24 августа 2023 года на сайте опубликован любопытный анализ западных поставок Украине оружия и боеприпасов для войны с Россией. Статью «Коммерческое оружие на Украине: правильно ли союзники осуществляют закупки?» написали Джонатан Д. Кэверли (Массачусетский технологический институт) и Итан Б. Капштейн (Принстонский университет).
«С момента начала военного конфликта на Украине в феврале 2022 года украинское правительство боролось за вооружение, в котором отчаянно нуждаются ее военные. Несмотря на смелые заявления западных стран о поставках оружия, эти поставки часто задерживались».
«Временная мера администрации Байдена по отправке на Украину 155-мм гаубичных снарядов с кассетными боеприпасами напрямую связана с неспособностью Запада предоставить достаточное количество менее спорных версий этих боеприпасов. По словам одного американского чиновника, Украина в настоящее время потребляет около 90 тысяч патронов в месяц, но министр обороны Украины оценивает ежемесячную потребность в 250 тысяч, что в четыре раза превышает довоенные производственные мощности США и Европы. Чтобы увеличить предложение, сторонники Украины обязательно тратят огромные суммы денег.
Украина остро нуждается в этих боеприпасах, но новая политика Европейского Союза по закупкам и регулированию вряд ли позволит достичь этой цели эффективно. Не менее важно и то, что усилия Европы мало что сделают для долгосрочного здоровья ее оборонно-промышленной базы. Это связано с тем, что боеприпасы, используемые Украиной, хотя и жизненно важны для ее обороны, по сути являются товарами: основными промышленными товарами, которые в значительной степени взаимозаменяемы, производятся в больших количествах и производятся множеством поставщиков по всему миру.
Европейские страны и, в меньшей степени, США, связывают стратегическую важность этих товаров с промышленной организацией их производства».
По мнению авторов статьи, Европейский Союз должен перенять нынешнюю американскую политику закупок и закупать больше товарного оружия у более дешёвых производителей на развивающихся рынках.
Кэверли и Капштейн полагают, что «российско-украинская война предоставляет сторонникам Украины убедительный момент для пересмотра политики оборонных закупок. Конфликт напомнил каждому правительству, что войны с участием великих держав, скорее всего, перерастут в войны на истощение и что, вступив в бой, вооружённые силы будут сжигать боеприпасы с угрожающей скоростью.
Но неправильный урок, который можно извлечь из этого опыта, заключается в том, что каждый должен производить все — и вкладывать деньги в эти отрасли, чтобы поддержать дублирующие производственные мощности».
Вместо этого, по мнению экспертов, «Соединенным Штатам и их европейским и азиатским союзникам следует сосредоточить свои скудные ресурсы на производстве (и экспорте, где это разумно) передовых технологий, полагаясь при этом на мировых поставщиков в производстве товарных оборонных товаров, таких как артиллерийские снаряды. Крупные совместные закупки боеприпасов Соединенными Штатами и Европейским Союзом могут превратить эту ситуацию в олигопсонической рынок, на котором небольшое количество покупателей-рыночников имеет власть над множеством поставщиков. Эта власть могла бы стимулировать рост стандартизации, гарантировать постоянный доступ к боеприпасам и избежать напрасной траты денег налогоплательщиков, закупая внутри страны каждую единицу низкотехнологичной продукции, которую многие другие государства будут использовать в конкуренции за более дешевое производство».
Всё есть тостер
Товар, пишут авторы, определяется его взаимозаменяемостью: продукты покупаются оптом, и конкурентный рынок будет рассматривать различные версии товара как почти эквивалентные. Хотя сырьевые товары часто приравнивают к природным ресурсам и продуктам сельского хозяйства, многие продукты массового производства, включая промышленные химикаты и микросхемы компьютерной памяти, также работают таким же образом. Со временем большинство продуктов становятся всё более коммерциализированными, потому что, как пошутил Брюс Гринвальд из Колумбийской школы бизнеса: «В долгосрочной перспективе всё превращается в тостер».
Артиллерийские снаряды, дешевые дроны и даже ракеты, запускаемые с плеча, просты в изготовлении, обычно взаимозаменяемы и относительно недороги. Характеристики боеприпасов стандартизированы. Любой 155-мм снаряд в значительной степени совместим со многими различными артиллерийскими стволами. Хотя некоторые дроны сложны, подавляющее большинство, используемое обеими сторонами, являются расходным материалом и могут быть куплены у любого количества коммерческих поставщиков. Один наблюдатель назвал турецкий ТБ-2 «Калашниковым XXI века», олицетворяющим одновременно повсеместное распространение этого оружия и его коммерциализацию.
Точно так же, как есть достижения в области тостеров, между дронами и даже снарядами, безусловно, существуют качественные различия.
Умные 155-мм боеприпасы, такие как Excalibur, BONUS и SMArt, обеспечивают значительное увеличение дальности и точности при цене в 20–100 раз дороже.
Вариации «тупых» снарядов привели к более быстрому изнашиванию стволов орудий.
Непредсказуемость веса минометных снарядов заставила украинских командиров на передовой пересчитывать баллистику в промышленных масштабах и в электронной таблице Excel.
Но эти различия невелики перед лицом огромного спроса. За 25-летнюю историю производства было произведено всего 12 тысяч патронов SMArt.
США поставили Украине более 2 миллионов обычных 155-мм выстрелов по сравнению с 7 тысячами высокоточными снарядами».
«Чем ближе оружие по своим экономическим характеристикам приближается к товару, тем более необходимо адаптировать подход правительства к закупкам. Любой профессор бизнес-школы или консультант по менеджменту скажет, что коммерциализация обычно выгодна потребителям и трудна для фирм. Маржа прибыли невелика, а производители конкурируют по цене за счет скорости, масштаба и снижения затрат. Производственный цикл сменяется бумом и спадом: спрос растет, а затем падает, когда военные переходят к закупкам боеприпасов в мирное время для финансирования долгосрочных инвестиций в дорогостоящие платформы, такие как самолеты и корабли».
«Инвестиции в сырьевое производство не создают качественных рабочих мест и не обеспечивают базу для развития высоких технологий. Оборонная фирма BAE с гордостью объявила, что ее контракт с Соединённым Королевством на 280 миллионов фунтов стерлингов на поставку 155-мм снарядов обеспечит трудоустройство дополнительных 200 человек – 1,8 миллиона долларов на рабочее место – что мало даже по бессистемным стандартам оборонной промышленности».
Покупайте быстрее и за меньшие деньги
Стремление к быстрой и дешёвой закупке военной продукции должно учитывать производственную организацию этой продукции. Хотя Соединённые Штаты и Европа взяли на себя обязательства по увеличению поставок боеприпасов, они радикально расходятся в стратегиях приобретения и регулирования.
Главный исполнительный директор производителя боеприпасов Nammo, который поставляет и то, и другое, предсказывает «более длинный путь в Европу», поскольку Соединённые Штаты являются «менее протекционистскими» и имеют «более долгосрочный взгляд на рынок».
«Соединённые Штаты намерены увеличить ежегодное производство артиллерийских снарядов до более чем миллиона 155-мм снарядов к 2028 году. Конгресс недавно выделил 1,5 миллиарда долларов на финансовый год (8 миллиардов долларов в течение 15 лет) на модернизацию органической промышленной базы армии, которая специализируется на таких боеприпасах.
Европейские государства поддерживают планы своих оборонных компаний увеличить к 2023 году объем производства более 1,5 миллиона снарядов в год. Помимо национальных усилий (Германия недавно заключила с Rheinmetall контракт на поставку танковых боеприпасов на 4,5 миллиарда долларов), Европейский Союз выделил более 2 миллиардов долларов для отправки на Украину миллион 155-мм снарядов в 2023 году, а также инвестировал в увеличение производственных мощностей в долгосрочной перспективе.
У НАТО есть ещё один план стоимостью в миллиард долларов по совместной закупке боеприпасов. Разобраться, где заканчиваются национальные бюджеты и начинаются многонациональные, сложно, но этих цифр достаточно, чтобы закупить много боеприпасов. Однако, помимо размеров заказов и бюджета, сходство между американскими и европейскими промышленными предприятиями во многом заканчивается.
Хотя принятие решений Министерством обороны США может быть «информированным и под давлением» войны на Украине, примечательно, что только около 15 процентов из 36 миллиардов долларов в бюджете Министерства обороны США на боеприпасы на 2024 финансовый год пойдет на обычные боеприпасы любого типа, а не на стратегические и тактические ракеты.
В целом, Министерство обороны США сосредотачивает свои закупки на товарах, по которым оно пользуется огромной рыночной властью и, следовательно, глобальным политическим влиянием, и которые не обязательно являются предметами, которые «имеют ключевое значение для борьбы за Украину».
С другой стороны, почти треть расходов Фонда мира ЕС для Украины пойдет на закупку артиллерийских снарядов и субсидирование строительства новых производственных мощностей для этих боеприпасов (настоящий Фонд Мира – В.О., Ю.Ж.)».
«Что касается закупок артиллерии, Соединенные Штаты, похоже, готовы обращаться к другим странам — Австралии, Южной Корее, Японии, Египту и даже странам Европейского Союза, таким как Болгария — за необходимыми поставками. И наоборот, средства Фонда мира могут направляться только на снаряды, произведенные государствами-членами ЕС и Норвегией. В конце 2022 года Конгресс специально направил 1,3 миллиарда долларов (приблизительно столько, сколько Фонд мира потратит в общей сложности в 2023 году) на закупку боеприпасов иностранного производства.
Наконец, Конгресс США также отказался от важных положений регулирования, чтобы облегчить более быстрые закупки. Регуляторные обязанности Европейского Союза и разрешение на закупки еще не урегулированы. Европейские оборонные компании ценят деньги, но выражают нервозность по поводу правил и сложности управления конкурирующими заказами Европейского Союза и его государств-членов».
Поддайтесь коммерциализации
Авторы пишут, что «существует гораздо большая потребность в рационализации европейских рынков для общего производства оружейных платформ, таких как истребители и современные ракеты, с их большой экономией за счет масштаба и огромными затратами на разработку.
Что касается 155-мм снарядов, то в Европе имеется 15 производителей, способных выпускать во многом идентичную продукцию, не говоря уже о множестве внешних производителей того же комплекта. Это сектор, в котором рынок должен быстро разобраться во всем с минимальными затратами на управление, производя дешевый и надежный продукт для такого крупного участника рынка, как Европейский Союз».
«С другой стороны, пять европейских генеральных подрядчиков несут основную ответственность за строительство и обслуживание 29 различных типов фрегатов и эсминцев . Поскольку Европейский Союз, несомненно, хочет быть конкурентоспособным в производстве высококлассных оружейных платформ, а не в производстве военной продукции, именно здесь ему следует сосредоточить свои усилия по реформированию».
«По иронии судьбы, политика ЕС в отношении поставок оружия Украине на самом деле делает ее технологически сложных производителей оружия менее конкурентоспособными. Например, в качестве компенсации за оружие времен Варшавского договора, которое она отправила Украине, Польша получит более миллиарда долларов в рамках Фонда мира для закупки американских и южнокорейских гаубиц, танков, ракетных установок и боевых самолетов в качестве замены.
Это ещё больше укрепляет американское доминирование в верхнем сегменте мировой оружейной промышленности, в то время как Европа конкурирует со странами с формирующимся рынком, которые производят снаряды на экспорт».
Не надо воссоздавать многочисленные «арсеналы демократии» для каждого типа оружия, - пишут авторы. «Европе и Соединённым Штатам следует не только признать коммерциализацию многих видов оружия, используемых в Украине, но и поощрять это».
НАТО и украинские военные сетуют на отсутствие стандартизации. Вместо того, чтобы напрямую субсидировать производство, первым шагом для Европы будет финансовое вознаграждение фирм, которые поставляют боеприпасы, соответствующие четким стандартам.
По словам источника в отрасли, фирмы, а не оборонные бюджеты, получают выгоду от дифференциации продукции. Как цитирует Reuters, «компании зарабатывают деньги на том факте, что боеприпасы не являются взаимозаменяемыми, что они могут доминировать на своих национальных рынках со своими боеприпасами».
«Закупочные организации должны предвидеть и справляться с кризисом, который всегда следует за бумом, чтобы поддерживать достаточные мощности на случай чрезвычайной ситуации по правильной цене. Многолетние покупки могут принести некоторую стабильность, но устойчивые сырьевые рынки требуют фьючерсных контрактов».
«Стратегические сырьевые резервы — уникальная форма экономического искусства. Военным закупкам есть чему поучиться у нефтяного и сельскохозяйственного секторов. Наконец, считают авторы, союзникам следует определить больше потенциальных товаров и оружия, технологии которых не настолько ценны, чтобы перевешивать массовое эффективное производство. Больше стран и больше фирм, вероятно, должны производить «Стингеры» и «Джавелины» для «рынка ценного оружия».
«Европе следует закупать больше боеприпасов. Но вместо того, чтобы заниматься обширным промышленным планированием, главной целью сторонников Украины должна стать поставка как можно большего количества снарядов по лучшей цене и в кратчайшие сроки. Если оставить их в покое, сырьевые рынки, как правило, делают это эффективно».
Хотя эксперты Defense News правильно отметили, что это «новая территория» для Европейского Союза как покупателя оружия, надежду на то, что нынешний подход станет «катализатором быстрого роста оборонной промышленности», еще предстоит увидеть.
Если часть отрасли, ориентированная на сырьевые товары, будет расти за счёт высокотехнологичного вооружения, это будет упущенной возможностью».
Короче говоря, заключают авторы, если цель Европы состоит в том, чтобы вооружить Украину, она покупает неправильно, и если её цель состоит в развитии надежной и эффективной оборонной промышленности, она сосредотачивается на неправильном продукте. Европейский Союз прав, настаивая на решающей важности укрепления безопасности континента в этот исторический момент, но он должен принять разумную политику закупок, чтобы сделать это реальностью.
***
Война, рынок, коммерция слились на Украине воедино.
Чьи приоритеты важнее уже не всегда ясно.
Ясно одно – Запад смотрит на войну часто в большей степени как на рынок товаров, не интересуясь самой войной как таковой.