Авторский блог Марина Алексинская 00:00 26 сентября 2013

Задело!

О тренде ХХ века "превратить Россию в пустыню, населенную белыми неграми" я вспоминаю всякий раз, оказываясь на станции метро "Площадь Революции". Что за дух русского народа, что перемалывает пробиваемые то террором имени Урицкого, то пушками имени Гусинского чуждые ценности и оказывается верным чему-то своему, глубоко сокровенному, мистическому, непостижимому? Двадцать лет пропаганды об "империи зла", истребления из памяти ценностей советского искусства — это сверху. И обожествление советского искусства — снизу

О тренде ХХ века "превратить Россию в пустыню, населенную белыми неграми" я вспоминаю всякий раз, оказываясь на станции метро "Площадь Революции". Что за дух русского народа, что перемалывает пробиваемые то террором имени Урицкого, то пушками имени Гусинского чуждые ценности и оказывается верным чему-то своему, глубоко сокровенному, мистическому, непостижимому? Двадцать лет пропаганды об "империи зла", истребления из памяти ценностей советского искусства — это сверху. И обожествление советского искусства — снизу. Стар и млад прикладываются к "сталинским" скульптурам Матвея Манизера, как прикладываются к барельефам римских святынь.

Все дороги ведут в Рим. Первые полосы солидных изданий сентября посвящены визиту в Италию Юрия Григоровича. "Величайший балетмейстер ХХ века", "столп русского национального балета", "русский итальянец с кровью флорентийского артиста Альфредо Розайя" — Рим встречал маэстро Григоровича как патриция Третьего Рима. "Более 90 гастролей в страны мира дал балет Большого театра под руководством Григоровича, — акцентировала пресса, — они утвердили превосходство русской школы балета". Заметим, так говорит Италия — родина балета. Рим устроил чествование Юрию Григоровичу в палаццо Браски, где с 1952 года находится музей. Одна из легенд балета "Жизель", балерина Карла Фраччи и два профессора искусствоведения устроили для маэстро путешествие в сторону утраченного времени….

Три часа дороги в автомобиле из Рима. И — Позитано. Рыбацкая деревушка в начале ХХ века. В 1917-м году компания из революционеров в искусстве: Сергей Дягилев, Пабло Пикассо, Леонид Мясин — приехала в Позитано в гости к Михаилу Семенову. Вид из окна дома-мельницы Семенова открывал просторы Тирренского моря, и брошенный в него остров.

Архипелаг под названием Ли Галли… "Однажды я куплю этот остров, и он станет моим домом", — сказал Мясин Пикассо, компания возвращалась в лодке с острова, где только что провела пикник. В 1921 году остров стал островом Мясина. Жители Позитано назвали незнакомца "сумасшедшим русским": на острове одни кролики жили. Чиновники рапортовали в Рим: "Цель покупки неизвестна — архипелаг ни для чего не годен". Но Леонид Мясин научился бороться с северным тромантано, что сдувал привезенные из питомников Флоренции и высаженные в привезенную почву саженцы фиговых деревьев, розмарина и сосны. Среди кипарисов он выстроил частный дом и хореографический зал с зеркалами на стене, синих от сини моря.

Премьер "Русских сезонов" отстраивал остров в память о Дягилеве, и продолжал традицию русского дома, двери которого открыты для встреч художников, композиторов, писателей. Хореографический зал, — мечтал Мясин, — примет учащихся из Советского Союза.

Рудольф Нуреев — идол и кумир балета второй половины ХХ века — купил острова Галли в 1988 году у семьи Мясиных. Желание — "посвятить Галли балету". "Нуреев, конечно, чтил память предшественника, — рассказывала Джулиана Гарджуло журналистке из России, — но часть домашней утвари, письма, афиши выбросил в море". Самый богатый человек в истории балета, Нуреев не жалел денег на превращение острова Галли в царство Гвидона. Но даже итальянцы, привыкшие к причудам "звезд", призадумались над такой картиной. Вертолет транспортировал черный рояль Steinway из Неаполя на Галли… Последние роли репетировал Нуреев в дозорной башне, думал о танцевальных вечерах на площадке рядом с нею…

Но силы покидали. Нуреев приглашал в свой островной мир немногих. Приезжал Умберто Эко. Из Ленинграда приезжала Нинель Кургапкина. Блистательная балерина, с которой Нуреев начинал свою карьеру на сцене Кировского театра… Чемодан Нуреева, что прибыл из аэропорта Парижа в аэропорт Лондона в 1961 году, был полон тканями для костюма Ферхада. Артист готовился к премьере балета "Легенда о любви", партия Ферхада. Так эмблемный балет Григоровича "Легенда о любви" начался с легенды.

Вечер 7 сентября 2013 года — продолжение легенды. Он вернул жителей Позитано "к шумному веселью тех лет, — отмечала пресса, — когда к жителям города приезжали такие звезды, как Марго Фонтейн, Роберто Болле, Алисия Алонсо". Гала-концерт фестиваля "За искусство танца имени Леонида Мясина" завершился церемонией вручения 41-й премии. Премия приурочена памяти Рудольфа Нуреева. В присутствии мэра города, именитых членов жюри под сокрушительные аплодисменты публики премией "За великую карьеру" удостоен Юрий Григорович. Франко Дзефирелли прислал телеграмму маэстро и, в подарок — эскиз из своей коллекции к опере "Турок в Италии", премьера которой состоялась в Ла Скала в 1955 году.

Музей путешествия Позитано в честь триумфа советского балета открыл выставку "Юрий Григорович и экспрессия балета". Фотографии, костюмы к балетам из коллекции Государственного театрального музея имени А. А. Бахрушина и личной коллекции Юрия Григоровича — путешествие в тот "золотой век" Большого театра, что на родине Григоровича каленым железом выжигали последние лет двадцать. "Я даже не знаю, есть ли Россия?" — произнес как-то маэстро в те годы удручения и смуты. Открывая выставку, посол РФ в Италии произнес: "Мы, простые люди, гордимся, что живем в эпоху Григоровича".

Вот так провидению было угодно, чтобы в начале ХХI века в лице маэстро Григоровича соединились воедино под небом Италии "Русские" и "Советские" сезоны. Каждый из них создал о себе миф. "А миф, — сказал бы Рудольф Нуреев, — суждению не подлежит". Разве что разбивает о скалы острова Галли тренд ХХ века "превратить Россию в пустыню, населенную белыми неграми".

1.0x