Сообщество «Символ веры» 22:05 28 апреля 2019

Гонения

захват храмов на Украине, механизмы рейдерства и перспективы

15 декабря 2018 года в Софийском соборе Киева прошёл так называемый объединительный собор, в результате которого создалась самозванная псевдоцерковная структура «Православная церковь Украины» (ПЦУ), во главе с митрополитом Епифанием Думенко, которая объединила в себе раскольничьи украинские группировки «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата» (УПЦ КП) и «Украинская Автономная Православная Церковь» (УАПЦ). 6 января этого года Стамбульский (простите, Константинопольский) патриарх Варфоломей торжественно провозгласил автокефалию ПЦУ. Никто не скрывал, что у истоков этого объединительного проекта находились президент Украины Пётр Порошенко и Государственный департамент США, представители которого не только курировали этот процесс, но и выразили ему горячее одобрение.

Чтобы не быть голословным, приведу мнение министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова: «Не могу не упомянуть о том, что в арсенале американской политики в отношении России с недавнего времени появилась фронтальная атака на православие. Исходя из того, что Русская православная церковь занимала ведущие позиции в мировом православии, авантюра, которую затеял стамбульский патриарх Варфоломей с предоставлением автокефалии Украинской православной церкви, которая называется Православная церковь Украины, была (у нас уже достаточно фактов, чтобы это утверждать) поддержана и инспирирована Вашингтоном. Сейчас Вашингтон путём жёстких демаршей активно работает с другими православными церквями, которые отказались поддержать самовольное решение стамбульского патриарха, заставляя их каким-то образом признать то, что произошло. Это бесцеремонное и грубейшее вмешательство в дела Церкви, которое противоречит всем нормам дипломатической практики и нормам, закреплённым в международном праве. Это прискорбно».

Однако, у порошенковской «церкви» Украины (аббревиатуру ПЦУ можно истолковать и так) возникло две серьёзных проблемы. Несмотря на огромное давление, которое оказывали патриарх Варфоломей и представители госдепа на предстоятелей православных церквей и синоды, ни одна Поместная православная церковь, за исключением Константинопольского Патриархата, не признала ПЦУ, ни один православный иерарх, кроме константинопольских, не сослужил с представителями ПЦУ. Более того, целый ряд Поместных церквей (Антиохийская, Кипрская, Сербская, Албанская, Польская, Чешская) в той или иной форме заявили о неканоничности происшедшего акта и выразили поддержку единственной канонической Украинской православной церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) и её предстоятелю — Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию.

Вторая проблема состоит в том, что, несмотря на явную государственную поддержку и тотальную информационную кампанию по промывке мозгов, даже патриоты современного Украинского государства не спешат переходить в новоявленную государственную «церковь». Несмотря на мощнейшее давление на епископат УПЦ МП, только двое из её епископов перебежали в ПЦУ, да и то, перед этим они на всякий случай перешли в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Из 12 000 приходов УПЦ МП только 36 перешли добровольно (впрочем, как мы увидим, остаётся вопрос — насколько?) При этом 13 общин перешли без священников. Численность ПЦУ — около шести тысяч приходов, в нынешних условиях этого явно мало для представительной национальной церкви. Значит, для Петра Порошенко, которому на этом направлении был жизненно важен успех (в силу отсутствия таковых в прочих сферах его управления), все средства были хороши, в том числе и средства государственного насилия.

Вначале это попытались провести на законодательном уровне. 20 декабря 2018 года по инициативе известного националиста и русофоба, спикера Андрея Парубия Верховная рада Украины с многочисленными процессуальными нарушениями приняла законопроект №5309, ставший законом №2662, согласно которому религиозные организации «с центром в государстве-агрессоре» обязаны сообщать об этом в своём полном официальном названии. Кроме того, священнослужителям таких организаций запрещается духовно окормлять военнослужащих.

По мнению критиков, принятый закон направлен против Украинской православной церкви, которая находится в каноническом единстве с Московским патриархатом. Юридический отдел Украинской православной церкви назвал закон антиконституционным. Понятна цель этого законопроекта: смена названия ведёт к потере права на недвижимое и движимое имущество и — прежде всего — на здания храмов.

Новый закон был сразу же оспорен, в том числе в судебном порядке. 5 апреля 2019 года Окружной административный суд Киева постановил признать противоправными действия председателя Верховной рады Украины А.В. Парубия в отношении принятия Верховной радой Украины вышеупомянутого Закона. Законопроект №5309, вопреки требованиям регламента, спикер поставил на повторное голосование, желая добиться заранее запланированного результата — принудительного переименования Украинской православной церкви. А совсем недавно, 19 апреля, Конституционный суд Украины открыл производство по делу о соответствии Конституции Украины Закона №2662-VIII («о переименовании религиозных организаций»).

17 января 2019 года Верховная рада Украины приняла ещё один антицерковный закон, устанавливающий порядок смены подчинённости религиозных организаций. Согласно закону, решение об изменении подчинённости (в том числе о переходе прихода в юрисдикцию другой Церкви) может быть принято на общем собрании при условии, что за него проголосуют не менее двух третей членов общины. Приход остаётся владельцем своего храма, а несогласным со сменой юрисдикции закон даёт право создать новую общину и договориться о поочерёдном пользовании храмом. Хитрость состояла в том, что понятие «община» может быть подменено светской территориальной общиной, чем немедленно воспользовались агенты Порошенко.

Спецоперация по загону украинского народа в ПЦУ началась на Западной Украине, где сильнее всего русофобские настроения и, в силу характера региона, больше возможности действий вне правового поля. Под ударом оказались Ровенская и Сарненская епархии, где в общей сложности рейдерским способом было отобрано 14 приходов, 60 приходов ликвидировано.

Механизм «рейдерства на церковной почве» везде однотипен: вначале устраивают сход местных жителей территориальной общины, которых выдают за членов общины. Организаторы исходят из «принципа», что «раз зашёл в церковь, то уже прихожанин». На практике значительная часть участников сходки свезена из других мест. Мнение реальных прихожан грубо игнорируется. Принимается заранее подготовленное постановление о передаче ПЦУ храма канонической Украинской православной церкви Московского патриархата. «Активисты ПЦУ», крепкие мужики бандитской (украинской спецслужбистской) наружности, не знающие ни Символа веры, ни молитвы «Отче наш», с «болгарками» и ломами устремлялись к дверям храма, ломали, спиливали замок, ставили свой. Временами это осуществлялось по-воровски — ночью. Если верующие желали отстоять свою святыню, их подвергали избиениям, для некоторых это заканчивалось больницей. Если верующие молились в храме, их «выбрасывали» из храма. Этот шабаш заканчивался исполнением гимна Украины.

Почти во всех населённых пунктах, где произошла ликвидация общин УПЦ МП, были искусственно созданы конфликты, захвачены храмы с применением силы и при содействии представителей государственной власти.

Так, в селе Буща (Ровенская область) глава Здолбуновской РГА Сергей Кондрачук сам выламывал ломом дверь в церковь. А в сёлах Копытков и Урвенна забрал ключи от храмов. Чиновник Корецкой РГА Павел Сухой инициировал межконфессиональное противостояние в с. Копытов и нагнетал ситуацию, подстрекая народ. В с. Розваж Ровенской области межконфессиональный конфликт между селянами начал местный фермер Пётр Ягодка и сельский глава Юрий Ягодка.

В высшей степени показательно, как происходил в этом селе захват храма святых Космы и Дамиана. 14 апреля 2019 года, во время воскресного богослужения, сторонники ПЦУ, устроив драку, взяли церковь штурмом. Прихожанка Валентина рассказала: «Людей хватали за руки, волосы, порвали одежду, дети падали, они по детям шли… Их «батюшка» Лукашик на территории храма сорвал замок хаты монтировкой, самовольно повесил другой, а затем начал ей и размахивать. Люди говорили, что или полиция ту монтировку забрала, или он сам отдал, я этого не видела, потому что убежала в сторону…»
Воскресное богослужение в храме, на которое собралось около сотни прихожан УПЦ МП, началось в 8 утра, а в 9 часов в церковь прямо посреди службы, во время литургии верных, ворвались сторонники ПЦУ. «Первую их провокацию удалось погасить. Помогла полиция, которая вывела провокаторов, и мы продолжили службу. Но они не успокоились и когда пошли второй раз на штурм, то уже просто начали бить людей и отбрасывать от церкви. На этот раз полиция решила не вмешиваться и просто наблюдала за тем, как наших людей бьют»
, — отметила Валентина.

По её подсчетам, со стороны ПЦУ было человек сто двадцать, естественно, привезённых, а со стороны местных — много оказалось лишь наведывающихся в церковь раз или два в год. Тем не менее пэцэушники пытались доказать своё право на бесчинство.

«Показывали нам какие-то бумажки, якобы в них зарегистрирована здесь община ПЦУ, и они имеют полное право на храм. Но о каком праве они говорят, когда мы, прихожане нашей церкви, которые постоянно в неё ходят, никаких решений не принимали и сегодня, как всегда, собрались на службу в воскресенье. Нас было почти столько же, как и их, но они попривозили даже из Острога людей, а мы все здесь, настоящая община, оказались беззащитными перед этими разбойниками», — поделилась впечатлением женщина.

«Я лично звонила в полицию два раза: говорила, что людей бьют, а полиция не реагирует. Мне ответили, что их парни там есть, они следят за порядком. А полиция стояла за воротами, на территорию церкви даже не заходила, потом два человека запустили, и всё». Более того, полицейские похитили у Валентины телефон со съёмками всего этого безобразия, а когда, наконец, вернули, все файлы были уже стёрты.

Срезав замки, побив людей, сторонники новосозданной ПЦУ «похлопали в ладошки» и принялись описывать имущество, которое им не принадлежит.

Впрочем, рейдерские захваты храмов происходят и в других областях Украины. Вот как осуществлялся захват храма 10 марта в городе Барановки Житомирской области. В Прощёное воскресенье сотни активистов ПЦУ атаковали храм. Депутат Олег Ковальский, представитель Радикальной партии Олега Ляшко, спровоцировал это нападение, устроив «вече». Он назвал Церковь врагом народа, которому «здесь не место». И, как сказал, «переговоров с врагом быть не может», идём «закреплять» за собой храм… Дальше началось нечто невообразимое. Вот свидетельство инокини Димитрии (Пасевич). «В храме было страшное побоище. Нас начали гнать, выбрасывать из храма, вообще за ворота. Меня обзывали эфэсбсшницей, хоть я родилась в Украине и мать погибшего воина АТО — такие удостоверения не дают в ФСБ. Я имею право в своём государстве молиться спокойно!» Это циничное преступление против законов Божеских и человеческих, даже против весьма «широкого» украинского законодательства происходило в присутствии и при попустительстве представителей государственной власти области всех уровней: от главы ОГА (Областной государственной администрации) до депутатов и мэра города. Вряд ли это было бы возможно без приказа самых высоких инстанций, прежде всего — президента Украины Петра Порошенко.

Зачастую судьбу православных приходов решают люди, которые не имеют никакого отношения к православной вере. Так, в селе Пилиповичи Бородянского района Киевской области депутат сельсовета Руслан Хвалибога, который открыто называет себя греко-католиком, cчёл себя вправе назваться полноправным членом общины храма УПЦ великомученика Димитрия Солунского и начать её переход в ПЦУ, о чём заявил на собрании общины, на котором верующие подавляющим числом голосов заявили свою верность УПЦ МП с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием во главе. Естественно, прихожане его не послушали. Тогда депутат организовал 24 марта собрание жителей села, которое объявил сбором религиозной общины. Там он заявил, что все, «кто хоть раз заходил в храм, являются членом религиозной общины». Для голосования Хвалибога вынес с избирательного участка урны для предстоящих президентских выборов. Интересно, что сказала бы мировая общественность, если бы в собор Святого апостола Петра в Ватикане пришёл православный батюшка с толпой русских туристов и потребовал бы его передачи Московскому патриархату на основании того, что «кто хоть раз заходил в храм — является членом религиозной общины»? Но то — Ватикан, а что происходит с православными на Украине — можно и не замечать…

А вот ещё сюжет — из Киевской области, села Иванкова. Перевести храм Рождества Богородицы в селе Иванково в ПЦУ пытается инициативная группа местных жителей, которые не являются членами религиозной общины. Более того, многие из тех, кто на импровизированном собрании территориальной общины голосовал за переход в ПЦУ, считают себя атеистами. Среди выступающих за переподчинение храма — редактор местной газеты «Трибуна Труда» Павел Смовж и бывший боец АТО Виктор Красюн (руководитель охранной фирмы). Чтобы завладеть храмом, рейдеры прибегают к грязным технологиям, используя махинации с реестром и публикуя клеветнические обвинения в адрес верующих и их священника в газете, где работает Смовж. А 23 марта толпа сторонников ПЦУ попыталась взять храм штурмом. Когда прихожане попросили активистов прочесть хоть строчку из Символа веры — до них донеслись только запах винного перегара и отборный мат.

В селе Ворсовка Житомирской области захватчики храма — «Союз ветеранов АТО» во главе с местным представителем «Свободы» и сельским головой — не пустив священника и церковную общину в храм, решают «модернизировать» несвидомый (непатриотичный) молебен «москалей», дополнив его… гимном Украины.

Часто захватчики демонстрируют неуважение к храму, доходящее до кощунства и вопиющего невежества. В селе Берестье Ровенской области «активисты» ПЦУ в головных уборах (!) ворвались в алтарь для «проведения инвентаризации», не зная, как называются предметы богослужебной утвари, чтобы внести их в опись.

«Они всё время тыкали пальцем и спрашивали меня, как называется подсвечник, хоругвь, та или иная икона, — рассказывает настоятель Покровского храма протоиерей Сергий. — Описали десятую часть того, что есть в храме, а затем свои сведения решили оформить на престоле в алтаре». Каноническая справка: к престолу, главной святыни храма, и к тому, что на нём находится, имеют право прикасаться только священнослужители. Большинство жителей Берестья — протестанты. Соответственно, на территориальном собрании за перевод православного храма в ПЦУ голосовали в первую очередь сектанты-пятидесятники. На этом голосовании православных называли «москальскими шпионами».

Протестанты явились главными радетелями перевода в ПЦУ и Покровского храма сёл Радошин и Битень Ковельского района. А в городе Тараще Киевской области среди зачинщиков, ратующих за перевод храма в ПЦУ, обнаружилась активистка, отлучённая от причастия за успешное окончание коммерческих «курсов экстрасенсов». Короче говоря, колдунья выдаёт себя за «щирую православную жинку». В селе Копытове Ровенской области главную агитаторшу за ПЦУ помнят как учительницу-атеистку, активную работницу идеологического фронта, срывавшую в советское время крестики с детей.

Это и есть основной контингент активистов ПЦУ — людей очень далёких от религии, зачастую и не местных… Чего только стоит объявление в центре села, в котором уточняется, где находится сельская церковь!

И, однако, рейдерские захваты храмов натолкнулись на стойкое сопротивление православных УПЦ МП, которые, несмотря на угрозы, давление властей и полиции, побои и поджоги, стойко стоят за свои храмы. Почти по всем случаям захвата храмов подаются требования о возбуждении судебных дел. В ряде случаев они возбуждаются и даже выигрываются. Так, частности, 8 февраля судом было вынесено решение обязать уполномоченных служащих внести в Единый реестр Досудебного расследования данные о захвате храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Садов Луцкого района Волынской области. Протоиерей Владимир Мелесь, настоятель прихода, пострадавшего от рейдерских действий представителей ПЦУ, заявил, что община канонической Церкви, сохранившаяся практически в полном составе, сейчас вынуждена совершать богослужения в частном доме, поскольку сторонники ПЦУ объявили храм своим, предоставив протоколы якобы проведённого ими 16 декабря 2018 года собрания. На самом деле, по утверждению священника, никакого собрания не проводилось.

7 марта суд обязал лиц, уполномоченных за внесение данных в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР), принять заявление протоиерея Николая Иллюка, настоятеля Успенского храма в селе Шепеле Луцкого района. 10 февраля 2019 года приход перевели в ПЦУ решением собрания территориальной общины. В СМИ сообщили, что община перешла в ПЦУ в полном составе, но часть прихожан осталась вместе со своим священником-настоятелем, который после «собрания» оказался в больнице.

Однако многие священнослужители УПЦ МП настроены скептически относительно возможности восстановить справедливость через суд. Протоиерей Виктор Земляной с горечью заметил: «В течение последних пяти лет, с 2014 года, мы пытались защищать права Церкви в правовом русле. Однако, как свидетельствуют факты, когда активисты ПЦУ захватывали храмы УПЦ, а мы выигрывали все суды, государственные исполнители не удовлетворяли решение, а просто увольнялись с работы <…>, — правовая машина государственная не работает, или работает только в пользу ПЦУ. Нарушается принцип демократии, Билль о правах, регламентирующий права и свободы людей того государства, в котором они проживают».

Православные верующие УМЦ МП обращаются и в международные организации. Только в течение апреля 2019 года в Представительство УПЦ МП поступило более 25 жалоб от религиозных общин, которые были направлены комиссару Совета Европы по правам человека Дуне Миятович, специальному докладчику ООН по вопросам религии и убеждений Ахмеду Шахиду, а также в адрес Совета по правам человека ООН. Об этом сообщил Информационно-просветительскому отделу УПЦ председатель Представительства УПЦ при европейских международных организациях епископ Виктор Барышевский. Только вопрос: будут ли этим заниматься международные организации, которые в основном интересуются гомофобией и проблемами известных меньшинств, а когда речь идёт о реальных страданиях реальных людей, в особенности христиан, их представители совершают героический прыжок «в кусты», где тихо отсиживаются и отмалчиваются?

Однако шум и разоблачение рейдерского беспредела всё же даёт известные плоды. Мировая общественность узнает всё больше неприглядных фактов о гонениях на верующих УПЦ МП на Украине, и часть её начинает консолидироваться в защиту православных верующих. Так, по сообщению ОВЦС (Отдела внешних церковных связей) УПЦ МП от 18 апреля 2019 года, в Священной архиепископии Кипра встретились для обсуждения актуальных общецерковных вопросов предстоятели четырёх древнейших Православных церквей: Патриарх Александрийский Феодор II, Патриарх Антиохийский Иоанн X, Патриарх Иерусалимский Феофил III и Архиепископ Кипрский Хризостом II. Особенное их внимание привлекла ситуация с захватами храмов Украинской православной церкви, усилившимися после вмешательства Константинопольского патриархата в украинские церковные дела.

Главы Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской православных церквей призвали все стороны работать над «защитой верующих, а также священных храмов и монастырей от захватов и любых насильственных действий, откуда бы они ни поступали, или какие бы причины или мотивы их ни порождали». Большую братскую помощь гонимым православным украинцам оказывает Сербская церковь: так, 5 апреля 2019 года по благословению епископа Будимлянского и Никшичскаго Иоанникия клирик Сербской православной церкви во время своего паломничества на Украину передал верующим Тернопольской епархии Украинской православной церкви, у которых были захвачены храмы, финансовые средства, собранные прихожанами Кафедрального собора г. Никшич (Черногория). Думается, рано или поздно подобная консолидация должна дать свои плоды.

В завершение возникает вопрос: как изменится религиозная ситуация на Украине после победы Владимира Зеленского? С одной стороны, в данном вопросе следует проявлять осторожный оптимизм. Конечно, проект Украинской поместной православной церкви был любимым детищем Порошенко. Этот проект провалился, и не видеть этого может только слепец. Зеленский же далеко не глуп и, в отличие от Порошенко, не столь вовлечён в религиозные вопросы, а точнее — в религиозное политиканство. Есть надежда, что он даст в этом вопросе «задний ход» и предоставит ПЦУ во главе с митрополитом Епифанием её же собственным силам. В этом случае ПЦУ рано или поздно рухнет как искусственная структура, в которой заложено слишком много противоречий. Далеко не всем известен следующий скандальный факт: 18 апреля боевики главы ПЦУ Сергея Думенко, именующего себя митрополитом Епифанием, штурмовали в Киеве офис «Киевского патриарха» Филарета Денисенко на Пушкинской улице, 26 — преданного анафеме в 2007 году монаха Филарета (Денисенко). Но боевики Денисенко отстояли резиденцию «Киевского патриарха» от боевиков «Киевского митрополита»…

С другой стороны, победа Зеленского не окончательная. В 2004 году все тоже думали, что победил Янукович, но в разгар победного ликования грянул первый Майдан, завершившийся победой Виктора Ющенко.

И стоит обратить внимание на комментарий директора Института миротворческих инициатив и конфликтологии Дениса Олеговича Денисова: «В самый последний момент, на дебатах, Зеленский «повёлся» на провокацию Порошенко и озвучил свою позицию по религиозной ситуации на Украине. Его заявление многим совсем не понравилось, а для многих и вовсе стало неприятным откровением. Зеленский тогда заявил, что Филарет достиг чаяний украинского народа. Мы можем делать скидку на неопытность политика Зеленского, у которого ещё не сформировалась точка зрения, но в то же время надо учитывать, что он неглупый человек и у него уже давно есть собственная позиция по проблемным вопросам Украины». В конечном счёте Денис Денисов всё же проявил оптимизм, сославшись на то, что Зеленский не захотел явить свою подлинную точку зрения на религиозный вопрос, однако лично я в этом вопросе был бы менее оптимистичен.

И — самое главное: ни Порошенко, ни Зеленский не являются самостоятельными политиками. Скорее, они актёры, озвучивающие то, что продиктуют им их кукловоды из «вашингтонского обкома». Причём актёры искусные. Как пел Макаревич: «И в процессе представленья создаётся впечатленье — то, что куклы пляшут сами по себе». Проект ПЦУ завязан не на Киев и даже не на Константинополь: нити его, как мы уже упоминали, ведут в Вашингтон. Однако, как кажется, намечаются серьёзные сдвиги уже на глобальном уровне, свидетельствами чему являются, в частности, победа России и правительственных войск в Сирии, начавшийся исход американцев из Ливии, а также долгожданное решение президента РФ В.В. Путина о предоставлении жителям Луганской и Донецкой областей российского гражданства в упрощённом порядке. И в этом контексте замена одной марионетки на другую в Киеве также весьма показательна: она должна озвучивать уже несколько иные вещи. Как говорится, «марионеток на переправе не меняют». Cледовательно, в этом появилась необходимость. Поэтому в эти пасхальные дни в будущее надлежит смотреть с трезвым христианским оптимизмом, с верой в победу Добра над злом, Правды над ложью, Веры над безбожием. Как говорили древние христиане, Deus conservat omnia («Бог сохраняет всё»).

На фото: август 2014 года, после украинского обстрела горит православный храм Горловки

28 марта 2024
Cообщество
«Символ веры»
1.0x