Сообщество «Форум» 08:51 22 мая 2021

Земля в солдатском кисете

Жизнь со всей убедительностью нам доказывает: связь времён прерываться не должна!

В свои четырнадцать командир отделения юнармейцев города Заозёрного Роксана Рощина, девочка с косичками, облачённая в хорошо узнаваемую униформу, чеканит шаг и отдаёт команды практически поставленным для этой цели голосом:

— Караульные, на пост!

И двое юнармейцев с автоматами наперевес выдвигаются туда, где им предстоит нести почётный караул и где взметнулась ввысь памятная стела мемориального комплекса «Воинская слава». Немного поодаль застыла на вечной стоянке «тридцатьчетвёрка», она органично вписалась в архитектурный ансамбль, мысленно перенося современников в те грозные годы, которые стали тяжелейшим испытанием для советского народа, но он его с честью выдержал и сокрушил вооружённого до зубов врага…

На встречу с комендантом Кремля

Каждый год это знаковое место, особенно дорогое для жителей города Заозёрного, становится одним из центров притяжения в праздник Победы, куда возлагаются венки в память воинов-земляков, павших на фронтах Великой Отечественной. Добрая традиция неизменна, какие бы беды ни сваливались на страну: русский человек устроен так, что он всё преодолеет, всё выдержит, чего бы это ни стоило, пока бьётся в нём сердце и придаёт силы несломленный национальный дух. Клеветники России знают об этом и бьют целенаправленно, стараясь как можно эффективнее ослабить лучшие качества русского народа. Их стремление видно невооружённым глазом: развенчать героев Отечества, а правду истории выдать за очередной идеологический миф советского образца.

Под прицелом в большей степени оказывается, конечно, подрастающее поколение, и в этом смысле существование молодёжного военно-патриотического движения «Юнармия», детища министра обороны России Сергея Шойгу, можно и нужно рассматривать как глоток свежего воздуха и для рыбинских школьников. Три сотни ребятишек разных возрастов стали уже юнармейцами в районе, и можно не сомневаться, что их число будет расти. Муниципальный штаб юнармейцев возглавляет капитан запаса Виктор Колупаев, в прошлом участник боевых действий на таджикско-афганской границе. В составе 149-го гвардейского Краснознамённого, ордена Красной Звезды мотострелкового полка кадровый офицер-танкист прошёл отличную боевую школу, где каждый год засчитывался за три. У ребят хороший наставник, им есть с кого брать пример, а без этого нынешней молодёжи сложно ориентироваться в современной жизни.

Более того, в Заозёрном уже накоплен ценный опыт военно-патриотического воспитания: ещё до создания отрядов «Юнармии» благодаря стараниям генерального директора Рыбинского коммунального комплекса и депутата Рыбинского районного Совета депутатов Сергея Барабана школьники вновь включились в военно-патриотическую работу, уже изрядно подзабытую за годы «лихих» девяностых. Одна из фундаментальных задач, которую при этом Сергей Николаевич преследует, заключается в том, чтобы молодёжь смогла воочию представить, от какого наследства, завоёванного пόтом и кровью многих поколений, Россию заставляют отказаться. Кто, если не старшие товарищи, жившие и трудившиеся в ту славную эпоху, сможет об этом убедительно рассказать?

Среди многих добрых дел Сергея Барабана, бизнесмена и политика, — участие в традиционной Вахте Памяти. Четыре года тому назад в столицу нашей Родины, к могиле Неизвестного солдата, предприятие отправило группу школьников под началом машиниста котельной из села Александровка Евгения Тихоходова. Разумеется, эта многодневная поездка за четыре тысячи вёрст обошлась в копеечку, но разве всё в наши дни измеряется пресловутым золотым тельцом, разве не осталась у ребят из Сибири память о Большом Кремлёвском дворце, о встречах с комендантом Кремля и гвардейцами из роты Почётного караула? Если исходить из логики тех людей, что олицетворяют собой предпринимательский класс, ориентированный лишь на быстрое извлечение прибыли, деятельность Барабана считается, мягко говоря, избыточной, ненужной. А тот, кто идеи благотворительности культивирует на практике, по их мнению, исходит из интересов популизма. Но разве это на самом деле так?

Когда Барабана спрашивают, зачем он всё это делает, для какой цели вкладывает немалые личные средства в то, что не приносит прибыли, предприниматель отвечает, раскрывая своё жизненное кредо:

— Я просто самореализуюсь. Дело в том, что я родом из многодетной семьи, из такого же маленького провинциального городка, как Заозёрный, только теперь у меня появилось право выбора — больше, чем у кого-либо другого. Могу купить новый джип, но я в обелиски эти деньги вложил. Видимо, у меня такая болезнь: хочу, чтобы на земле обо мне осталась добрая память...

«Я убит подо Ржевом»

История этой «болезни» началась, конечно, не вчера. Более десяти лет тому назад, когда предприниматель возглавил коммунальное предприятие в Рыбинском районе, к нему стали обращаться люди: срочно нужна ваша помощь и содействие! Восстанавливаем памятники землякам, но чувствуем, что сил не хватает.

Так у Сергея Барабана зародилась идея, которую никоим образом нельзя уместить в какие-то временные рамки. Монументы и обелиски сибирякам, положившим жизнь «за Родину, за Сталина», нуждаются в постоянном уходе: созданные в советский период, они постепенно приходят в негодность, требуя не просто подновления, какого-то косметического ремонта, но и полноценной реставрационной работы. Требуют как объекты, представляющие не просто историко-культурную ценность, а ещё и действенное средство нравственного и патриотического воспитания молодёжи. Весь вопрос: кто сегодня эту ношу на свои плечи возьмёт? Руководитель коммунального предприятия на свой страх и риск взял, хотя мог бы, конечно, купить для себя и пресловутые джипы, чтобы гордиться мощной коллекцией движимого имущества, как это делают многие из нынешних сильных мира сего.

Сказанному Барабаном о памятниках как средстве его личностного самовыражения действительно веришь: предприниматель не любит говорить пафосно, когда речь заходит о Великой Отечественной войне, — ему, историку по образованию, эта тема видится во многом недоисследованной. Обладая критическим складом ума, трезво оценивая действительность, он скорее ругнёт местных чиновников. Это ведь они дистанцируются от военно-патриотических мероприятий в городе и районе, руководствуясь классическим принципом чеховского господина Беликова: «Как бы чего не вышло?»

Ругнёт, отведёт душу и будет прав: чиновник всегда боится инициативы, любых зачатков народного самоуправления — единственной палочки-выручалочки, способной вывести нашу страну из нравственного и социально-политического кризиса.

— При инициировании каких-то наших действий мы ещё получаем по голове: мол, вы лезете не в свои дела, — так обозначает существующую здесь проблему Сергей Барабан. — Но это не мои мемориальные комплексы, это государственное или муниципальное имущество. Или просто ничьи объекты, поскольку на учёте не стоят, земля надлежащим образом не оформлена...

Между тем, как считает Барабан, воинские мемориальные комплексы должны быть своего рода инструментами в программе патриотического воспитания молодёжи. И там всегда должны какие-то мероприятия проходить, тогда памятники найдётся кому содержать.

Когда на районных монументах началось восстановление и они преображались буквально на глазах, Сергей Барабан всё более убеждался, что одного этого мало, что мемориальный бетон в любом случае нужно «оживить» — это единственный способ привлечь сюда как можно больше людей. В самом деле, ведь если, скажем, твой дед погиб на Ржевском рубеже, как тогда сделаешь обелиск на рыбинской земле своим, родным?

Решение проблемы всё-таки пришло, когда стартовала всероссийская военно-патриотическая акция «Горсть памяти», и ребята-юнармейцы прошлым летом наполнили символические солдатские кисеты той самой землёй, что взяли с обелисков Рыбинского района. А потом отправились в экспедицию в Тверскую область, на Ржевский рубеж, воспетый выдающимся советским поэтом Александром Твардовским:

Летом горького года

Я убит. Для меня —

Ни известий, ни сводок

После этого дня.

Оттуда, с братских захоронений Ржевского и Бельского районов, юнармейцы доставили священную землю и сделали сибирские обелиски по-настоящему сакральным местом в Малой и Новой Камале, Успенке, Рыбном и многих других сёлах Рыбинского района.

Жители Двуречного, к примеру, прикинув свои скромные возможности, для себя решили: возле возрождённого монумента разобьют сквер Победы, и опять же все надежды на Сергея Барабана. Кстати, первые деревца 9 Мая уже посадили. А ещё запустили в весеннее небо сизых голубей, превратив самый значимый в Отечестве праздник во всенародное гулянье с большим самодеятельным концертом в сельском Доме культуры. И каждый участник торжества смог отведать солдатской каши…

Вечный огонь в сибирской глубинке

Холодное, совсем не майское утро и набежавшие тучи не смогли омрачить праздничное настроение жителей села Успенка, которые собрались, чтобы стать участниками торжественной церемонии — возложения венков землякам, погибшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны.

Архитектурно-исторический ансамбль с видом на центральную улицу Ленина теперь предстал преображённым: с чеканкой на металлической стене монумента и Вечным огнём возле стелы. Остались лишь последние штрихи, чтобы полностью завершить благоустройство мемориала, который обновлялся долго и трудно, пройдя через субботники и народные стройки. И лишь благодаря реальной помощи руководителя коммунальщиков за дело взялись профессионалы: художники-скульпторы Сергей и Татьяна Климовичи из города Зеленогорска существенно изменили облик мемориала. Они учли пожелания жителей и наряду с барельефами, а также смелым для наших дней лозунгом «За Родину, за Сталина!», отвели главное место для поимённого списка всех тех, кто уходил на войну из Успенки и ныне исчезнувшей деревни Будянка.

Смотришь на эти изображения советских солдат и думаешь, что мы и впрямь в интересное время живём: одни и в малых деталях стараются следовать исторической точности, возводят памятники Ленину и Сталину, а другие пугаются даже мавзолея на Красной площади Москвы. И драпируют его каждый раз, когда праздничное шоу на носу, забывая при этом, что именно отсюда, с этой высокой трибуны, Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин принимал в сорок пятом исторический Парад Победы. Как после таких манипуляций относиться к официально обозначенному запрету на переписывание истории — вопрос не столько юридический, сколько относящийся к области народного сознания: закон что дышло — куда повернул, туда и вышло…

И всё же, справедливости ради, нужно сказать, что ушедшая эпоха, особенно в оценке величия подвига простого солдата, далеко небезгрешна, и мириться с этим обстоятельством современники не имеют морального права. Сельчанин Феофан Попков, к примеру, столкнулся с определёнными трудностями, когда в 1974 году, к тридцатилетию Победы в Великой Отечественной войне, в Успенке начинали закладывать мемориал. Списки жителей, ушедших на фронт, компетентные органы проверяли на сто рядов, а в итоге вычеркнутыми оказались успенцы, пропавшие без вести. Понятно, что по идеологическим соображениям людей с «тёмным» военным прошлым на советском мемориале быть не должно: а вдруг он власовец, ваш земляк?

Ох уж эта вторая ударная армия, застрявшая в лесах и болотах Новгородской области! Скольким людям поломал судьбу изменивший присяге генерал, которого взяли в плен немцы вместе с ППЖ! Возможно, мы ещё очень многого не знаем по причине тех самых «белых» пятен, которыми пестрит летопись Великой Отечественной. И как тут не согласиться с идейным вдохновителем поискового движения на рыбинской земле, учителем из Зеленогорска Лидией Коршуновой, справедливо полагающей, что патриотизм вовсе не искусственная прививка; любить Родину можно лишь тогда, когда знаешь её историю. Надо ли ещё раз говорить, что эта любовь начинается с малого: с истории семьи, родного села?..

Сегодня дотошный исследователь Успенки Феофан Михайлович может гордиться: на мемориале воинам-землякам представлены списки всех сельчан-фронтовиков. Эти имена и фамилии краеведу удалось выяснить, когда Попков возглавлял педагогический коллектив успенской школы и вместе с учениками активно занимался поисковой работой. Более того, Советом ветеранов 378-й стрелковой дивизии, которая формировалась в нашем крае, он был приглашён даже в Великий Новгород.

Есть ещё один повод для гордости ветерана: уже летом Сергей Барабан продолжит традиционную Вахту Памяти — вместе с юнармейцами отправится в военно-патриотическую экспедицию по местам сражений сибирских дивизий, побывает и в Великом Новгороде. А значит, памятники и обелиски Рыбинского района вновь примут священную землю с братских могил, где покоится прах сотен и тысяч воинов-сибиряков, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной.

Николай ЮРЛОВ

КРАСНОЯРСК

Фото Евгения ИМАЙЧЕВА

1.0x