Сообщество «Форум» 13:07 20 октября 2013

ЗАБЫТЫЙ ПРОЕКТ СОВЕТСКОГО НАРОДА

Речь о проектности в масштабе очень больших социальных групп

Проектная формация

Речь пойдет о метаисторическом и формационном взгляде на историю. В рамках этого взгляда ХХ век был веком проектной ментальной формации. Явно видны лидеры – выразители сути этой формации: СССР, Третий рейх и США. Были и примыкающие, поменьше, но о них потом. В этих цивилизациях рационально проектировалось все, хотя далеко не все про это известно. Достаточно познакомиться с историей жизни Д. Дьюи, чтобы понять, что проектировались действительно все самые важные аспекты жизни цивилизации, все социальные институты: наука, педагогика, мораль, управление (менеджмент), не говоря уже о технике и производстве.

Один из таких ракурсов, подлежащих проектированию, – идеология и образ жизни.

Проектность – это новое мировоззрение и мироотношение: хватит этой слепой истории тянуть нас в своей телеге от кризиса к кризису, отныне разум берет все в свои руки. Проектность опирается на использование нового ресурса: будущего. Кто способен работать с будущим, то и управляет, тот и побеждает в конкурентной войне проектов. Я преподаю стратегический и инновационный менеджмент, а также бренд-менеджмент, и вот именно тут я и обнаружил, что во всех вариантах менеджмента речь идет об использовании ресурса будущего. И это все – один и тот же менеджмент, существовавший исторически в четырех типах. Он и нужен для освоения ресурса будущего.

Теперь обратимся к нашей теме.

Никто не сомневается, что советский человек был проектом. И этот проект реализован на нас, мы – материал, на который сел проект. И, кроме того, проект оестествился – мы его воспринимали как некую естественную данность, как норму, а всё прочее – как отклонения от него. В этом не было ни лжи, ни угодничества перед властью – просто проект стал жизнью.

Замечу, что и тот человек, что был в нашей стране и прочих странах до советского человека, тоже частично проектировался. Даже императоры наши понимали необходимость общей идеологии, хотя единого «человека российской империи» никто вроде бы специально не проектировал, – это был стихийный ментальный процесс. С управлением народом справлялись, с одной стороны, государственная религия и ее бюрократия, с другой – внутриклассовые ценностные регуляторы, культура как трансляция норм.

А вот в Германии с момента ее консолидации в ХIХ веке такая проблема проекта стояла. И обозначена она уже геополитике конца века, не столько немцами, сколько в поссибилизме Видаль де Бланша. Немцам исторически поздно приходилось конструировать нацию, причем рационально, собирая Германию из множества культурных лоскутов. И ставить ей цели как целому. Благодаря этому усилию, в Германии идет рывок в науке. Но это усилие и привело, надо понимать, к первой мировой войне. Здесь рационалисты впервые наткнулись на то, что запустили монстра, который оказался неуправляемым. Менталитет живет в иррациональном мире и рациональному управлению поддается только по видимости.

Это, кстати, фундаментальная проблема менеджмента, которую прячут за вывеской «культура фирмы»: на самом деле в этой сфере мы имеем рациональные симуляции поверх иррациональных процессов. Иррациональные ментальные процессы живут естественно. Их иногда удается искусственно запустить, но никак не удается ими управлять по своему желанию. Ни на уровне фирм, ни на уровне цивилизаций. В этом неразрешимость той ситуации, о которой пишет Хантингтон.

Германия – вот вам первый проект, проект Бисмарка, закончившийся неудачей в Первой мировой войне, и именно на его руинах возникнет претендент на конструирование «нового немецкого человека». Заметьте, именно на руинах больше всего и нужен проект. А подводное ментальное течение между тем продолжалось: проект уже запущен Бисмарком, и пусть рухнула старая организованность государства, еще более активно ищется новая, способная превратить национальное унижение в энергию развития.

Вторые руины были у нас, где рухнула гигантская и относительно старая империя. Причем, она рухнула и ментально, и как социальная машина, что пострашнее германской ситуации. Вот почему на этих руинах возник второй проект – проект советского человека. Если перейти на точку бифуркации и обсуждать альтернативы, то их не было, как нет их и сейчас. Временное правительство не имело проекта будущего, оно имело консервативный проект по сохранению «статус кво» местной олигархии. А ментально наступил именно этот момент: в истории побеждает та партия, которая предложит народу проект самого отдаленного будущего.

Что касается Америки, у них обрушение произошло в эпоху Великой депрессии. И почти сразу после выхода из нее она была вовлечена в войну Японией – второе фундаментальное потрясение для нации. Вот почему проект «американского образа жизни» и его экспансии датируется 1946 годом.

Как относиться к таким проектам? Как к любым проектам. Есть историческая ситуация, есть цели групп в ней. Наложите их друг на друга, и можно делать проект – отвечать на вопрос «как?». С этих позиций и нужно рассматривать замысел проектировщика и его результаты. Как говорят в искусстве, художника надобно судить по правилам, им самим установленным.

Истоки проекта советского человека

Если говорить о проекте советского человека, нужно точно описать ситуацию, хотя бы качественно. Ментальные индикаторы исторического цикла, которые я применяю, дают такую возможность. И сразу же рисуют нам, каким проектировался советский человек:

– он ментально живет в очень далеком будущем и живет ради него;

– он ментально живет в огромном, почти космическом пространстве, где в одиночку не выжить, и поэтому

– он ментально растворил свое Я в МЫ, без остатка.

Вот схема индикаторов и ситуационная точка на столетнем цикле:

http://img-fotki.yandex.ru/get/4904/48820184.9/0_933f3_7caade30_L.jpg

Рис. 1. Точка на цикле, когда проектировался советский человек.

«Будетлянин» Хлебников и футурист Маяковский (будущее), Председатель Пространства Малевич и русские космисты (космос), роман-антиутопия «МЫ» Замятина и просто утопии «научного коммунизма» – из этой точки. Но то, что до этого было поисковыми набросками, в этой точке стало проектом. Надо было запускать его немедленно, и он был запущен.

Политическим проектировщиком номер один здесь был Ленин. Все, о чем пойдет речь ниже, у него в замысле, в тезисах или в развертке уже присутствует. Мы его знаем преимущественно как политика, но до революции он больше был известен как ученый, социолог высокого класса уже с первой работы. На самом же деле – он проектировщик СССР, хотя каким был его собственный проект, нужно еще реконструировать. Он гибко менял политику по ситуации, но что он действительно держал в голове как цель? Мнения есть очень разные, но все хором говорят­: проект у него был.

Кроме того, этот человек обладал несомненным личным обаянием, харизмой, и даром доносить свои идеи в образной и тезисной форме. По записям слышно, что это был сильный оратор – кстати, совершенно иного тембра, чем в фильмах о нем. И такое сочетание сделало его уникальным во многих отношениях. Я бы хотел встретить такого человека в жизни, но, видимо, такие рождаются очень редко. Хотя момент сегодня подходящий.

Если возвращаться к истокам этого проекта, вспоминаются дореволюционные поиски Пролеткульта – была такая просветительская организация, несшая пролетариату культуру, на который огромное влияние имел А.А. Богданов (Малиновский), великий ученый-новатор, автор «Тектологии» и «Очерков организационной науки», приятель Ленина. Тогда многие увлекались просвещением народа, тот же Горький издавал для рабочих просветительскую серию. Да и Чехов местами беззлобно посмеивается над модой интеллигенции ходить в народ: «налево больница, направо школа».

Будучи к тому же и фантастом, Богданов написал утопию «Красная звезда». А потому многие нити интересующего нас проекта советского человека тянутся к нему: его «Тектология» в начале истории СССР воспринималась как новое интеллектуальное орудие марксистов, содержащее и системность и ранний кибернетический метод. Правда, Ленин вынужден был с Пролеткультом и той же тектологией как ее идеологией побороться, но скорее за политическое влияние, чем против ее идей. Ему, во-первых, вполне хватало марксизма и гегелевского метода, которые он тщательно и неторопливо изучил в эмиграции и применял на практике, а во-вторых, на анализ и селекцию идей Тектологии у него уже не было времени. Он и до этого достаточно философски побил приятеля Богданова заодно с махистами, но это уже другая история.

А фантастика Богданова – это художественная, образная развертка того же взгляда на мир. Миф – вот главное слово здесь. Богданов одним из первых начал конструировать образ будущего и миф нового человека, как он его понимал. Вообще в его работах заложено множество будущих советских мифологем. Что характерно, Богданов не держался за власть, за что получил от власти свой институт. Но про него и его идеи надо писать отдельно. А нас в данном случае интересует его влияние на проект советского человека. Так вот оно есть, и оно – философско-мировоззренческое. Он оказался и умнее, и тоньше, и талантливее продолжателей-оппонентов, как показала история.

Если окунуться в гуманитарную науку того времени, мы обнаружим две очень живые линии: линию философии техники и инженерии, а также линию исследования знака (семиотика, Кассирер, Выготский и т.д.). На этом пересечении и возникает «социальная инженерия», которая потом дойдет до всеохватывающей концепции «жизнестроения», но главным практическим результатом которой станет деятельность гастевского ЦИТа. А.К. Гастев до революции был довольно известным поэтом, он воспевал труд («Поэзия рабочего удара») и был в этом не одинок – как я уже сказал, это была модная тема грани веков. И вдруг совершенно осознано он стал «социальным инженером» и директором института труда, под влиянием своего учителя Богданова. То, что создал Гастев, тоже надо обсуждать отдельно, и не в рамках НОТ, а в рамках проектной идеологии. Я так считаю, что это благодаря ему наша индустриализация вообще стала возможной – он в своих цитовских цехах почти с нуля воссоздал в СССР основную массу квалифицированных рабочих для заводов.

Его успех, успех нотовского движения, показывал, что социальная инженерия – очень действенное оружие. Пролеткульт и конструктивисты после революции пытались продвинуть ее в искусстве, но тут история оказалась куда сложнее, она местами до сих пор темная. Тем не менее, наш ВХУТЕМАС оказался настолько революционным заскоком вперед, что к его опыту у нас вернулись только в 60-х. А в 30-х его лидеров уже заставляли публично каяться «в махровом конструктивизме». «Первое советское десятилетие», как его называют в истории культуры, на самом деле 11-летний солнечный цикл: 1920-1931. Это цикл прорыва в будущее. То есть, это то самое место в истории, где «социальными инженерами» и был создан и запущен проект советского человека. Заметим, что в Европе существовал конкурирующий немецкий проект. И оба проекта шли «голова в голову».

Отображение в искусстве и брендах

1932-1933 – это годы, в которые были одновременно закрыты или полностью видоизменены (разогнаны, как писали раньше) наш ВХУТЕМАС и их БАУХАУЗ – это немецкая художественно-проектная школа, которая провозглашала те же идеи «тотального проектирования» (Гропиус), отчего и прослыла «красной». Ради интереса, посмотрите, до чего их работы похожи:

http://img-fotki.yandex.ru/get/9513/48820184.9/0_933f4_c7b8bf75_L.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9360/48820184.9/0_933f5_57b812b7_L.jpg

Рис. 2. Изделия студентов и мастеров ВХУТЕМАСа и его круга.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9515/48820184.9/0_933f6_97740716_L.jpg

Рис. 3. Наиболее известные проекты БАУХАУЗа.

Можно, конечно, приписать их разгон культурной неразвитости Сталина и консервативным художественным вкусам Гитлера, но на самом деле все проще и прагматичнее – с позиций политики те или иные образные системы или работают на идеологию, или нет. Модернизм, с его новым рациональным языком, требовал длительной адаптации публики к его языку – и этот процесс шел весь ХХ век. А в политике опираться можно только на то, что есть в наличии. В наличии была все та же старая культура, с которой обошлись проектно – их нее брали «цитаты», как Пролеткульт из Тектологии, и собирали новый стиль, похожий на прошлое только этими цитатами и формами, но абсолютно другой по содержанию. Отсюда родом – почти одинаковый «имперский стиль», к которому переходят с 30-х годов и СССР, и Германия. Элементы его есть и в США, например, это эмпайер-стейт-билдинг, где звучит «империя», хотя и в шутку – название этой самой высокой и поныне башни переводится как «Дом Имперского Штата» Нью-Йорк.

Футуризм на этом закончился, поэтому самоубийство футуриста Маяковского и бегство в США руководителей БАУХАУЗа – в логике истории. Но от бесконечно далекого будущего ментальное время сместилось к просто далекому. Тысячелетний Третий рейх – вот его мера. И наш коммунизм немного придвинулся: «жить стало лучше, жить стало веселей».

Имперский стиль накладывался на основной ментальный пространственный признак: огромное пространство, и отсюда – гигантизм. Посмотрите на иллюстрациях ниже на проект нашего Дворца Советов: эмпайер-стейт-билдинг отдыхает. А ведь фундаменты уже были залиты, он уже в фильмах про Москву ближайшего будущего показывался.

Примером комплексного всеохватывающего проектирования в новом имперском ключе был «стиль Третьего Рейха» – он оформлял германский проект «нового человека», арийского сверхчеловека. Гитлер, который в анкетах писал, что он художник и литератор, курировал его лично. Он – его продюссер и считается автором партийной символики, местами вполне конструктивистской по стилю и цветам (черное – белое – красное). В этом проекте один большой объект – «Третий рейх», политический проект нацистской партии, из которого дизайнеры и архитекторы сделали бренд империи. Но не только они, к ним подключились и старые искусства – и живопись, и скульптура, и литература, а также СМК – кино и радио, мода и спорт, и главное – техника.

Мы хорошо знаем чудовищные итоги политической истории нацизма, но в восприятии предвоенной публики, особенно в США, это был бренд из глянцевых арт-журналов. Американцев за океаном удивляла эта помпезная диковинка в центре просвещенной Европы, этот гигантизм бесконечных парадов и юбилеев, но импонировала страсть к технике и ее «стильность». Все это хорошо видно на снимках предвоенного журнала «Лайф» и художественных журналов, иллюстрации из которых здесь приведены.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9499/48820184.9/0_933f7_b082f549_L.jpg

Рис. 4. Журнальный бренд Третьего Рейха.

Чтобы оживить этот бренд в памяти, достаточно вспомнить фильм о Штирлице или посмотреть документальные материалы на DVD. Одежду, автомобили и символику основных служб рейха проектировали самые знаменитые итальянские и немецкие дизайнеры того времени – вот почему этот бренд имеет своих фанатов, живет и продается поныне, а в наших магазинах детских игрушек легче встретить сборные модели техники Третьего рейха, чем победившие его советские образцы техники. А уж про литературу и говорить не приходится, такое пишут! Мифы потрясающе живучи, но тут следует спросить «кому выгодно»? Ведь сегодня Третий рейх – один из самых продаваемых и навязываемых брендов, присутствующий даже в эротике и порно.

У советской цивилизации тоже был свой мировой бренд. Мне, как советскому человеку, он кажется куда более жизнерадостным, полным оптимизма и энергии, и он тоже продолжает жить в культуре после смерти породившей его цивилизации. Правда, что интересно, у нас его явно «подмораживают». Но куда деваться от советских фильмов и особенно мультфильмов – тут что угодно говори, а из них сквозит совершенно утраченный набор ценностей – бескорыстие, дружба, добро и свет.

Впрочем, может быть, вовне они вызывают другие эмоции? Ничуть не бывало. Как сказала одна элитарная западная кино-дама: жаль, со смертью СССР умерло поэтическое кино. А наши мультики, продублированные лучшими актерами Голливуда, триумфально идут по миру. Третий проект из США, как видите, поглотил даже эти артефакты нашего: Чебурашка разговаривает теперь на английском и некоторые даже не догадываются, что смотрят русские мультфильмы.

Между тем есть цивилизации-продолжатели линии бренда СССР, которые его свято чтут и по-своему модифицируют: Китай, Северная Корея, Куба и т.д. Опыт есть опыт, им еще многие воспользуются.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9511/48820184.9/0_933f9_f3f901c3_L.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9304/48820184.9/0_933f8_28cb3b43_L.jpg

Рис. 5. Бренд СССР в искусстве и его модификации с 20-х по 80-е.

Акцентирую ваше внимание на том, насколько в первой трети ХХ века огромные по масштабу объекты проектирования: государства (империи со всеми «потрохами») и народы. Кроме эстетического ресурса, при помощи этих брендов в дело включался и такой ресурс, как манипулирование волей людей. Я обязательно напишу про это специально, поскольку тема бренда – самая важная для сегодняшнего дня.

Фронтмен

В музыкальном мире есть такая «должность» – фронтмен (frontman) – лидер группы, к поведению на сцене и образу жизни которого приковано больше всего внимания.

В политике это лидер страны, от имиджа которого много чего зависит в ее восприятии. При этом понятно, что имидж политического деятеля имеет к его носителю отдаленное отношение. Важно, понимает ли он сам это различие.

Приведу такой исторический случай, который фигурирует в воспоминаниях: Сталин отчитывает своего непутевого сына-алкоголика Василия, и сын говорит ему: “Легко тебе говорить, ты же Сталин!” На что «отец народов» ему отвечает, показав пальцем в окно на плакат с его портретом на Красной площади: “Вон Сталин, а я – Джугашвили”.

Я рос в момент, когда имидж Сталина всячески умаляли, поскольку его преемники очень хотели его затмить своим личным имиджем. Но по прошествии времени он им отомстил и с того света: этот имидж выплыл из небытия и снова живет. А образов Хрущева или Брежнева среди возрожденных не наблюдается, и фанатов у них как-то вроде нет. Это означает, что проект сталинского имиджа ­ – фронтмена СССР – был сделан адекватно сознанию народа. И как к нему ни относись, проект имиджа Сталина все еще работает в сознании другого реализованного проекта – советского человека.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9480/48820184.9/0_933fa_3a036bb2_L.jpg

Рис. 6. Имидж Сталина, создаваемый в искусстве и масс-медиа 30-40-х.

Цель имиджа – оказывать воздействие на восприятие целевых аудиторий, чтобы гарантировать, что зрители видят именно то, что вы хотите, чтобы они видели. Это предполагает постоянную идентификацию идей и понятий, которые несет такой имидж. Поэтому «советского человека» и его лидеров надо видеть как проект в динамике, в стадиях.

Техно

Тип проектирования, о котором мы говорим, имел очень важную составляющую. Он опирался на свою особую мифологию, в которой главное место занимает техника. Даже человек в начале ХХ века воспринимался как техническая система или рядом с технической системой – и это была важнейшая часть проекта советского человека.

Такая мифология цвела прежде всего в Германии, которая всегда гордилась своей техникой, и недаром. Вспомним, как Гитлер политически использовал идею Фердинанда Порше и почти «американскую мечту» немцев о «народном автомобиле». Фюрер даже сам сделал наброски дизайна этой машины, они сохранились. Кстати, он часто делал такие ключевые наброски и для придворных архитекторов, проектант был при власти. И хотя кампания по закладке завода была пышная, Гитлер собранные народом деньги на их личные авто пустил на войну.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6708/48820184.9/0_933fb_f9d9199d_L.jpg

Рис. 7. Презентация первого Жука. Жук 50-60-х. Жук сегодня.

Как известно, до войны он вкладывал деньги в гоночный автомобиль Ф. Порше – этакую серебряную мечту, использовал для пропаганды гигантские дирижабли Гинденбурга, и т.д. и т.п. Мерседес специально под него сделал пару-тройку уникальных представительских автомобилей – мечту всех диктаторов до сих пор, образец помпезного стиля.

Гитлер сам породил миф о немыслимом превосходстве немецкой техники. Авиаконструктор Яковлев накануне войны закупал с делегацией в Германии образцы новейших немецких самолетов. Так вот Сталин отказывался верить, что это новейшие машины, тем не менее, это было так: Гитлер не был беспечен в демонстрации последних образцов – просто он считал, что русским никогда не догнать достигнутого немцами технического уровня, и эта техника только поселит в них панику. Такой подход и привел его к краху – нельзя же проектировщику мифов верить в собственные мифы. Но, как мы уже поняли, Гитлер был в душе художником и артистом, вот и заигрался. Между тем сопоставительный анализ по видам оружия в той войне по ряду позиций вовсе не в пользу Германии. Немцы, кстати, нередко воевали против нас нашим же трофейным оружием, например, пушками – им на фронте было не до мифов.

Познавательные фильмы последнего времени приводят массу реальных примеров и малореальных догадок по поводу научно-технических достижений нацизма в последние годы. Из них складывается впечатление, что продержись он пару лет, то просто разметал бы всех своих врагов мощью новой техники: ракетами, реактивными самолетами и тарелками, ядерной бомбой и еще неизвестно чем. Но это вряд ли, поскольку побеждает не техника, побеждают дух народа и ресурсы государства. Духа у нашего народа как раз оказалось больше, да и ресурсов всей Европы Гитлеру не хватало, не то что СССР.

Что характерно, сейчас можно встретить такие же потрясающие материалы о советской военной технике перед развалом СССР. Это был момент, когда выдохлась идеология и ослабла воля политической элиты. Проект кончился. С этого момента он становится неисчерпаемым источником для фантастических фильмов, и «Черная молния» как калька западных штампов – только первая в этом ряду.

Эта параллель заставляет задуматься. Получается, что чем бесчеловечнее социальная машина, тем больших успехов она достигает в технике. Так что ли? Ведь американцы долетели до Луны не сами, а на ракетах Вернера фон Брауна – военного преступника, штандартенфюрера СС.

Опирался на техномифологию и Сталин: идеология 30-х – это мифология могучей советской техники и технического человека. Вспомните такие ранние фильмы, как «Аэлита», или фильм 30-х Григория Александрова «Цирк», или «Звездный рейс» и т.д. и т.п. – там фантастическая техника, сегодня иногда смешная. Но куда важнее фантастики из искусства были реальные фантастические дирижабли, сверхсамолеты, огромные бомбардировщики, перелеты, авиапарады, пробеги, челюскинцы и т.д.

Вообще стоит отметить, что советский человек 30-х борется при помощи техники с гигантскими, безумно превосходящими его мощью стихиями: Стаханов – с подземной стихией, Чкалов – с воздухом и пространством, аэростаты – со стратосферой, с высотой, папанинцы и челюскинцы – со стихией холода и пространством Севера, наши корабли – с океаном, подводные лодки – с глубиной. Плотинами перекрываются гигантские реки, проводятся невиданные каналы. И все это – самоценность для романтического технического человека.

Кстати, научно-техническая фантастика сформировала два самых активных поколения. Я сам в детстве зачитывался А. Беляевым, а «Человек-амфибия» стал любимым фильмом моего детства. А вспомните вообще стилистику наших фильмов 50-60-х годов: «Тайны двух океанов» и «Планеты бурь». Как пишут американцы, в конце 50-х и начале 60-х на этих советских фантастических фильмах учился Голливуд.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9090/48820184.9/0_933fc_6b1141e5_L.jpg

Рис. 8. Советская фантастика 50-х – начала 60-х годов

При помощи фантастики советский человек осваивал то, чего не мог освоить в реальности технически. Но он был уверен, что в будущем прорвется и туда – грань между реальностью и фантастикой как бы отсутствовала ввиду закрытости многих тем. И время от времени из этого закрытого информационного пространства вылетали новые ревущие гигантские серебристые красавцы, превосходящие все мировые рекорды.

Вообще влияние фантастики на эти два поколения было громадным и позитивным, это была часть нашего менталитета – она несла с собой новую положительную энергию, вселяла веру в свое всесилие. А если взять современное фэнтези, оно эту энергию скорее отбирает, поскольку это бесконечное барахтанье в виртуальных мирах или играх.

А когда советский человек действительно прорвался в космос, возникла та самая невероятная эйфория, которая окончательно оестествила миф о советском человеке – творце фантастической техники. Помните плакатик, который в хронике встречи Гагарина держит типичный юный инженер: «Мы в это верили!»

http://img-fotki.yandex.ru/get/9064/48820184.9/0_933fd_6b10d4a1_L.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9307/48820184.9/0_933fe_45c61c19_L.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9557/48820184.9/0_933ff_229d3eb8_L.jpg

Рис. 9. Космическая программа СССР и ее отображение.

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» – эта песня дрожь вызывала. Поскольку вот она, сказка, летает. На волне этого мифа, как я сам сейчас понимаю, я с четвертого класса строил авиамодели, читал про это книжки и поступил в авиационный институт, где сам строил авиетки. И до сих пор авиация и космонавтика – как первая любовь – живет в сердце.

Но вот недавно в интернете я наткнулся на подборку музыки Третьего рейха. И с ужасом обнаружил, что эта мелодия то ли немецкая, то ли была украдена и использовалась немцами на их парадах. Она и им подошла, так вписывалась в стилистику и той империи с культом техники.

А вот еще один характерный и наглядный пример из книги по истории архитектуры – в карикатурах.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/48820184.9/0_93400_da2ca7a9_L.jpg

Рис. 10. Идентичность архитектуры тоталитарных систем.

Перекидывая мост к следующей статье, приведу два снимка, которые фиксируют современное отношение к тем же космическим программам. На одной известной фотографии – «летающая тарелка» нацистов (скорее всего, художественная подделка). И нацистский космический проект "Альдебаран" очень уж похож на фантастику. Но в нем есть имя Вернера фон Брауна. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью?

На втором снимке – памятник советской эпохе: «космолёт» из фильма-антиутопии «Кин-дза-дза́!».Кю!, одним словом.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9065/48820184.9/0_93401_3710c63_L.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9261/48820184.9/0_93402_950818d_L.jpg

Рис. 11. Мистика и антиутопия – нынешнее отношение к космосу.

Итоги

Этих двух империй больше нет. Но бренды, о которых мы говорили, перешли в культурную память и теперь живут там. Они живы и в политике: с этими двумя брендами несуществующих государств-цивилизаций до сих пор борются эстонцы, не так давно законодательно запретившие использование их символики на своей территории.

Но это зря: ментальные проекты бессмертны. И «советский человек» так же жив во мне и моем деде, как в рядовых участниках войны со стороны Германии живет «нацистский человек». Я слышал про «покаяние» и жесткие контрмеры на той стороне, но дело совсем в другом. Из менталитета ничего стереть не удается, можно только записать поверх еще что-то, сдерживающее. Помнится в одном фильме тихий и культурный японец-предприниматель говорит американцу что-то типа: «Я и сейчас сижу в своем «Зеро».

Что такое нынешнее состояние России, как не национальное унижение? Проиграна холодная война, и руин от нее не меньше, чем от горячей. И никакого проекта будущего. Напротив, появился контрпроект консерватизма. Приберитесь в своем доме, полюбите своих олигархов, не сопротивляйтесь власти и т.д. Тихо сидите, и все у нас будет хорошо. Таков его смысл.

Сам хочу позитива! Но… Почитайте в Иннете – разные сайты, но все об одном:

« Очередной цикл активности Солнца, пик которого придется на 2011-2012 годы, ознаменуется повышенными выбросами солнечной радиации, сообщил действительный академический советник Академии инженерных наук РФ Юрий Зайцев». Он считает, что активность на Солнце может привести как к социальным потрясениям – войнам и революциям, так и к духовным и научным открытиям.

Про влияние Солнца на социальные процессы сегодня знают все.

«В истории нашей страны на максимумы солнечной активности пришлись революции 1905 и 1917 года, начало второй мировой войны (1939), а также события 1991 года, с точностью до месяца совпавшие с максимумом 22−го солнечного цикла. С солнечными минимумами, напротив, обычно связывают процессы подавления социальной и экономической активности. Текущий минимум активности Солнца, ставший самым глубоким в этом столетии, пока с высокой точностью совпадает с развитием наиболее масштабного в истории финансового кризиса и переходом мировой экономики в состояние глобальной рецессии».

«По прогнозам ученых, пик грядущей солнечной активности придется на конец 2011 - начало 2012 годов, причем в указанный период Солнце может быть настолько активным, что его выбросы будут заметно сказываться на работе электрических и навигационных приборов на Земле.

По словам европейских и американских астрономов, в период наивысшей активности на Солнце появятся от 90 до 140 новых пятен. Специалисты указывают на то, что во время пика будет наблюдаться два особенно сильных всплеска, которые, согласно расчетам, произойдут в октябре 2011 и августе 2012 годов».

Поэтому, отчего бы и не прибраться в стране перед всплеском солнечной активности, который почему-то все задерживается и задерживается.

«Все сходятся в одном – на Солнце сейчас происходит нечто из ряда вон выходящее. Ученые растерянно разводят руками и опасаются, что наблюдаемый глубокий минимум – это затишье перед бурей и что вскоре последуют аномально сильные Солнечные вспышки».

«Центр атмосферных исследований США (National Center for Atmospheric Research, NCAR) под руководством доктора Маусуми Дикпати (Mausumi Dikpati). Ученые этого центра утверждают, что ими создана модель, позволяющая предсказывать Солнечную активность с точностью 98%. И что по этой модели нынешний цикл будет в полтора раза мощнее предыдущего».

http://img-fotki.yandex.ru/get/9491/48820184.9/0_933f2_f5854575_L.jpg

Рис. 12. Столетний цикл солнечной активности.

«Если же взять более длинный период – 70 лет – мы снова попадем в рекордсмены. Такой сильной активности не наблюдалось уже 8000 лет».

«Однако самая удивительная находка заключается в том, что за весь охваченный исследованием период (1150 лет) Солнце никогда не было таким активным, как в последние 60 лет».

Так помиримся же и обнимемся в Любви пред тем, как это все начнется.

12 ноября 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x