АДАПТАЦИЯ. "Передвижные Хиросимы" ("Выргород")
Альбом достаточно неожиданный, неоднозначный и знаковый. Само название говорит о содержании: песни пластинки это трибьют андеграундного культа — томской группы "Передвижные Хиросимы", существовавшей в начале девяностых. На широкую публику "Хиросимы" выходили нечасто. Их крутили в программе "Тихий парад" на "Радио России". Как-то "Хиросимы" промелькнули в "Программе А" с самодельным клипом на песню "Крысы и доллары" — это было необычно и сильно, эстетически заметно отличаясь от известного мне тогда отечественного рок-контингента. (И сегодня поклонники группы предпочитают отделять "ПХ" даже от "сибирского панка"). Группу я запомнил, а второе открытие в конце девяностых, благодаря Константину Мишину, было фантастическим.
Альбомов у "Хиросим" не было, остались только масштабные концертные выступления, в 1994 году группа распалась. Условным продолжением были "Шатов и Ноль-Пикет", "Шатов и Кукушки". Весной 1997 года лидер "Передвижных Хиросим" Вячеслав Шатов трагически погиб, оставалось меньше месяца до его тридцатилетия.
Шатовские проекты восхваляли через сравнение с западными героями: "Передвижные Хиросимы" сопоставляли со The Stooges, MC-5, "Кукушек" с The Pogues, но, пожалуй, эти весомые аналогии не передают своеобразия, разрушительной мощи, героического пессимизма музыки "Хиросим". Группа отразила время и место действия и парадоксальным образом перешагнула все границы. Песни "ПХ" и по сей день исполняют "Олимпиада", "Ожог", Сантим, Экзич. А казахстанская "Адаптация" замахнулась на целый альбом.
На пластинке 11 отборных боевиков — "Битва за бензин", "Буржуазия", "Вооружён и очень опасен". Проблема в том, что целый альбом куда больше обречён на сопоставление с оригиналом, нежели исполнение отдельного номера. Подача "Адаптации" как минимум имеет право на существование. Но бодрость, пафос Ермена "Анти", конечно, заметно отличаются от образа Шатова. И уверенная ориентация группы на "чистый", мейнстримный звук порой диссонирует с хтонической мощью "хиросимовского" гаражного рока.
Мои фавориты альбома — "Королева Кузбасса", "Гангстерское солнце" и "Дым в катакомбах". Возможно, для Ермена и Ко было бы правильно использовать близкие по энергетике "Крысы и доллары" или "Боевой барабан". Наверное, главное в этой истории — нелишний привет "Передвижным Хиросимам", новый виток внимания выдающемуся явлению русской независимой музыки, которое, в том числе, благодаря альбому "Адаптации", кому-то ещё предстоит открыть.