Сообщество «Круг чтения» 09:59 17 мая 2021

Завещанный дозор

О книге Алексея Шорохова "Война"

Небольшая поэтическая книга «Война» Алексея Шорохова — событие не только в литературной жизни, но и значимая веха в судьбе самого поэта, побывавшего во многих «горячих» точках. Его впечатления о поездке в Донбасс мы опубликовали на нашем сайте.

14 мая представители литературной общественности Москвы собрались в одном из залов особняка Союза писателей России в Хамовниках, чтобы обсудить книгу «Война» и пообщаться с поэтом, который занят еще и большой культурно-просветительской работой на посту заместителя главного редактора журнала «Отечественные записки».

двойной клик - редактировать изображение

Время наше — далекое от поэзии, круг читателей стихов заметно поредел даже на фоне прозы, зато читатель стал преданнее и разборчивее. Наверное, еще и потому, что появилось множество поэтических симуляций, претендующих на авангард или глубокомыслие, лишенных искренности, подлинности чувств, когда вся ткань стиха, метафоры, образность, сама музыка поэтической речи подменяется конструктами холодного ума, порою, весьма изощренными. Стихи собирают, как лего… Творчество подменяется технологиями. Так сегодня создается клиповая музыка или театр, паразитирующий на классике, далекий от ее высоких, идеальных задач, выворачивающий смыслы наизнанку… Здесь вспоминается гениальное предвидение А. С. Пушкина в словах Сальери в «Маленьких трагедиях»: «Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию…». Вокруг немало подобных Сальери…

Алексей Шорохов – поэт с чутким слухом и неравнодушным сердцем, наделенный редким даром – улавливать в нашей реальности заглушаемое скрежетом информационной цивилизации боль и биение естественных побуждений и эмоций человеческой жизни, не одномерной, длящейся в пространстве времен, укорененной в традиции и судьбах предков. Когда каждый из нас, пусть и не ощущающий этого, звено в цепи истории поколений. Шорохов видит Россию именно так: «в кружении нашествий, времен и светил», пусть и не осознавая до конца, откуда в нас «эта вечность течет» («Новороссия»). И что бы ни происходило с Россией, с нами, у А. Шорохова через всю книжку проходит четкое знание о себе как о русском поэте, воине, стоящем в «завещанном дозоре» на рубежах обороны – своей истории, родного слова, памяти…

Это мужественная лирика, бесстрашно вглядывающаяся в нашу действительность последнего тридцатилетия — редкое свойство сегодня, в век феминизации, тем более название книги «Война» — не случайно, обязывает, отсылая к словам знаменитой композиции В. Цоя, тоже своего рода провидца, «Между землей и небом – война» из альбома «Группа крови» (1988 г.) или к драматическим строкам из военного цикла В. Высоцкого: «наши мертвые нас не оставят в беде, наши мертвые, как часовые…».

Наши мертвые – это и танкист, «сгоревший в броне» в ночь штурма Грозного в 95-ом, обнимающий на заоблачном мосту старика-отца, и русские летчики, сбитые на Кавказе в трагическом и совершенном по образности стихотворении «Скрябинские этюды», и неизвестный замученный пленный солдат, с улыбкой ушедший в другую вселенную «без глаз, головы, языка»…

И Лермонтов – ведь время нераздельно! — что-то пишущий в мгновения «между схваток» «под сенью чинар» в одноименном стихотворении – полном звуков, запахов и красок наброске горской жизни в полдневный зной, готовый каждую минуту окраситься кровью:

В воздухе пахнет душицей и смертью,…

Листья звенят тонкокованной медью,

Дремлет селение, бредит базар…

Стихи о боях в Новороссии, перепевы казачьих песен и народных образов, посвящение отцу-фронтовику – проникнуты не только трагизмом и тревогой, но и светлой надеждой на поддержку в праведных битвах небесного воинства, и это стойкое ощущение своей правоты, нашей правоты, правоты Вечной России придает каждому лирическому высказыванию поэта совершенство и глубину. Потому что с верой, что «тьма не задавит свет» приходит и радость осознания: потомки не оставят бой / Там, где нас больше нет…».

И эти строки вновь уводят нас в традицию, теперь — к Александру Блоку…

***

двойной клик - редактировать изображение

Выступавших на презентации книги А. Шорохова не ограничивали во времени. Люди, как будто истосковавшиеся за время ограничений пандемии по общению, сказали немало проникновенных слов в адрес поэта, при этом не скрывая своей озабоченности по поводу происходящих в стране и мире событий, о важности для художника слышать живое биение подлинного русского слова, девальвированного всевозможными политическими заявлениями, сниженного лавиной пустых словесных баталий в интернете и профанацией серьезных тем роящимися на телеканалах модными экспертами.

двойной клик - редактировать изображение

В такой атмосфере, наверное, сегодня поэту еще труднее, чем когда-либо прежде. Но, как говорится, страшен сон…. Алексей Шорохов в пути, планирует побывать в «песочнице», так называют Сирию…

Однако ведь ныне война ведется не только на реальных полях сражений. И в повседневной сумятице и противостоянии праведного и грешного, лживого и истинного уже без военной героики и стойкости потребуются иные духовные силы. Не меньшие…

***

двойной клик - редактировать изображение

Перечислю коротко хотя бы часть из присутствующих и выступавших на презентации: Председатель правления СП России, кавалер многих орденов и наград Н Ф. Иванов; автор проникновенной публицистики и знаменитых книг прозы «Беглец из рая», трилогии «Раскол», «В ожидании Бога», ряда автобиографических повестей, в том числе «Путешествие в Париж», «Год девяносто третий, вид из деревенского окна», Владимир Личутин; Л. А. Сергеев, прозаик; Первый секретарь Союза писателей России, поэт Геннадий Иванов; Сергей Казначеев, профессор, литературовед; автор романов «Государственный палач» и «Привратник «Бездны» Сергей Сибирцев; главный редактор журнала «Отечественные записки» Сергей Шулов; прозаик Юрий Рябинин; поэт и прозаик Сергей Соколкин; главный редактор «День-ТВ» Андрей Фефелов; поэт Сергей Антипов; доктор филологических наук Ирина Калус и др.

Фото: Борис Иванов

Источник

1 декабря 2024
Cообщество
«Круг чтения»
Cообщество
«Круг чтения»
Cообщество
«Круг чтения»
1.0x