Авторский блог Людмила Лаврова 00:41 12 июля 2024

Жизнь не имеет завершения… Не прощальные слова…

памяти Владимира Тыцких

Жизнь не имеет завершения… Когда книги Владимира Тыцких будут читать, даже самый молодой читатель узнает, что поэзия предлагает больше, чем чистое присутствие в том моменте, который запечатлен автором в стихотворении. Его глубинное поэтическое слово, звучащее сквозь терпкий налет иронии, интонации публицистики сквозь мягкие краски лирической образности, уводит к трансцедентности, к тому, что недоступно рациональному, признающему лишь факты. Такое слово не вмещается в рамки реального чувственного опыта, лежит за пределами нашего повседневного понимания окружающего. Да и что такое это самое «окружающее»? Так ли уж оно одномерно и очевидно? Или только кажется таковым «подсаженным» на информационный поток, нечутким умам?

двойной клик - редактировать изображение

Мы нередко, даже не отдавая себе отчета, сталкиваемся с трансцендентностью в искусстве. Когда художник создаёт произведение, пронзающее душу, открывающее ее глубины, это и есть порыв к трансцендентному. Так случилось с героем классического очерка писателя Глеба Успенского «Выпрямила» (1885 г.), человеком «скомканным» как русской действительностью, так и жестокостью западноевропейского буржуазно-капиталистического уклада, где царствует мнимая «правда», где «всё одно унижение, всё попрание в человеке человека». Но, случайно попав в Лувр и увидев статую Венеры Милосской, он, стоя перед творением великого греческого скульптора, вдруг переживает величайший духовный взлет, ощущение, что она его «выпрямила», утвердив в мечте о лучшем будущем русского народа.

Музыка, живопись или поэзия могут преобразить, заставить каждого хоть однажды ощутить нечто, что лежит за пределами обыденного, прислушаться к своему внутреннему «я», уловить моменты трансцендентного опыта как способа связи с высшими силами, обрести путь к пониманию смысла человеческой жизни.

двойной клик - редактировать изображение

Вот всего лишь одна строка из стихотворения В. Тыцких: «Снег, что растаял в тех столетьях, идет опять…». И сразу возникает вопрос: кто способен разглядеть в кружении снегопада за окном, казалось бы, давно прошедшее? Пушкинские метели и вьюгу Блока, в которой тонула целая эпоха… бесприютность снежных ночей Пастернака времен Гражданской, «горячий снег» Великой Отечественной, окрашенный кровью наших бойцов в стихах Твардовского, Симонова и Гудзенко, в прозе Бондарева… Кто способен? Нет, не витии… Только поэт, прозревающий сквозь мельтешение вьюг грозные знаки времени, еще не разгаданные, не понятые современниками. И когда читаешь название стиха Владимира Тыцких, из которого взята эта строчка – «Зима 1990 года», и короткий эпиграф к нему «В России появились беженцы. Из новостей», то в памяти и воображении выстраивается огромное драматическое полотно, охватывающее события из российской \ советской истории на протяжении веков, увеличивая масштаб и значение происходящих в 90-е и ныне в Южной России событий, их роковую связь.

«Я — воин. Даже больше — русский воин…», пишет Тыцких.

И далее - с беспощадной откровенностью:

Преодолеть безвыходность развала

Доступно только ей, живой душе,

Но в ней души уже настолько мало,

Что кажется — и нет её уже.

Не для неё сомнения и жалость —

В ней злая ложь

с беспамятством сошлись. …

Признаться в страшной правде ей осталось

И этой правдой, может быть, спастись.

Это не риторический жест. Не декларация. Это – позиция, действительно дающая шанс на спасение… Здесь у автора такая расстановка слов, ускорений и замедлений ритма, что читающий это стихотворение из книги «Прямая речь» - невольно становится

на место лирического героя, перенимает его эмоциональный настрой и начинает испытывать то же, что и сам поэт, осознавая во времена лицемерия и лукавых недоговоренностей, скрывающих гибельность ложных миражей, великую ценность прямой речи художника:

Всё названо своими именами,

И смысл заветный всем глаголам дан.

Чего мудрить? Зачем крутить словами

И напускать на Божий свет туман?

Что за нужда — скрывать от сердца чувства, От памяти утаивать мечты?..

Просты слова и речи безыскусны,

Когда дела и помыслы чисты.

Причин и следствий роковые связи,

И пустоту, что можно в звук облечь,

И честный ум, и дурь в красивой фразе

Откроет лишь она — прямая речь.

двойной клик - редактировать изображение

Ему ли бояться обвинений в плакатной лозунговости, когда он пишет в стихотворении «Выбор» : Разноречив мой трудный опыт. Но выбор обнажённо прост: В бою упасть на дно окопа/ Или — подняться в полный рост!» - потому что поэзия Владимира Тыцких вызвана, рождена внутренней необходимостью преодолеть инерцию существования, и это делает его стихи живыми, не пафосными, не нагромождением искусных словесных конструкций. Его стихи, как одухотворенные существа, «входят в круг» жизни читателя, то «учат, то зовут, то благословляют, по словам Николая Гумилева, написавшего замечательный очерк о русской поэзии, «среди них есть ангелы-хранители, мудрые вожди, искусители-демоны и милые друзья. Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают. Для многих отношений они являются высшими судьями».

Что остается поэту? «Без лишних заблуждений обойтись/

И избежать поверхностных суждений/ О жизни, даже если эта жизнь/Упорно избегала объяснений»…

Однако это лишь одна, во многом поверхностная задача. Лирика Владимира Тыцких гораздо сложнее, ее внешняя простота – обманчива, потому что он, оставаясь в русле великой традиции русской литературы, не предав ее за побрякушки успеха, сознает ответственность поэта за каждое свое слово. Дар слагать стихи – не дается даром:

«Мир — сумма многих одиночеств./ Соединяет их поэт./ Он времена былые слышит,/ В нём дали новые звучат, /Пускай прозаики не пишут, / Пусть глухо критики молчат. / Открытьям дня и тайнам ночи /Ни счёта, ни пределов нет./ Мир состоит из многоточий. /А заполняет их поэт. /И — в сердце боль. И — рвутся жилы. /Глаза в слезах. Душа в крови… /Но ничего бы не сложилось / Без этой муки и любви».

Вот лейтмотив творчества Тыцких: «мука и любовь», к стране - не только в победах, но и в ее трудные, смутные времена, к человеку, порою, слабому, заблуждающемуся, но еще не «траченному молью» интеллектуального комфорта… В противном случае, как с насмешливой горечью заметил однажды критик Лев Аннинский: если «испарилось «дум высокое стремленье», и ничего вы не реанимируете. Прах, драка из-за премий, тусовка».

О подобной публике с откровенным сарказмом писал и Владимир Тыцких, зная, что «опасней лжи, трусливое молчание». Его не останавливали интриги недоброжелателей, не прощающие прямоту поэта:

Они бессмертны, праведники наши —

Во всём живой пример и образец: И ткнут перстом, и ручками помашут,

Подскажут и покажут, наконец.

Гербы менялись, гимны и знамёна —

Не изменяя званью своему,

Они всегда служили исступлённо

За чтонибудь ни попадя кому.

Грядущее умело проницали

И в настоящем жили ничего: Умеренно, но вовремя страдали, Ударно постигая божество.

Теперь они, известные страдальцы,

В счастливую вползают полосу:

Почётных граждан развелось, как зайцев

В непуганом дворняжками лесу.

Напрасные надежды - в наши времена картинно устоять на ветру или посиживать на вечеринках «для своих», упражняясь в заемном из интернета глубокомыслии, не выйдет. Не спасут модная «театральность», всевозможные «креативы» и рекламные трюки, эпатаж пустого новаторства, когда писать для большинства пишущих становиться все равно, что болтать, легче, чем жить … Слом времен наступил: неостановимо перекраиваются привычные представления о мироустройстве, уходят в небытие доходные штампы ремесленничества; «миры двинулись и идут к последнему столкновению».

Хорошо понимая это, тот же проницательный Лев Аннинский говорил: «Русский человек всегда ориентирован на поиск истины. Всю жизнь он должен был размышлять не о самом себе, и меньше всего о самом себе, а обязательно обо всем мире. Литература для нас была всем. Таков менталитет. С точки зрения американцев или французов - это безумие. И когда это ощущение мировой задачи, которую мы выполняли (хорошо или плохо – вопрос второй), стало распадаться, стало теряться ощущение, что литература - это наше все. Она стала составной частью комфорта».

Вот что еще требовалось преодолевать таким редким, цельным личностям в современной русской литературе как поэт Владимир Тыцких - не гоняясь за славой и популярностью, служить не ради «комфорта» своему «привычному делу» (А. Блок), чутьем художника ощущая, что сменилась эпоха, а вечные вопросы остались, и Россия, всему вопреки, не сгинула в мировом всесмешении… Значит, у писателя, у поэта остается сверхзадача: «Личность должна говорить с богом. Даже если она отрицает бога, она все равно с ним говорит»:

От века то темнея, то светлея,

Родное небо знает наперёд:

Всё догорит, развеется, истлеет

И снова загорится и взойдёт.

И память, не подверженная тленью,

Итог последний подведёт сполна:

Вся жизнь тебе давалась на мгновенье,

Но вечные связала времена.

двойной клик - редактировать изображение

В «Манифесте читателя», посвященном В. Пикулю, Владимир Тыцких пишет, как завещание: « Меча сильнее — праведное слово./ Опасней лжи — трусливое молчанье./ Мир платит за него ценой суровой —/ Разором, и позором, и страданьем. /Об этом помнят русские могилы,/ Об этом наши летописи пишут. /Имеющие уши да услышат: Мы — сильные, и в правде наша сила. /Вот потому враги её боятся, / Вот потому они на всё готовы, /Чтоб только не звучало наше слово, / Чтоб нам упасть и больше не подняться».

Слово истинных поэтов - неумираемое слово, даже если книги на полках библиотек покроются пылью, не выдержав натиска электронных устройств… В природе все повторяется и возвращается к истокам, и начинается сначала, «восход, закат и звёздный свет, Огонь в печи, травинка в скалах…», а усталый путник обязательно выйдет к морю тропой, по которой ходил и сам поэт…

По этой тропе в ночь на 9 июля ушел Владимир Михайлович Тыцких… К Небесному морю…

Теперь легкое «свободное дыхание стиха», услышанного Владимиром Тыцких в музыке вышних пределов, его душа «в ладу с плеском волны у каменного мола», рассеялись в этом мире, в океанском просторе, в «арфических звуках» ветров, в облачном небе над островом Русским, усыпанном дивными цветами. Он любил бродить там, облекая напряженную внутреннюю тишину в энергию глагола…

двойной клик - редактировать изображение

Надеюсь, не осудит меня читатель за то, что, не сумев преодолеть искушение магии бунинской образности в финале одного из самых пленительных его рассказов, в той же, русской традиции, так увиделся мне поэт Владимир Тыцких, уходящий в далекую даль, которая «зря зовет, и зря грустит о ком-то…». Потому что свет «крылатого стиха» обязательно озарит горизонт.

Фото: Эльвира Кочеткова

1.0x