В нашем медийном пространстве нынче любая проблема подается кампаниями. К таким относится, без сомнения, тема сирот, беспризорных детей и тесно связанные с ней проблемы детских домов, усыновления и насилия над детьми. Неожиданно пробудил массовый журналистский интерес к этой теме пресловутый "Закон Магнитского" и "наш ответ Керзону", названный в горячке депутатских настроений "Законом Димы Яковлева".
На минувшей неделе две телепередачи были целиком посвящены детям. В своей авторской программе А. Мамонтов на канале "Россия 1" показал наводящий на серьезные размышления фильм К. Семина "Мама Америка" с последующим обсуждением, где участвовали уполномоченный по правам ребенка в России П. Астахов, а также большая группа представителей общественности, в том числе депутатов, журналистов, сотрудники агентства по зарубежному усыновлению, юристов. В программе В. Соловьева "Поединок" на том же канале о проблемах ювенальной юстиции с привлечением экспертов дискутировали лидер общественного движения "Суть времени" С. Кургинян и политик Б. Надеждин.
Эти передачи, очень разные по эмоциональному накалу — более сдержанному у Мамонтова и взрывному у Соловьева, — едва ли не впервые после просмотра подобных программ вызвали желание не согласиться с риторическим вопросом критика В. Топорова: мол, разве вы не знаете, "что никакой телеаналитики не существует в природе, а "говорящие головы" неизменно и непоправимо пусты? Что нет ничего гнуснее, да и пошлее, чем всевозможные ток-шоу на морально-этические темы… — под студийные аплодисменты?" Демонстрация искреннего и яркого фильма, задавшего тон разговору, и глубокие комментарии писателя, главного редактора "Литературной газеты" Юрия Полякова к дискуссии Кургиняна и Надеждина перевели полемику на экране из разряда шоу (хоть и под дурацкие аплодисменты) в иной план — они буквально подталкивают всех неравнодушных граждан к серьезному, общенацио- нальному обсуждению проблем современной семьи, государственных мер ее поддержки, судьбы детей и детей-инвалидов, по тем или иным причинам лишенных родительской любви и заботы.
Подталкивают, а что на деле произойдет? Ведь изменение ситуации в лучшую сторону возможно только при одном условии: если обращение к детским и семейным проблемам не окажется очередной кампанией как для чиновников и политиков, так и для журналистов, вызванной ажиотажным порывом кому-то что-то продемонстрировать.
Стоит обратить внимание на такой факт: документальный фильм К. Семина, рассказывающий о нескольких наших детях, усыновленных американскими гражданами, и о том, к каким драматическим последствиям это нередко приводит, был сделан 7 лет назад, но только сейчас его показали для широкого зрителя на центральном канале — и то не полностью! А еще в самом начале 90-х годов "Литературная газета" сделала попытку разобраться в истории, когда 200 детей были отправлены в Штаты на усыновление, после чего... бесследно исчезли. Тогда все расследование уперлось в Е. Лахову, с 1992 по 1994 год занимавшую должность советника президента Российской Федерации по вопросам семьи, материнства и детства, а с января 1994 — председателя Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при президенте Российской Федерации, ныне активно выступающую против "торговли детьми". Великое дело — соответствовать требованиям момента!
Как видим даже на этих двух примерах — недетские детские проблемы имеют в истории новой России солидный стаж, и они были известны всем заинтересованным лицам, о чем, кстати, говорил у Мамонтова, обращаясь, в том числе, к Лаховой, Павел Гусев, главный редактор "Московского комсомольца". И никакое, даже самое высокое Представительство Программы развития ООН в Российской Федерации (ПРООН), пусть и на пару с общественной организацией "Региональная ассоциация специалистов по поддержке судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в Ростовской…" или в какой-то другой области, ситуацию с нашими детьми не улучшит, пока мы сами не перестанем привязывать жизни и судьбы сирот, благополучие наших семей к тем или иным информационным поводам или политическим спекуляциям.