупов на ВДНХ. Что нам вообще предлагается? Черпать ложкой вот это всё?".
Народный художник России, председатель правления Союза художников России Андрей Ковальчук в беседе с Газетой.Ru: "Мне скульптура не нравится, скажу честно". Народный художник России, заведующий кафедрой скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова Салават Щербаков в интервью "Мосленте": "Меня как художника такое творчество не интересует, потому что эта вещь — оскорбительная и чужеродная для нас. Тем более, она напоминает фекалии. Москва — это святое место, тут и храмы стоят, недалеко и Кремль, и Храм Христа Спасителя, и храмы Замоскворечья. А эта скульптура — она вообще не в наших традициях. Российскому человеку она чужда. Да, её автор — достаточно профессиональный человек. Но он работает, я бы сказал, не в современном искусстве, а работает масштабом. И тут, мне кажется, можно считать интересный подтекст. Вспомните: в этом районе стоит памятник князю Владимиру, его высота тоже 12 метров. Понимаете, да? Тут есть некая ирония. А ирония нынче — модненько". Скульптор из Студии военных художников имени М. Б. Грекова Алексей Чебаненко: "Чувства у меня смешанные, потому что когда видишь такое, возникает разочарование. Потрачено столько благородного дорогого материала. И на что? На что-то, напоминающее… это… ну, сами понимаете. Я — скульптор. И для меня скульптура — произведение искусства, красота, пластика. Понимаете, даже эту вещь можно было сделать красиво, если учитывать законы композиции, как это делал, например, Генри Мур. А получилось что-то огромное и приляпанное, выглядящее некрасиво и неэстетично, не вызывающее тех мыслей, о которых нам рассказывают организаторы этого мероприятия. Некоторые сравнивают уже это с «Чёрным квадратом». Но эту картину Малевич писал на стыке времён, он точно знал, что и зачем делает, что хочет сказать. Он говорил о том, что конец искусства настал. А здесь? О чем это всё? Скажу так: сложно называть искусством то, что им не является. Поэтому эта скульптура — не искусство! И поэтому мне — как художнику и как москвичу — жалко мой город". Председатель Общественного совета при Министерстве культуры РФ, президент Ассоциации "Лермонтовское наследие", член президиума Московского горотделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Михаил Лермонтов в разговоре с ТАСС: "Всё, что оскорбляет чувства жителей — москвичей и гостей [столицы], не должно быть выставлено напоказ. И это компетенция тех, кто отвечает за культурную среду в Москве".
двойной клик - редактировать изображение
Нашлись и фанаты кусков... будем считать, что глины (помимо олигарха Михельсона и руководства мэрии, которым мы должны сказать спасибо за данное нечто).
Так, генеральный директор Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, экс-гендиректор Госцентра современного искусства (покровительствовавший арт-группе "Война", автору "монстраций" Лоскутову, "человеку-собаке" Кулику и др.), старый друг Михаила Швыдкого и недавний член Общественного совета Российского еврейского конгресса Михаил Миндлин заявил РБК: "Люди брызжут слюной, истекают ядом и желчью из-за яркого и интересного арт-объекта. У необразованных и ограниченных людей возникают странные ассоциации — это объясняется тем, что у кого чего болит, тот о том и говорит. Современное искусство вызывает у консервативной, ограниченной, малообразованной части публики отторжение, так как её клишированное сознание затормозилось на уровне эстетики XIX века". Культуролог, преподаватель МГПУ, лектор проекта "Прямая речь", финалист премии "Просветитель" в номинации Digital Анастасия Четверикова в интервью "Снобу": "Тот факт, что работу всемирно известного художника Урса Фишера привезли в Москву, — большая честь для города и всех нас. Скульптура уже выставлялась в крупнейших центрах современного искусства. Это мощный культурный символ, основа основ... Если идти «за массой» мы никогда не будем двигаться вперед, развиваться". Обозреватель издательского дома "Коммерсантъ", эксперт Московского центра Карнеги и Российского совета по международным делам Марианна Беленькая: "Мне понравилось". Главред The Art Newspaper Russia Милена Орлова в беседе с Business FM: "Искусство, рассчитанное на то, что люди, которые на него смотрят, тоже обладают хотя бы минимальной креативностью". Дизайнер-навальнист, экс-сотрудник "Студии Артемия Лебедева" и бывший арт-директор Музея истории ГУЛАГа Константин Коновалов: "Пришёл специально посмотреть на это! Я в восторге. Давно в Москве не устанавливали крутых монументов!". Креативщик рекламного агентства "Пикчер", модератор Clubhouse, экс-помощник Дмитрия Гудкова и Максима Каца, мемолог Анатолий Капустин в Twitter: "Я пришёл и лично посмотрел на эту скульптуру и хочу сказать — САМИ ВЫ КУЧА Г**НА, А УРС ФИШЕР — ******* [прекрасно]".
Горячо поддержали фекального монстра видные адепты секты московских урбанистов. Автор Telegram-канала "Архитектурные излишества" Павел Гнилорыбов (субтильный либертарианец с замысловатой гендерной самоидентификацией, самопровозглашённый историк-москвовед и историк правозащитного движения, главный экскурсовод антисталинского проекта "Топография террора" при обществе "Мемориал"*, экс-начальник лаборатории по исследованию урбанистических процессов фонда "Городские проекты" Ильи Варламова и Максима Каца, экс-кандидат на муниципальных выборах от партии "Яблоко", бывший ростовский активист "Молодой Гвардии Единой России", поэт): "Реакция москвичей обусловлена отставанием от общемировых тенденций. Российская художественная и скульптурная школа около 50 лет развивалась почти в полной изоляции. Для среднего обывателя вершина понимания — это передвижники и бытовой реализм, а вот с Малевичем уже сложности. Цель установки подобных скульптур — скорее образовательная и просветительская. Нужно показать людям, что мир скульптуры гораздо многограннее, чем просто памятник очередному усатому мужику на коне... Со временем россияне привыкнут к необычным арт-объектам и научатся воспринимать их как искусство. Сначала отрицание, а затем уже через принятие идёт вовлечение в область современного искусства". Выпускник ВШЭ, член кадрового резерва правительства Москвы, автор популярного блога "Город для людей" и соавтор проекта "Веломосква" Аркадий Гершман: "Конкретно эта скульптура приносит новое. Это современное искусство, которого в Москве не так и много... Нужно ли было согласовывать с москвичами такие произведения искусства? Знаете, когда мы говорим о паблика-арте, вовлечение жителей — это довольно важный процесс. Но это никогда не процесс согласования... Когда мы имеем дело с готовой работой, то очень часто её просто берут и ставят. Потому что у обывателей зачастую не хватает образования и насмотренности, чтобы понять и оценить художественное значение арт-объекта... Возможно, эту скульптура немного сдвинет вкусы москвичей, шокирование — неплохой метод". Архитектурный продюсер, руководитель Национального агентства по архитектуре и градостроительству Елена Косоренкова: "Скульптура — восторг! Не готово гражданское большинство к таким эмоциям. Даже великолепная скульптура Есенина (скульптор Григорий Потоцкий) вызвала вал воплей негодующих граждан. Не готовы мы пораскинуть мозгами". Архитектурный критик, партнёр КБ Стрелка, член градостроительного совета Фонда "Сколково" Григорий Ревзин: "Приличный человек не должен слушать крики толпы". Директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Ирина Ирбитская уверена, что арт-объект нужен столице: "Важно, чтобы творческая жизнь бурлила".
двойной клик - редактировать изображение
ТГ-канал CULTRAS: "У ГЭС-2 всё-таки поставили «Большую глину». Выглядит она именно так, как отмечали критики — похоже на г**но. В прямом и переносном смысле. Даже цвет «серебристый металлик» не спасает. Но для Болотной эта куча — самая то. Такое уж место «намоленное». Магию топонима никто не отменял".
ТГ-канал "Закулиска": "К топониму «Болотная» эта работа подходит прекрасно. И визуально, и метафорически — видя то, в каких чиновников от культурки слепились с годами, как из глины, болотные активисты. Кто не помнит — смотрите здесь. А так, всё как в анекдоте про грязные подошвы в консерватории: — Скажите, это Глинка? — Я тоже думал глинка, оказалось г**нецо".
***
Председатель Комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме Игорь Воскресенский (заслуженный архитектор России, вице-президент Союза архитекторов России, профессор Московского архитектурного института) раскритиковал "Большую глину №4" и пояснил, что с его комиссией установку не согласовывали. Официальное разрешение дал Департамент культурного наследия города Москвы, которым руководит действительный государственный советник г. Москвы II класса Алексей Емельянов.
* НКО, выполняющая функции иностранного агента