Международный валютный фонд (МВФ) в своём годовом отчёте по Украине, опубликованном 11 декабря, выпячивает тактический успех роста ВВП на 4,5%, но от дна обвала 2022 года на минус 29%. Также МВФ много раз отмечает снижение инфляции и стабильность валютного курса, но не связывает это с огромной западной помощью в долг, скачком государственного долга с 40% до 98% ВВП, скупо намекает на валютный контроль в ручном режиме, манипуляции со статистикой, предстоящую реструктуризацию банков и госпредприятий. На 2024–2028 годы потребность в западном финансировании аналитики МВФ оценивают в диапазоне 112–140 млрд долл., и это только для поддержания огромных дефицитов бюджета и платёжного баланса даже при завершении или умеренности военного конфликта. Ближе к концу отчёта сказано о необходимости 360 млрд долл. инвестиций в дополнение к помощи для достижения уровня ВВП плюсом 14% в 2033 году относительно 2021 года в рамках оптимистичного сценария, то есть с умеренным ростом за огромные деньги в долг и с намёком на российские резервы.
Не следует недооценивать или превозносить отчёт МВФ по Украине, а нужно понимать условия его написания и профиль его авторов
Отчёт по Украине первоначально был выложен на сайте МВФ 11 декабря в виде десятка страниц отдельных, относительно небольших и в основном хвалебных фрагментов. Затем был опубликован полный текст объёмом 203 страницы. Ряд крупных российских СМИ ухватились за краткую версию, нашли её противоречиво обрывчатой, "отыграли" эту новость, а потом вовсе просмотрели выход полной версии.
Прочтение полной версии поначалу формирует ощущение вроде бы обоснованности хороших перспектив роста экономики Украины в текущем 2023 году и вплоть до 2033 года. Всё хорошее вынесено в резюме и повторено в тексте много раз, а всё плохое (что тоже в отчёте есть) написано кратко, в основном во второй половине кипы из двухсот страниц. Неопытный читатель текстов МВФ получает нужное авторам текста ощущение, на что попались даже отдельные журналисты ведущих российских деловых СМИ.
Следует представить ряд завлекательных цитат из начала резюмирующей части отчёта МВФ: "Украинская экономика продолжает показывать замечательную устойчивость во время исключительно высокой военной неопределённости. Внутренняя мобилизация доходов в комбинации с предсказуемым внешним финансированием гарантирует макроэкономическую стабильность. Поддержка Украины составила 122 млрд долл. Украинские макроиндикаторы сильнее ожиданий, с продолжающимся сильным снижением инфляции, стабильным валютным рынком, выходом из валютных ограничений и сильными резервами. Реальный ВВП в 2023 году вырастет на 4,5% и в 2024 году — на 3–4%". Для не обративших внимания на последние цифры следует пояснить, что официальный прогноз наших органов власти по российской экономике даёт рост 3,5% в 2023 году и 0,5–1,5% в 2024-м.
Прежде чем углубляться в отчёт, цитировать оттуда немногие места про украинские трудности и пояснять их смысл, следует обратить внимание на то, кто и где писал этот отчёт. В нём прямо указано место и время работы авторов: Варшава 25–29 сентября, Киев 1–4 сентября и Варшава 5–10 ноября. Авторами отчёта указаны 19 человек, включая 3-х руководителей с англоязычными фамилиями, 3-х человек с армянскими фамилиями, 3-х человек со славянскими фамилиями из местного офиса МВФ, затем ряд людей с арабскими, итальянскими и немецкими фамилиями.
Насколько "реалистичными" (именно в кавычках) могут быть суждения в основном из Варшавы с одной короткой поездкой только в Киев? Насколько "реалистичными" могут быть суждения руководителей и большей части рядовых сотрудников, имеющих лишь кабинетный короткий опыт погружения в украинские реалии? Насколько трое местных и трое армян могут рассуждать беспристрастно и критично? От себя следует добавить, что в отчёте нет ни тени сомнения в реалистичности украинских статистических данных, а очень дорогой и якобы оптимистичный сценарий на предстоящую десятилетку "проработан" на полутора страницах из двухсот.
Спорность позитива, а также усиление негатива и неопределённости по мере прочтения отчёта от начала к основной части
Следует представить ещё некоторые позитивные данные из начала основной части отчёта (раздел Recent Development), но уже с некоторыми намёками самих авторов на сомнения. ВВП вырос на 8% в III квартале текущего года, хотя и с признанием в скобках роста лишь на 2,3% после исключения сезонного фактора. Инфляция существенно снизилась до 5,3% в октябре в годовом выражении, хотя и с признанием инфляции в 26,6% в конце 2022 года и ростом цен на топливо на 60% с июня этого года.
Торговый дефицит в III квартале достиг 8,8 млрд долл. после 6 млрд долл. во II квартале, несмотря на расширение альтернативных экспортных маршрутов. Внешнее финансирование составило 35,4 млрд долл. к концу октября (за 10 месяцев этого года), содействуя росту валютных резервов до 39 млрд долл. Бюджетный дефицит растёт до 10,3% ВВП по сравнению с 7,8% в 2022 году, поступления налогов выросли на 23% и бюджетные расходы на 57% за 9 месяцев 2023 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Ключевая ставка снижена с 25 до 16 процентных пунктов осенью, остаётся существенно больше официальной инфляции. Активы банков и клиентские депозиты выросли на 36% и 51% соответственно за 9 месяцев этого года относительно 9 месяцев прошлого, но кредиты предприятиям упали на 7% даже при масштабной господдержке. Прибыль банков увеличилась в 11 раз! В основном за счёт высокой процентной ставки по гособлигациям и облигациям Нацбанка. Ликвидность и капитал банков остаются сильными, в разы больше минимально необходимых.
Сомнения относительно успехов, мягко говоря, при прочтении этих цифр такие: сезонность по ВВП очень большая (рост то ли 8%, то ли 2,3%), даже при значительной доле сельского хозяйства; минимальная инфляция неубедительна на фоне цифр прошлого года и скачка цен на топливо в июне этого года; значительный и растущий торговый дефицит наблюдается при якобы укреплении экспорта, а внешнее финансирование значимо откладывается в резервы; бюджетный дефицит остаётся огромным и продолжает расти, рост сбора налогов идёт практически полностью за счёт отложенного эффекта инфляции прошлого года, при этом бюджетные расходы выросли в 2,5 раза, то есть росли быстрее налогов. Особенно впечатляет перекачка бюджетных денег в банковскую систему с ростом прибыли последней в 11 раз.
Интерес представляют ключевые допущения, а также расчёт базового и негативного сценариев. Базовый сценарий основывается на завершении войны в 2024 году, существенном сокращении военных расходов, бюджетного дефицита и западного финансирования в 2025 году. Негативный сценарий основан на более интенсивных военных действиях в 2025 году, сокращении производства на 5%, росте бюджетного дефицита, использовании накопленных валютных резервов и продолжении западной финансовой поддержки, росте инфляции и валютных дисбалансов, трудностях мобилизации внутренних доходов. Авторы отчёта прямо указывают, что внешнее финансирование становится более проблемным, и намекают на возможность денежной эмиссии для покрытия бюджетного дефицита, испытывая трудности даже просто с составлением планов на случай непредвиденных ситуаций.
В бюджетном разделе имеется ряд вопиющих признаний размеров бюджетного дефицита и его внешнего долгового финансирования. В 2023 году бюджетные расходы запланированы в размере 4,4 трлн гривен, бюджетные доходы — в 2,4 трлн гривен и дефицит — в 2 трлн гривен, то есть за счёт бюджетного дефицита финансируется 45% всех расходов. Внешнее финансирование Украины и её бюджетного дефицита почти полностью идёт в виде займов, по планам на 32 млрд долл. (что составляет 1,2 трлн гривен и покрывает 60% бюджетного дефицита) за 2023 год. Ещё имеются внутреннее долговое финансирование и умеренно безвозмездная помощь.
Перечень экономических мероприятий на 2024 год поверхностно очевиден, но пока совсем без деталей, лишь с указанием их будущей публикации
На 2024 год бюджетный дефицит запланирован в размере 1,56 трлн гривен. Внешнее, почти полностью долговое финансирование дефицита предполагается на 37 млрд долл. (1,37 трлн. гривен при сохранении курса гривны, 88% бюджетного дефицита) даже при базовом сценарии. Отдельно указано на потенциальное списание части госдолга, включая реструктурированный ранее коммерческий долг перед частными кредиторами. Интересно, что намёк на невыплаты кредиторам возникает на 24-й странице отчёта, а никак не в его начальных частях.
Планируется на 2024–2027 годы ряд налоговых новаций в размере 3–4% ВВП при бюджетном дефиците до 20% ВВП. Рост налогов на топливо и сигареты, на прибыль банков (с 18% до 50%) и предприятий (с 18% до 25%), пересмотр упрощённой системы налогов из-за снижения трудовой занятости, реформа НДС и акцизов по образцу Евросоюза, перенос проверки таможенных деклараций с границы во внутренние офисы. В расходной части бюджета предполагаются увязка дополнительных доходов и расходов как квазибюджетное правило, улучшение контроля затрат на государственные услуги, бюджетное финансирование только базовой социальной пенсии без второй трудовой части, ужесточение условий социальных выплат внутренним мигрантам и нуждающимся.
В отчёте МВФ кратко указывается, что Нацбанк Украины провёл оценку 20 крупнейших банков за II квартал 2023 года, и она будет опубликована в марте 2024 года, а пока нет и скупых фактов этой оценки. Реструктуризацию банков в виде дорожной карты предполагается приготовить к апрелю 2024 года. Со ссылкой на планы Минфина пишут о строгих отчётах госкорпораций, о разработке формулы экстренного финансирования к сентябрю 2024 года, об оценке управления в 2025 году и дивидендной политике. Планы приватизации госкомпаний и банков также ожидаются в марте 2024 года.
Здесь следует подчеркнуть странность этих идей лишь на 2024 год при войне, длящейся уже почти два года. Либо эти оценки и идеи Нацбанка просто не показали сотрудникам МВФ (что вряд ли), либо сотрудники не нашли в них какого-либо позитива и потому в отчёте МВФ написали лишь о планах поиска этого позитива в следующем году. Но всё же намёки на предстоящую реструктуризацию банков и приватизацию госкомпаний в нескольких местах отчёта имеются, в объёме нескольких предложений.
В документе признаётся, что валютный курс зафиксирован путём огромных продаж валюты Нацбанком за счёт внешней помощи, валютного контроля с ручным управлением (в оригинале case-by-case basis) и ограничений по старым и на новые кредиты. Призывается начать послабление таких ограничений, хотя и без прямой, откровенной увязки этих послаблений с приватизацией и широким допуском иностранцев.
В отчёте МВФ только предполагается в 2024 году вернуться к аудиту финансовой отчётности банков и в 2025 году — предприятий. В марте или июне 2024 года предлагается принять стандарты оценки собственности на основе международных норм, раскрытия реальных цен сделок с недвижимостью, оценки нематериальных активов. Пока только заявляется о рыночной инфраструктуре для иностранных инвесторов по прямому доступу к корпоративным ценным бумагам. Комментируя, следует отметить, что это перекликается с намёком на жёсткий валютный контроль, предстоящие приватизацию и сворачивание межправительственных кредитов.
Отдельно и очень коротко прописаны прекращение транзита российского газа в 2024 году и будущее "Нафтогаза". Газотранспортную инфраструктуру ждёт реструктуризация, частичная консервация и передача в прямую собственность государства, в том числе из-за огромного долга Нафтогаза (прямых указаний на его банкротство и ликвидацию нет, но намёк есть). Предприятиям ЖКХ предлагают аудит респектабельными аудиторскими фирмами, без указания (но с намёком) на иностранных, а также с намёком на долги и реструктуризацию.
Удивительным выглядит начало декларирования госслужащими своих активов только в октябре этого года, с планами устанавливать взаимосвязи между собственностью, доходами, акциями и бенефициарным владением. Украинским банкам только предстоит пройти инспекцию по выполнению антиотмывочного законодательства и работе с госслужащими по линии FATF (Financial Action Task Force — "Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег", созданная странами "Семёрки" в 1989 году). Исключения будут сделаны для военнослужащих и вовлечённых в руководство военными действиями гражданских лиц. Следует прокомментировать, что эти мероприятия уже много лет должны выполняться Украиной как членом FATF.
Неподъёмный госдолг, оптимизм плюс 14% ВВП задорого за десятилетку и намёк на вероятного плательщика
"Вишенкой на торте" являются планы и цифры по госдолгу Украины. В начале 2020 года госдолг составлял примерно 40% ВВП. В 2025 году госдолг оценивается в 98,5% по базовому сценарию и 138% по негативному сценарию. Затем декларируется цель — госдолг 82% в 2028 году и 65% в 2033 году по базовому сценарию. Признаётся сохранение большого бюджетного дефицита и дефицита платёжного баланса, отмечается большая потребность во внешнем финансировании и рефинансировании (в оригинале — Gross financing needs) в 25% ВВП в 2024 году, 19%, 16%, 14% и 13% ВВП такого рефинансирования в последующие 2025–2028 годы.
Как можно выполнить кажущееся невыполнимым равенство по сокращению госдолга при сохранении двух дефицитов (бюджетного и торгового)? К тому же 4/5 госдолга номинировано в иностранной валюте (в том числе как результат западной якобы помощи), и его нельзя просто инфлировать. Сокращение долга мыслится экспертами МВФ не в абсолютных денежных величинах, а относительно растущего из-за инфляции ВВП. При этом, несмотря на инфляцию и двойной дефицит, заявляется о резком сокращении западной помощи с 2026 года и стабильности валютного курса. Как это выполнимо?
Понимание невыполнимости косвенно подтверждается самими авторами с их данными по потребностям во внешнем финансировании в размере 122 млрд долл. до 2028 года по базовому сценарию и 140 млрд долл. по негативному сценарию. Указано также на проект займов Евросоюза в размере 50 млрд евро на 2024–2027 годы.
Также указано, что вступление Украины в Евросоюз должно сочетаться с достижением нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году. Предполагается постепенное увеличение платы за выбросы с 1 до 50 долларов за тонну к 2035 году в рамках модельных предложений МВФ и Всемирного банка, что достигнет 4,5% ВВП Украины.
Немногочисленные интересные данные по ВВП ближе к реальности, нежели к начальным заклинаниям позитива, содержатся в некоторых статистических таблицах. Номинальный ВВП Украины в 2022 году оказался лишь на 5% ниже номинального ВВП 2021 года, но с падением в реальном выражении на 29% и ростом потребительских цен на 26,6%. На 2023-й и 2024 годы якобы заметный рост ВВП на 4,5% и 3–4% в реальном выражении связан именно с восстановительным ростом и ускоряющейся инфляцией 6% и 9,5% в 2024 и 2025 годах соответственно. Реальный ВВП по базовому прогнозу восстановится до величины 2021 года в 2028 году, при этом номинально из-за инфляции увеличившись в 2,1 раза. Это данные из середины отчёта, но их не включили в начальную часть, где только вырванные из контекста темпы роста в 4,5%.
Удивительно, но эксперты МВФ кратко обозначили ещё и оптимистичный сценарий развития экономики Украины (в оригинале upside scenario), но только в объёме полутора из 200 страниц. Допущениями этого сценария являются не только завершение войны, но и значительные инвестиции за счёт бюджета и внешней помощи, возвращение мигрантов и восстановление человеческого капитала, следование вступлению в Евросоюз. В рамках оптимистичного сценария инвестиции и помощь должны составить до 360 млрд долл. за десятилетие, 33% ВВП ежегодно, что позволит превысить довоенный ВВП 2021 года на 14%. По базовому сценарию сумма инвестиций оценивается в 240 млрд долл.
Следует прокомментировать, что сумма предлагаемых инвестиций очень напоминает величину замороженных западными странами российских валютных резервов и средств частных подсанкционных лиц и предприятий, хотя впрямую об этом в отчёте не написано. Также следует добавить комментарий, что существенная часть якобы инвестиций в восстановление будет направлена на возврат кредитов западных стран как основной формы западной помощи Украине. Часть средств также пойдёт на западное оборудование и климатическую повестку.
Гривна обыграла рубль только в 1998 году и проиграла много других кризисов, но "отец" гривны и спаситель олигархов Ющенко возглавил первый Майдан
Украина ввела свою валюту, "карбованец", в самом начале января 1992 года, отпечатав наличные заранее в Британии, сломав перспективы валютного союза СНГ, выплеснув советские рубли в Россию и усилив инфляцию у нас. Россия тогда же приняла на себя весь советский внешний долг, из-за чего потом всё десятилетие мы были под реструктуризацией и фактическим внешним управлением. Однако нулевой первоначальный внешний долг не спас Украину от ещё большей инфляции, от различий в нулях деноминаций.
На Украине в августе 1993 года курс к доллару был 6 тыс. карбованцев официально и 19 тыс. на рынке. В середине 1994 года за доллар просили уже 46 тыс. карбованцев, а в середине 1995-го — 168 тыс. В августе 1996 года ввели гривны с обменом и деноминацией по 100 000 карбованцев, с финальным курсом 1,8 гривен за доллар. У нас с временным лагом в год-два Чубайс будет слушать экспертов из США и МВФ по украинскому образу и подобию с привязкой рубля к доллару за счёт пирамиды государственных казначейских обязательств (ГКО), с объявлением деноминации рубля в августе 1997 года на тысячу.
1998 год Украина начала с курса 3,1 гривны за доллар и закончила с курсом 5,3 гривны, а Россия с 6 рублей за доллар и до 20 рублей. Ещё и банки с олигархами пострадали на Украине меньше, чем в России. Виктор Ющенко как глава Нацбанка Украины в 1993–1999 годах и витрина успеха украинской экономики возглавил первый Майдан 2004 года и стал президентом до 2010 года, сохранив олигархический строй. У нас Чубайс стал притчей во языцех, семибанкирщина обанкротилась в 1998 году, с началом её слома Примаковым и затем окончательным "равноудалением" Путиным.
2008 год и потом до 2014 года прошли почти равнонаправленно для рубля и гривны, но "владельцы" гривны уже ощутили дискомфорт по сравнению с владельцами рублей. Курс рубля к доллару начал 2008 год на уровне 24,5 и закончил 2009 год на 30, а гривна девальвировала к доллару с 5 до 7,7. Такие курсы продержались до конца 2013 года.
Второй Майдан, Крымская весна и ЛДНР, затем ковид показали стратегическое первенство рубля. Если сравнивать 2008 и 2020 годы, то рубль девальвировал к доллару в 3 раза, а гривна в 5,6 раза. За 2014 год гривна девальвировала к доллару с 8,3 до 15,8, потом за 2015–2016 годы ещё до 27 гривен, закончив 2020 год с 28 гривнами за доллар. В начале 2014 года курс рубля к доллару был 32,7, в начале 2015 года — 56,2 рубля, а в конце 2020 года — 73,9 рубля за доллар. При этом Россия уже получила порцию серьёзных западных санкций, а Украина — западную поддержку.
В 2022–2023 годах рублю было трудно, но курс 90 рублей за доллар в середине декабря 2023 года лишь на 17% слабее уровня конца 2020 года. В середине декабря же за доллар дают 37 гривен, на 25% хуже конца 2020 года. России заморозили валютные резервы и наложили на нас самые масштабные санкции, а Украину поддерживает десятками миллиардов долларов в год вся западная коалиция.
Теперь отчёт МВФ намекает на следующий раунд экономического соревнования между Россией и Украиной. Западная коалиция не смогла победить нас в военном и санкционном противостоянии, но устами МВФ заявляет (или заклинает?) о хороших перспективах украинской экономики. Соревнование, точнее, противостояние, моделируется экспертами МВФ чуть ли не до 2033 года.
Таким образом, МВФ как витрина официальной западной экономической мысли пытается убедить всех в устойчивости украинской экономики, в её перспективах. Читается между строк попытка "продать" этот экономический якобы успех западным политикам, журналистам и обычным избирателям (отчёт написан на английском). Поэтому нам крайне важно детально и полноценно анализировать такие экономические "труды" и давать им адекватные разъяснения. Некоторым российским деловым СМИ, комментировавшим этот отчёт МВФ, следует поставить на вид неумение докопаться до реалий.