То, как наши волейболисты "вытащили" два тяжелейших, невероятных матча в Лондоне: полуфинальный против Болгарии и финальный против Бразилии, в каждом из которых проигрывали противнику по сетам 0:2 и, как сапёры, больше не имели права даже на одну ошибку, — несомненно, станет одной из олимпийских легенд.
Такой же, например, как победа советских баскетболистов над американцами в финале Мюнхенской Олимпиады 1972 года: с пересчётом времени, тремя секундами на атаку, пасом из-под кольца Ивана Едешко через всю площадку, финтом и победным броском Александра Белова, с которым до сих пор не могут смириться в США.
Или как футбольная битва с болгарами в олимпийском полуфинале в Мельбурне 1956 года, когда спартаковец Николай Тищенко, играя со сломанной ключицей, принял участие в двух голевых комбинациях, благодаря которым матч закончился победой нашей сборной 2:1, которая впоследствии стала олимпийским чемпионом.
Тогда это называлось "на морально-волевых". Когда не остаётся уже ни техники, ни сил, когда победа "выгрызается" общим порывом команды.
В эпоху торжества отечественной "демократии" очень популярным был лукавый афоризм: "Подвиг одного — это всегда преступление другого". Ничего подобного!
В спорте, как и на войне, всегда сталкиваются несколько сил, несколько воль, несколько начал. И нередко они оказываются соразмерны друг другу. И тогда побеждает тот, кто может превзойти не противника — это уже потом, как следствие, — а в первую очередь самого себя. Это и есть подвиг. Если подвиг совершается только в особых ситуациях битвы, разово и случайно, то человека, который совершил такой подвиг, обычно и называют героем. Но если человек совершает подвиг, преодолевает себя постоянно и почти непрерывно, такого человека обычно называют подвижником.
В большом спорте подвижников намного больше, чем на войне, поскольку там трудно быть "просто" героем — он требует постоянных тренировок, постоянного преодоления себя, своих слабостей и недостатков.
Наши олимпийские чемпионы и медалисты — не герои, они в подавляющем большинстве своём — подвижники, поскольку готовились к своему триумфу долгие годы, иногда — больше десятка лет, проходя через горький опыт поражений и неудач, тренируясь зачастую без всякой государственной поддержки, на свой страх и риск.
Говоря словами Льва Гумилёва, это — "люди длинной воли", которых сегодня так не хватает нашей стране во всех сферах социальной, экономической и политической жизни.
Конечно, для этого необходимы специальные методики "переключения" наших спортсменов на новую проблематику, но, по большому счёту, это сугубо "техническая" проблема, а почти впустую терять такой ценнейший человеческий ресурс — если не преступление, то вопиющая государственная ошибка. Которая, если верить Талейрану, гораздо хуже преступления.