Сообщество «Китай-Го (中国)» 09:50 12 августа 2021

Жёлтый Туран

Виражи китайско-турецких отношений

Обычно Турцию воспринимают как небольшую страну, где можно недорого отдохнуть. Общение с турками уже не является чем-то особо экзотичным, турецкая диаспора и рестораны есть во многих странах мира.

На самом деле эта страна не так проста, как её привыкли видеть наши туристы. Турция находится на 20-м месте в мире по объёму ВВП и на 11-м — по величине валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности. Она является одним из мировых лидеров по производству сельскохозяйственной продукции, текстиля, автомобилей и запчастей, морских судов, строительных материалов и бытовой техники. Вооружённые силы Турции входят в десятку самых боеспособных в мире и занимают второе место по мощи в НАТО, также являются самыми значительными на Ближнем Востоке.

При этом отношения России и Турции являются очень неоднородными и, возможно, самыми сложными среди всех стран, которые нас окружают.

31 июля администрация турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана сделала заявление: «Президент Турции Тайип Эрдоган провёл телефонные переговоры с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Президент Эрдоган в ходе встречи поблагодарил президента Путина за поддержку Турции в борьбе с лесными пожарами и за то, что Россия выделила ещё пять пожарных самолетов ИЛ-76, способных забирать на борт до 40 тонн воды, и три пожарных вертолета Ми-8».

2 августа министр торговли Турции Мехмет Муш заявил, что Турция стремится к достижению цели — 100 млрд долл. во взаимной торговле с Россией. К слову, ожидается, что объём двусторонней торговли в 2021 году достигнет 30 млрд долл.

Но почти в то же время — в середине июля — Турция поставила ВМС Украины военные ударные беспилотники Bayraktar TB2 для «наблюдения и прикрытия побережья и акваторий Чёрного и Азовского морей» и «поражения надводных и наземных объектов противника» с помощью высокоточного вооружения. Одновременно турки строят для Украины корвет. Сообщается, что после окончания строительства корвет будут достраивать и укомплектовывать уже на Украине, и к концу 2023 года корабль будет введён в эксплуатацию.

Ни для кого не секрет, что единственный противник Украины в акваториях Чёрного и Азовского морей — это Россия. То есть получается, что наши турецкие друзья и партнёры вооружают тех, кто настроен по отношению к России вовсе не дружественно и совсем не по-партнёрски.

Кстати, надо сказать, что турецко-украинское военно-техническое сотрудничество не ограничивается только поставками турецкой продукции и развивается относительно гармонично. Например, Турция планирует оснастить свои фрегаты газотурбинными двигателями украинского производства. Ранее предполагалось установить газотурбинные двигатели General Electric LM2500, но из-за санкций США в отношении Турции планы поменялись, и был сделан выбор в пользу украинских двигателей.

Складывается впечатление, что Турция регулярно, раз в несколько лет, тестирует Россию на стрессоустойчивость: то самолёт собьют, то посла застрелят. Россия в ответ вводит санкции на отдельные категории турецких товаров, отношения на какой-то период «замораживаются», потом «оттаивают», санкции снимаются. Одновременно, вне зависимости от межгосударственных отношений, миллионы россиян ежегодно едут отдыхать в Турцию, оставляя там миллиарды долларов.

На самом деле некоторая противоречивость и непоследовательность действий характерна для политики Турции не только по отношению к России. Состояние и история отношений Турции с Китаем наглядно это демонстрируют.

13 июля китайский лидер Си Цзиньпин провёл телефонные переговоры с президентом Турции Эрдоганом. В ходе беседы Эрдоган выразил решимость продолжать укреплять сотрудничество с Китаем, подчеркнул важность, которую он придаёт отношениям с Китаем, и особо отметил, что не потерпит, чтобы кто-либо использовал турецкую территорию во вред Китаю. Эрдоган поблагодарил Китай за его помощь в борьбе с эпидемией.

Интересно то, что эта новость вызвала не самые положительные эмоции у китайских интернет-пользователей. Многие китайцы открыто пишут, что туркам доверять нельзя и что они ненавидят Турцию. Имидж Турции в китайском обществе действительно не очень хорош. В глазах китайцев Турция повинна в «трёх смертных грехах».

Первый «грех»: турки воевали с китайцами. В начале 1950-х годов на Корейском полуострове бушевала война между Севером и Югом. 27 июня 1950 года была принята Резолюция ООН № 83, согласно которой Южной Корее должна была быть оказана военная помощь. Турция стала второй после США страной, которая приняла решение направить свои войска на помощь южным корейцам. Союзником северных корейцев выступал Китай, направляя в КНДР своих добровольцев и предоставляя вооружение.

Решимость турецкого правительства объясняется тем, что в тот период Турция стремилась вступить в НАТО, поэтому туркам надо было продемонстрировать свою лояльность. В связи с этим Турция послала в Корею бригаду численностью 5 тыс. человек, состоявшую из трёх батальонов пехоты, артиллерийского батальона и вспомогательной части. К слову, цель турков была достигнута — уже в 1952 году Турция стала членом НАТО. В ходе войны туркам приходилось вступать в бой непосредственно с китайцами, о чём китайские СМИ и историки при случае вспоминают. За время Корейской войны турецкая бригада потеряла 741 человека убитыми, 2068 человек были ранены и 244 попали в плен. Этих людей называют сакральной жертвой, принесённой членству в Североатлантическом альянсе.

Второй «грех»: перехват авианосца «Варяг». «Варяг» сейчас известен как первый китайский авианосец «Ляонин». Это судно начали строить в конце декабря 1985 года на верфи Черноморского судостроительного завода в Николаеве для ВМФ СССР. Его первым именем было «Рига», в 1990 году оно было переименовано в «Варяг». После распада СССР корабль достался Украине, которая испытывала нехватку средств, в связи с чем в 1992 году строительство «Варяга» было заморожено. К тому времени судно было построено на 67%. Позже его заметила китайская военная делегация, которая посещала Украину, и в 1998 году судно было куплено Китаем в качестве металлолома. К слову, продажа «советского наследства» китайским компаниям является важным направлением украинско-китайского сотрудничества. Было объявлено, что цель покупки — организация на «Варяге» казино и торгово-развлекательного центра, а также использование его в качестве объекта морского туризма, хотя реальное предназначение судна было всем известно.

В июле 1999 года «Варяг» с помощью буксира начал свой путь в Китай, однако неожиданно не смог покинуть Чёрное море, потому что Турция не пропустила его через пролив Босфор. Официальная причина, которую озвучили турецкие власти, была в том, что корпус этого судна слишком большой, при этом оно не имело работающих двигателей, это всё якобы могло повлиять на навигацию других судов в Босфоре. В случае возникновения проблем Турция требовала 1 млрд долл. компенсации. Китайцы изначально были уверены, что всё пройдёт нормально, но после того, как сумма была озвучена, не согласились, так как опасались провокаций и намеренного создания аварийной ситуации.

«Варягу» пришлось скитаться по Чёрному морю 16 месяцев и даже вернуться на какое-то время на свою родную верфь, прежде чем турки согласились выпустить его в ноябре 2001 года. Этому предшествовали бурные турецко-китайские переговоры, в ходе которых турецкая сторона выдвинула ряд условий (открыть для китайцев туризм в Турцию — турки поставили цель в 2 млн китайских туристов ежегодно, с тем, чтобы Турция могла зарабатывать на них не менее 2 млрд долл. в год; организовать поставки китайского оборудования и технологий в Турцию; оказать Турции экономическую помощь в размере 360 млн долл.; некоторые другие требования), а также призналась, что заблокировала «Варяг» в соответствии с договорённостью с некой «третьей стороной». Открыто эту сторону никто не обозначил, но ни для кого не было секретом, что речь шла о США. Китайцы пошли на уступки, и турки выпустили «Варяг». Действия Турции нанесли китайской стороне моральный и материальный ущерб, затронув в том числе национальные чувства китайцев.

В 2015 году произошло ещё одно событие, которое китайцы восприняли как «плевок в лицо». В сентябре 2013 года Китайская корпорация по импорту и экспорту продукции точного машиностроения выиграла тендер, объявленный правительством Турции, на создание системы противовоздушной и противоракетной обороны большой дальности. Сумма контракта 3,4 млрд долл. Предполагалось, что система будет состоять из 12 зенитно-ракетных комплексов «Хунци-9» (переводится как «Красный флаг — 9», экспортное обозначение — HQ-9; данная система, по мнению экспертов, представляет собой творческую переработку российской системы С-300ПМУ-1, проданной Китаю в 1993 году). После того, как тендер был выигран, стороны вели сложные переговоры, уточняли и согласовывали детали. Потом, в ноябре 2015 года, турецкое правительство внезапно разорвало контракт и заявило, что разработает систему ПВО большой дальности своими силами. Как выражаются китайские политологи, это «заставило множество китайцев скрежетать зубами».

Специалисты по международным отношениям выражали мнение, что Турция так поступила, в очередной раз поддавшись влиянию США. Но на самом деле ситуация была интереснее: турки вели переговоры с китайцами, одновременно шантажируя своих американских и европейских союзников возможным сближением с Китаем, и вынудили их пойти на ряд политических уступок.

И, наконец, третий «грех» — это поддержка уйгурских сепаратистов. Это, пожалуй, самая чувствительная болевая точка в турецко-китайских отношениях. Турция уверяет Китай, что никогда не позволит кому-либо из своих граждан нарушить принцип «одного Китая», но параллельно она проводит курс двух «измов» — панисламизма и пантюркизма.

С панисламизмом всё понятно: Турция использует религию для того, чтобы втянуть в сферу своего влияния мусульманские государства и, в идеале, стать лидером исламского мира. Это желание не очень беспокоит китайских экспертов, потому что Турция — не арабская страна, поэтому не сможет объединить вокруг себя все арабские государства и выступить в качестве страны-эталона, свято соблюдающей все нормы ислама.

Ситуация с пантюркизмом, по мнению китайцев, более опасна. Пантюркизм — это направление националистической мысли, возникшее в Турции во второй половине XIX века, подразумевающее объединение всех тюркских народов для того, чтобы сформировать Великую тюркскую империю, управляемую османской Турцией.

Уйгурский фактор может быть использован для дестабилизации Китая вышеупомянутой «третьей стороной» — США, так как несмотря на все сложности в американо-турецких отношениях Турция и США остаются союзниками. Приведённые выше сведения относительно «Варяга», членства Турции в НАТО и другие факты также заставляют китайцев держать ухо востро.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, мир стабильно движется в сторону многополярности. Если раньше такие страны, как Турция, опасались внешней угрозы и старались примкнуть к сильному союзнику, то сейчас они не видят в этом необходимости и, обладая необходимыми экономическими и военными ресурсами, могут проводить достаточно независимую политику.

Во-вторых, Китай обеспокоен непоследовательным и иногда непредсказуемым поведением турецких лидеров. Чтобы снизить степень риска, а заодно и посчитаться за прошлые обиды, китайцы предпримут ряд мер по усилению своего влияния в Турции, чтобы взять её под свой контроль. В Китае есть несколько поговорок, смысл которых в том, что, если хочешь контролировать и победить своего врага, надо приблизить его к себе и почаще хвалить. Соответственно, можно ожидать, что китайская дипломатия усилит динамику своих действий, направленных на усиление раскола между Турцией и её западными союзниками. Например, это может выражаться в поддержке Турции в ООН по курдскому вопросу.

В-третьих, турецкое руководство проводит очень прагматичный курс — всегда преследует свои национальные интересы и стремится получить конкретную пользу для своей страны, не жертвуя ничем ради дружбы с другими странами. Подобные методы достойны изучения и широкого применения.

1.0x