пнвтсрчтптсбвс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Сегодня 29 мая 2025
Авторский блог Редакция Завтра 06:16 2 мая 2015

ТАЙНЫ ДРЕВНЕГО БАЙКАЛА

В статье сопоставлены легендарные сведений эвенков и бурят и современные научные данные о происхождении озера Байкал. А также проводится лингвистический анализ соответствующих гидронимов, способствующих пониманию действительной истории Сибири.
1. Легендарная история возникновения Байкала опубликована мною в 2006 году в "Мир Севера". Через девять лет популяризованы идентичные выводы учёных. Удивительно! А ведь эвенки и буряты сие знали, сохраняя в народной памяти события древности. Тысячам и тысячам людей, приезжающим пообщаться со святым Озером, врут, упорно определяя возраст Озера в 35-37 миллионов лет! Потому что так некто "застолбил"; обойдёмся пока без фамилий. А человеческому существованию на территории отвордят мизерный отрезок - 20-25 тысяч лет. Авторитарность! Возникает вопрос: откуда у эвенков легендарные знания процессов, происходивших, скажем, 4 млн лет назад, когда, так называемая впадина запомнилась в веках богатейшей ресурсами равниной, перемежающейся холмистым рельефом? Серьёзные ученые, в их числе, доктор геолого-минералогических наук, профессор Кирилл Леви, подтверждают невольно эвенкийскую информацию, что на месте Байкала был пологий, холмистый рельеф. По легенде, записанной В.Доколевым в 1948 году, сохранившейся в архиве эвенкийского учёного А.С.Шубина (Баханова), по равнине протекали две главных реки: Селенга (Сэлинга) и Катанга (Кэтэнгэ). Сначала слившись, в месте, где сейчас Озеро, река раздваивалась на западную - Катангу - и северную - (архаичное название) Елюане (река-река-река). Современное название "Лена" произошло от этнонима ИЛЭ - человек; при словообразовании суффиксом множественного числа - Н, получаем ИЛЭН - река эвенкийского народа (людей). В произношении других народов: ИЛЭНА. По берегам полноводных рек, о них ещё будет рассказ, давным-давно, в "памятные" времена, жившими здесь людьми, от коих, кроме этих слов, ничего не осталось, а металлы их обратились охрой, передавалось: - Мы видели разных древних людей, ничем не примечательных. Они пришли - они ушли! До них жили существа великого разума. Они предвигались (бегали) на четырёх руках. И следовали закону: не продолжать рук длиннее полёта стрелы и метательного камня. Они заслужили порядочностью прожить счастливо. - Более того, говорится, они "ушли в будущее" - дословно: "они прошли мимо нас вперёд знаками в крови других людей", с задачей "вернуться" в перерождённую Арги (тайгу, степь), после "гибели", когда они ей понадобятся. В этой же легенде также упоминаются более древние разумные существа инородной вставкой, предупреждающие о том, что рождение Озера - мощные рывки, катастрофические для живого: "Скоро Дуннэ-Земля начнёт трясти выменем. Внутри неё огромные ороны (олени) тысячи и тысячи будут топотать так сильно, что Земля треснет. Из дыр повалит смертельный дым. И камень потечёт как жидкость. И встанет Столб Пламени - страшилище Нижнего Мира, брат Амикуна (Бога эвенков-сологонов). Он раскинет сотни убивающих рук. Чёрным дыханием закроет Солнце. Вокруг поднимутся горы. И вдруг случится провал! И не один народ, а много канет во тьму Нижнего Мира. Вода станет исчезать в прорвах трещин, уходящих под скалами далеко-далеко, и будет как река подземелья, даже до Океана, пока не сузится и не закроется трещина камнями и песком. И тогда за тысячу лет чаша станет морем..." Легендарная речь о периоде, называемом плиоценом. Кирилл Леви пишет: "Поэтому на месте Байкала был пологий, волнистый рельеф, его даже можно назвать полуравнинным. И только в плиоцене, порядка 3-3,5 миллиона лет назад, впадина начала интенсивно прогибаться и стали появляться водные бассейны... 3,5 миллиона лет назад вдруг неожиданно стали быстро расти горные сооружения по берегам Байкала и впадина начала проявляться действительно как впадина..." Вот когда началось рождение Байкала! Ещё фрагмент: три больших озера (Байгал, Ламу и Хыгдэткум) и по округе их множество других, относительно мелких. И на озерах, в каком-то определенном месте, между юношами народов проводились состязания "за невесту", когда небо "улыбается покоем". Они плыли вперегонки из озера в озеро на оморочках (дяв), выскакивали на берег, подхватывали лодочку на плечо и бежали к следующему озеру, в поисках девушки на одном из островов... Существование озёр подтверждают учёные: "Судя по малакофауне (фауна моллюсков), которую находили в осадках, озёра были открытые. Именно в такой воде могла жить данная фауна. По всей видимости, тот Байкал (профессор Леви К.), который мы сейчас видим, возник совсем недавно". 2. Сначала мы предполагали, что эвенкийское название озера - Ламу относится к периоду "двух озёр", разделённых хребтом от Ольхона (Олзона) до Святого Носа, то есть одно - Байкал, а второе - Ламу. Так и было, но гораздо позже времени возникновения гидронима Ламу. Утвердились на том, что Байкал (Бэйгэл) ранний гидроним и относится к периоду активной вулканической деятельности изучаемой территории. Байкал (Бэйгэл) - и по-бурятски, и по эвенкийски означает одну суть: "Стоячий огонь" или "Огненный человек-великан". Ламу - позднее название, данное издали разведчиками эвенков-захватчиков, вероятно, когда третье озеро Великое - Хыгдэткум стремительно обмелело и дно его (Верхнеангарская котловина) начало заболачиваться. В это время с севера и востока, особенно, по пути Большая Чуя (Жуя, Чу) совершались первые попытки освоения подножий Верхнеангарского хребта. Однако освоение оказалось невозможным из-за ледникового покрытия периода интенсивного таяния. А высотные участки, пригодные для жительства, богатые дикими копытными, обжиты воинственными сологонами - горными эвенками. Разведчики дорог (Тысус) видели впереди огромное "поле" воды, теряли смысл разведовательного рейда, и возвращались. Вот откуда образовалось название "Ла+му" (арахичное "Лэму"). Переводится как "Большая вода за болотом". "Ла(лэ) - болото; "му" - вода. Лично я был в оппозиции версии, говоря, что болото - "хой" или "сивар". А.П.Кузьмина, Д.Н.Зылыкеева, знавшие эвенкийский язык в совершенстве, хотя и сильно отличающихся диалектах ( я специально сводил значения из разных языковых ареалов), поясняли одно и тоже, что речь об "опасном топком болоте", то есть "ЛЭ+ВЭРЭ". "ЛЭ(ЛА) - топь. Это корень. Далее образование значения "топкого болота" происходит присоединением возвратно-притяжательного суффикса - ВЭР(Э). Значит, предание "Тысус" справедливо! Таким образом, эвенкийское название озера Ламу (Лэму) возникло из двух корней, что говорит об архаичном происхождении. И переводится как "Большая (неохватная для глаз) вода за болотом". 3. Третья лингвистическая тайна Байкальской территории связана с озером Хыдэткум. Озеро сто километров и шириной от 28 до 35 находилось на верхнеангарской впадине. Согласно отрывкам преданий и совпадений, название озера имеет таинственное происхождение. Сначала мы (под "мы" я подразумеваю своих информаторов и себя) пошли возможно ложным путём, предполагая, что название (слово) относится к древнему яязыковому пласту, общему для тунгусо-маньчжурских, моногольских и тюрксикх языков. Второй корень архаизма - "КУМ" мы определили как "песок", тем более, что имеющиеся у нас легендарные сведения, что "всюду был песок", когда вода из озера начала уходить, подталкивали к таким выводам. Действительно, иссякание озера привело к возникновению протяженных болот и множеству песчаных островов, на которых сейчас находятся населённые пункты и проложен БАМ. Я, кажется, ошибался, накрепко привязавшись к "песчаным реалиям". И даже привлёк ряд доказывающих словообразований, типа, "кара+кум" - чёрный песок и т.п. Исходя из уверенности, стал припичывать гидроним тюркскому народу ЕКЭ (ЯКОЛ), живших на данной территории, вытесненных эвенками с Баргузина. Они продвигались медленным кочевьем по разным древним путям из-за скота. Гнали даже многочисленных овец, погубленных в горах. Путь их лежал на Лену. Возможно, думалось нам, что именно якол дали название озеру. С другой стороны, настораживало, они были всего лишь "кочующими мимо". Да и могло ли озеро существовать безымянно тысячелетия, если рядом и вокруг постоянно шествовали племена и народы. А в горах жили сологоны... Однажды,с помощью Д.Н.Зылыкеевой, попытались перевести на русский древнее произведение, записанное В.Доколевым в конце сороковых годов в селе Холодная у эвенка Макарова. Сейчас текст передан специалисту, эвенкийскому учёному Е.Ф.Афанасьевой. На обратной стороне одного из листов надпись: "Озеро Хыгдэткум. Сказки". Я вспомнил, что лет сорок назад занимался со старыми людьми преданиями о Якол (последние фрагменты опубликованы в журнале "Полярная звезда" №5 за 2007 год) и важно сказал: "Озеро великого песка". Дарья Николаевна прочитала, улыбнулась, и перевела: " Великое озеро нерп". И всё встало на места. Кум, кума - нерпа! И местные сказки, и легенда о том, как нерпы спасли девочку и пр. Название, предположительно, на основании лингвистического анализа, дали озеру древние Сымы, носители шекающего диалекта эвенкийского языка. Сымы, скатившиеся сначала на Енисей, а потом ушедшие за Обь, практически исчезнувшие в других народах, являются предками ангарских эвенков. Правда, я продолжаю думать, что сымы пришли на берега ныне исчезнувшего озера уже имевшее имя от носителей архаичного языкового пласта, так как словообразование произошло соединением двух корней. А эвенкийский язык уже состоявшийся имеет принцип агглютинативный, то есть слова образуются присоединением суффиксов, имеющих определенные значения. Недавно у меня состоялась "прощальная" встреча с моей духовной наставницей Укэнг (Гагара). Она умерла в 2013 году в возрасте 86 лет, через несколько месяцев после нашего разговора. Кроме всего, она сказала: "Ты живёшь на дне. Не обольщайся! Хыгдэткум не умерло, Оно спит..." с. Уоян, Бурятия.
1.0x