Вы слыхали? Практически все производители одежды в России оказались псевдопроизводителями. Проверка Честного знака и Роспотребнадзора выявила, что из 107 проверенных фирм только две имеют реальное российское производство. У остальных производство фейковое.
Я-то знала о подобном и раньше: у нас в Ростовской области ещё в начале года прошла череда закрытий швейных производств успешного российского бренда родом из Ростовской обл. - Gloria Jeans.
Бренд живёт и развивается, открываются магазины в престижных торговых центрах Москвы и других крупных городов, а физическое производство – в Азии: в Китае, Бангладеш, Вьетнаме. А как иначе, если в Шахтах или Новошахтинске (Ростовская обл.) швея зарабатывает, по данным собственника «Глории Джинс» Владимира Мельникова, 75-100 тыс. руб., а в Азии – 10-18 в эквиваленте. Этим дело не исчерпывается: у нашей швеи есть и оплачиваемый отпуск, и масса праздников, и декретный отпуск с сохранением рабочего места до исполнения ребёнку трёх лет, а в Азии этого, понятно, нет. Мало того, в России, если у тебя в компании есть хоть одна «декретница», ты не имеешь права закрыть данное юридическое лицо, даже если сама «мамочка» ничего не имеет против и возвращаться не намерена. С этим я лично столкнулась несколько лет назад. Результат – перемещение производства в Азию.
То, что происходит в Ростовской обл., уже давно произошло в передовых и развитых странах. Моя дочка, помню, очень хотела приобрести в Нью-Йорке настоящие американские джинсы – такая у неё была детская мечта – настоящие американские джинсы, сшитые в Америке. Не смогла: нет их. Кстати, исторически первыми производство переносят в страны с дешёвой рабочей силой именно швейники: у них очень значительное место в структуре себестоимости занимает рабочая сила швей.
Возвращаясь в наши палестины, можно сказать одно: противостоять этому тренду очень трудно, почти невозможно. Капиталист, действующий на свободном рынке, всегда пойдёт туда, где себестоимость ниже. Хотим противостоять – требуются большие административные усилия. Т.е. НЕсвободный рынок
Нужно ли это? Смотря с какой стороны посмотреть. Вообще, долгая жизнь и кое-какой предпринимательский и управленческий опыт убеждает: нет ничего абсолютно прекрасного и однозначно ужасного. Взять ту же эффективность – икону всякого рода экономических учений. Вся «перестройка» прошла под аккомпанемент проклятий советской экономике за её неэффективность и прославления капитализма за несравненную эффективность. И сейчас все только и делают, что призывают друг друга повышать эффективность. А как её понимать?
Эффективность на уровне одной компании не равна эффективности на уровне целой отрасли. Эффективность отрасли не равна эффективности всего народного хозяйства. А целого народа? При деиндустриализации, т.е. переносе промышленности в страны с дешёвой рабочей силой, народ зримо тупеет, теряет или не приобретает технические навыки, превращаясь из квалифицированных работников в бесчисленных курьеров, которые через весь город везут скучающей тётке пачку печенья. (Образец эффективности!). Такое положение – в высокой степени результат борьбы за эффективность, т.е. за снижение издержек, что и привело к высвобождению промышленных работников и превращению их в курьеры.
Если же создавать у нас индустрию (например, швейную – настоящую, не фейковую), изделия выйдут более дорогими, чем при производстве в Бангладеш или Вьетнаме. А публика желает покупать дешёвые шмотки. Их наделали уж целые Монбланы, но строчат ещё и ещё. Изделия, как правило, плоховатого качества, зато дешёвые. Их без колебания покупают (дёшево же!) и без сожаления выбрасывают (дрянь же!). Или засовывают в дальний угол чулана (пардон, гардеробной).
Даже неологизм возник – «расхламление», т.е. удаление из дома ненужных вещей, которых накопилось столько, что они вытесняют из помещения жильцов. Даже курсы проводят, как грамотно расхламляться.
Моя дочка подсчитала, что нашей с нею уже имеющейся одежды могло бы с избытком хватить до конца дней, разве что трусов и колготок придётся по мере надобности подкупать. Но люди покупают и покупают, чтобы, принеся домой, немедленно разочароваться и начать хотеть что-то новенькое. И это понятно: качество швейных изделий драматически упало в развитых странах с 90-х годов, когда началось массовое перенесение производства в страны с дешёвой рабочей силой. Когда итальянские изделия были в самом деле итальянскими, они были совершенно иного качества – это я хорошо помню по личному опыту работы в 90-х годах в Италии.
Это эффективный порядок вещей? Как посмотреть… На мой взгляд, это пустопорожнее перемалывание ресурсов планеты и умножение свалок.
Вообще-то, производство какого-то физического продукта сегодня ощущается как что-то устарелое, убогое, лоховское, чем занимаются «унтерменши» из Третьего мира. А передовые и современные - то ли консультируют, то ли прогнозируют, то ли разрабатывают новый банковский продукт или преподают науку успеха…
Сейчас, в связи с войной и всякого рода угрозами, в нашей стране пытаются провести хотя бы частичную индустриализацию, зовут молодёжь в школы среднего технического образования, пытаются сформировать новую моду на реальный труд, на естественно-технические знания, но что из этого выйдет – пока не ясно. Я придерживаюсь на этот счёт умеренного пессимизма.
Вряд ли кто будет шить и вообще делать что-то здесь задорого, если можно сделать там – задёшево. Именно поэтому и стал Китай мастерской мира.
Но… Есть важное но. Отдавая кому-то на откуп ту или иную деятельность, вы выигрываете в сиюминутном плане, но проигрываете глобально. Вы теряете или не приобретаете квалификацию, деградируете и постепенно, шаг за шагом, вытесняетесь в тот самый Третий мир, который хотели лишь использовать себе на благо. На эту тему есть давний симпатичный фильмец в детском тележурнале «Ералаш», где мальчишка заставляет обезьянку делать всякую работу, включая домашние задания, в результате чего обезьянка превращается в девочку, а её хозяин – в маленького обезьянчика.
Но это выдумка, а вот реальность: недавно сообщили, что в Университете Калифорнии в Сан-Диего (UCSD) разразился тихий, но оглушительный академический кризис: каждый четвёртый студент профильного математического курса не смог решить уравнение «7+2 = x+6». И в этом нет ничего удивительного. Все научно-технические знания нужны для одной цели – для индустрии. Если такой потребности нет, если промышленное производство ведётся где-то там, вдали – зачем забивать голову трудной и ненужной мурой?
Такие вот бывают засады эффективности. Хорошо бы не попасть в одну из них.
Фото: VNA






