Авторский блог Владимир Винников 11:17 19 декабря 2024

Заздравная

К юбилею Клуба метафизического реализма

В эти дни отмечает своё 20-летие Клуб метафизического реализма Центрального дома литераторов. Поздравляя с этим юбилеем всех мастеров, подмастерьев и любителей русского Слова, так или иначе причастных к появлению и бытию данного феномена отечественной литературы и культуры, считаю необходимым отметить его уже проверенную этим немалым временем выдержки тройственную синтетичность и даже соборность: Клуб. Метафизического. Реализма. Причём начать поздравление, как представляется, следует с последнего по месту, но далеко не последнего по значению элемента в этом имени.

Реализм. Вся русская литература — реалистична, даже в своих мечтах, вымыслах, вмыслах и сказках. Таковы её корни, ствол и крона, образно описанные ещё Пушкиным в гениальном зачине «Руслана и Людмилы»: «У Лукоморья дуб зелёный…» Вне и без постоянного языковóго обращения к реальности литература ни зеленеть, ни расти не может, она становится сухим деревом — может быть, по-прежнему большим и даже великим, но уже не живым, не шумящим своей листвой, не приносящим каждый год всё новых и новых плодов.

Метафизический. Реализм не равен натурализму. Реальность объёмнее действительности. Некие потенциальные силы могут не действовать здесь и сейчас, или даже нигде и никогда, но это не значит, что их не существует. Это «Златая цепь на дубе том», дотянуться до которой, чтобы осязать словом и даже увидеть её даётся далеко не каждому. Сама локализация в Лукоморье — метафизична. «Метафизика» — не просто «то, что после физики», то есть природы, натуры, но то, что возле, вокруг неё во всех возможных измерениях, и «златая цепь на дубе том» вся покрыта «изморосью потустороннего», как однажды выразился бессменный председатель Клуба метафизического реализма Сергей Сибирцев. Потому что одним своим концом эта златая цепь уходит в бездны Вселенной, макрокосма, а вторым — в бездны человеческого сознания, микрокосма.

И, наконец, собственно Клуб: то самое «И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом» — ходит, что важно, сам по себе, как это положено столь священному и древнему животному: не «на цепи», а «по цепи». Что и объединяет под вечнозелёной кроной клуба авторов самых разных взглядов и расцветок, самой разной усоты, хвостоты и когтоты. Вплоть до аватар более чем метафизических кота Шредингера и Чеширского кота, придуманных как раз учёными. И весьма промыслительно, что от ЦДЛ с Клубом метафизического реализма и до Московского зоопарка, и до Патриарших прудов с булгаковским котом Бегемотом тоже не так далеко — практически рукой подать. Ну, не любой, но кого надо рукой. Так что субъект клубного реалиста-метафизика — можно сказать, образ собирательный и вовсе не только писательский.

Собрания-сборы этого образа проходят, вы знаете, почти в ежемесячном режиме, каждый раз — с новым и чаще всего неожиданным для его участников результатом. «Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит». Без какого-то деления на «правых и «левых», «патриотов» и «либералов», «прогрессистов» и «консерваторов», «славянофилов» и «западников» etc. Кстати, начатый более полутора веков назад, после Крымской войны и отмены крепостного права, спор о том, по какому историческому пути должна пойти Россия: по пути «передовых» европейских стран, признав свою ущербность, отсталость и слабость или же пытаться найти свой собственный, особый путь в будущее, пусть и несводимый к известной уваровской формуле «Православие. Самодержавие. Народность», — в разных вариантах продолжается и поныне.

В Клубе метафизического реализма он продолжается на уровне не войны или дуэли, не диспута под зорким взглядом инквизиторов и средств массовой информации, даже не дискуссии с наличием только двух точек зрения: своей и неправильной, — а непрерывного, содержательного диалога, в котором происходит процесс приближения к истине, уточнения границ должного и недолжного, допустимого и недопустимого. И эта клубная жизнь, разумеется, не ограничивается только стенами ЦДЛ — её участники не зарекаются от многомерного общения между собой и за его пределами. «Там чудеса: там леший бродит, / Русалка на ветвях сидит».

И далее: «Там на неведомых дорожках / Следы невиданных зверей», — существ, которые далеко не все, не всегда и не ко всем миролюбивы, описанных не только лишь в прозе Юрия Мамлеева или Анатолия Кима и других авторов, чьи произведения входят в «Библиотеку Клуба метафизического реализма» (издательство «РИПОЛ классик»), но известны ещё в традиции христианского монашества («От мысленного волка звероуловлен буду» (Св. Иоанн Златоуст)).

«Избушка там на курьих ножках / Стоит без окон, без дверей». Поздравляя с юбилеем эту клубную избушку, её хозяев и гостей, желая, чтобы к ней и впредь (впрочем, это уже «Памятник») не зарастала народная тропа, можно продолжать цитирование пушкинских строк и дальше: «Там лес и дол видений полны», — и дальше, и дальше, до слов: «Там русский дух… там Русью пахнет!». Все мы более-менее знаем и помним, какие облики — порой, казалось бы, несовместимые между собой и даже отрицающие друг друга, — принимала наша Русь на протяжении своей истории. Некоторые из этих обликов могут быть нам по нраву, некоторые — напротив, вызывать неприятие и даже отторжение. Да, никто из нас не знает, насколько неузнаваемой она предстанет перед нами в будущем. Но нигде и никогда русский дух не даст нам обмануться, принимая чужое за своё, а своё — за чужое, чтобы мы всегда могли повторить за Пушкиным:

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

С юбилеем и долгих лет жизни!

Илл. председатель Клуба метафизического реализма Сергей Сибирцев и писатель Юрий Мамлеев. Фото Наталии Макеевой

Источник

1.0x