С 15 по 18 июля 2024 года в Пекине проходил III пленум ЦК КПК 20-го созыва. По традиции, третий по счету пленум проводится примерно через год после очередного съезда и посвящается развитию его установок в области экономики. Этот пленум, действительно, рассматривал преимущественно экономические вопросы. Однако он прошёл с задержкой в несколько месяцев. Кроме того, в опубликованных по итогам документах редко встречаются важные установки ХХ съезда, состоявшегося в октябре 2022 года. Тогда был выдвинут лозунг «новый поход», который рассматривался как символ возврата к социалистическим ценностям времен «Великого похода» китайской Красной армии в 1934-35 годах. Этот лозунг, в свою очередь, логично вытекал из главного лозунга XIX съезда (2017) –«оставаться верными нашей первоначальной цели, ни на минуту не забывать о нашей миссии». Подчеркивая приоритет «нового похода», Си Цзиньпин и шестеро других членов Постоянного комитета Политбюро ЦК, уже через несколько дней после съезда отправились в город Яньань, служивший базой китайской Красной aрмии.
В материалах III пленума лишь мельком упоминается установка ХХ съезда на создание «общества всеобщей зажиточности» (гун тун фу юй), которое рассматривалось как следующим этап после достижения в 2021 году уровня «средней зажиточности» (сяо кан). Её смысл состоит в том, «чтобы весь народ мог в большем объёме и на более справедливой основе пользоваться плодами осуществления модернизации». Эта стратегия подразумевала также обуздание доходов олигархов и «чрезмерно богатых людей», а также перераспределение части их богатств в пользу бедных и сравнительно бедных. В Китае после 2021 года больше нет «абсолютной бедности», но около 600 миллионов человек живет всего на 1000 юаней в месяц.
Реализация этих ключевых установок ХХ съезда вызвала обеспокоенность у части общества, особенно среди предпринимателей, привела к сокращению деловой активности и оттоку частных капиталов. Свою роль в замедлении «послековидного восстановления» сыграли рост военной угрозы со стороны США, наращивание экономических санкций. Необходимость мобилизации экономической и социальной жизни нации напомнила о высокой эффективности рыночного сегмента «социализма с китайской спецификой». Решения пленума подчеркивают его равноправие с государственным сектором. Признана «необходимость разработки Закона о стимулировании развития негосударственного сектора экономики, усиления защиты прав собственности в процессе правоприменения и правосудия». Опасавшимся сворачивания связей с мировым рынком обещано также «совершенствовать системы и механизмы расширения открытости внешнему миру на высоком уровне».
Можно предположить, что в ходе дискуссий, вызвавших почти годичную отсрочку важнейшего пленума, был достигнут новый консенсус. Он закрепил фактическое положение дел – уже через несколько месяцев после завершения ХХ съезда лозунги «нового похода» и «всеобщей зажиточности» стали исчезать из СМИ. Произошла «реабилитация» некоторых олигархов, затормозилось закрытие платных школ и иные мероприятия в духе выступления Си Цзиньпина с трибуны съезда. Он тогда заявил: «Китайская модернизация предполагает достижение всеобщей зажиточности народа страны… Мы неизменно рассматриваем реализацию мечты народа о прекрасной жизни как отправную точку и конечную цель нашей модернизации, уделяем особое внимание обеспечению и содействию социальному равенству и справедливости, сосредоточиваем силы на стимулировании всеобщей зажиточности народа, решительно предотвращаем поляризацию».
Известный откат от установок предыдущего съезда правящей партии не означает отказа от поставленных долгосрочных целей. Произошло уточнение срока «модернизации социалистической экономики» - 2029 год. Нет признаков ослабления позиций их автора. В «Решениях III пленума» отмечается: «Мы должны глубоко осознавать решающее значение утверждения статуса товарища Си Цзиньпина как руководящего ядра ЦК КПК и партии в целом, руководящего положения идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи…».
Си Цзиньпин был и остается одновременно идеалистом и реалистом. Глядя за горизонт текущих событий, он выдвигает долгосрочные цели, рассчитанные и на годы, и на десятилетия. Иногда цель удается достичь в изначально определенные сроки – так было с созданием к 2021 году «общества средней зажиточности» (сяо кан). Но иногда идеалы приходится приводить в соответствие с реалиями. Именно это, похоже, происходит с идеалами «нового похода» и «общества всеобщей зажиточности». Реализация откладывается, но не отменяется. Впереди сформулированная Си Цзиньпином ещё в 2012 году главная цель – к 2049 году превратить Китай в «богатую и могущественную, демократическую и цивилизованную, гармоничную и прекрасную модернизированную социалистическую державу».
из книги "Си Цзиньпин - вождь Китая"




