Серия о Крыме.
31 мая 1223 года, старорусско-половецкое войско проиграло сражение на Калке. Проиграло небольшому передовому отряду, недавно народившейся монгольской империи. Проиграла в чистую. При этом русы и половцы понимали, что это не рядовое сражение. Особенно половцы. Больше десятка лет назад, восточные половцы, проживавшие в кочевьях, от Волги до Алтая, поругались с монголами, приняв у себя меркитов, бежавших от монголов. Последние потребовали их выдать, на что половцы ответили отказом. Монголы такого не прощали. Началась война. Об этом происшествии, не могли, не знать западные половцы, чьи кочевья расположились вдоль границы с Русью, и в Крыму. Хотя бы потому, что через всю половецкую степь проходил торговый путь. С караванами купцов всегда шли последние новости и информация. Поэтому, кто такие монголы, и чем они занимаются, объединённому старорусско-половецкому войску, было абсолютно понятно.
Любое действие, сопряженное с угрозой человеческой жизни, всегда держится на силе духа. Тем более военное сражение. Поэтому главный вопрос битвы на Калке – почему воинственные половцы, и не менее воинственные и профессиональные старорусские дружины, оказались по силе духа гораздо слабее, небольшого монгольского отряда? На самом деле любая из княжеских дружин, их было несколько, не считая половцев, должна была оказать достойное сопротивление, всему монгольскому отряду. Но не оказала.
Что-то сломалось в староруссах и половцах. Надо сказать, что сила духа, очень зависит от мировоззрения, от его полноты. От чувства, правды и правоты, которое даёт собственное мировоззрение. Если такого чувства нет, то теряется смысл самопожертвования, и желания отстаивать свои принципы, ценой собственной жизни. Это касается как отдельного человека, так и всего народа. Для того, что б понять драму битвы на Калке, надо разобраться в том, что произошло с мировоззрением староруссов и половцев. Вообще понять мировоззрение того времени. Мировоззрение с течением времени меняется. Взгляды на исторические события то же. Прошлые события начинают рассматриваться сквозь «призму» современных взглядов. А там больше наших переживаний и смыслов, чем современников этих событий.
Староруссы были христианами, и мировоззрение у них было насквозь христианским. Без большой натяжки можно утверждать, что у половцев оно было то же христианским. Западные половцы, были со всех сторон окружены христианскими народами, за исключением булгар. Такое окружение, не влиять на мировоззрение половцев, просто не могло. Не говоря уже об отношениях с Русью, которые за последние годы, перед событиями на Калке, превращались в унию. Характерными для христиан, являются имена ханов, которые бились на Калке – Юрий и Даниил. Если ханы были христианами, с трудом верится, что их подчиненные оставались язычниками.
Христианское мировоззрение это комплекс ключевых представлений о мире, основанный на вере и канонах веры. Мировоззренческие представления с одной стороны должны быть настолько просты, что бы понимались одинаково, всеми сословиями общества, от пахаря до князя, с другой стороны содержали в себе такой глубокий концептуальный смысл, для раскрытия которого требуется философское и богословское напряжение в обществе. В отличие от канонов веры, мировоззрение с течением времени, может меняться. Такие изменения, без изменения канонов веры, переживается как драма, но не как трагедия. Изменение канонов веры, переживается и ощущается, как необратимая трагедия. В дальнейшем это отличие будет очень важно.
Содержательная часть христианского мировоззрения того времени, наиболее обоснована в работах проф. Ужанкова А. Н. В своих работах Ужанков реконструирует концептуальное богословское мировоззрение монахов-летописцев. Как говорилось выше, «концептуальное», всегда можно редуцировать до простых понятий, общих для всего общества. Эти понятия, в сознании общества, делятся на сакральные и бытовые, при этом причудливо переплетаясь, давали устойчивую картину мира. В центре этой картины был Бог. Это было богоцентрическое мировоззрение. Сам мир был бинарен, делился на горний и дольний. Горний – вечен, без границ, иерархичен, состоит из 7 небес и 9 ангельских чинов. Дольний – наш мир, наша реальность в полном смысле слова. Своим происхождением обязана человеку. Это кусочек горнего мира, вечности, который, на время «отвалился» от нее. Поэтому, дольний мир временен и конечен. Мы живем как раз в конце времен, когда он должен снова воссоединиться с вечностью. Поэтому богоцентрическое мировоззрение эсхатологично, всегда оценивает события с т.з. приближения и соединения с вечностью. Главной причиной такого ожидания является то, что вечность, в своем роде, тоже бинарна. Существует реальная угроза попадания не в ту «половинку» вечности, что зависит от праведности жизни. А с исчезновением дольнего мира, такое положение дел, в смысле попадания «не туда», становится непоправимым. Мир горний, и в первую очередь его Творец и Царь Христос, понимая и зная будущее, прилагает все усилия для спасения дольнего мира, естественно при сохранении, для каждого человека, собственного права выбора. Пришествие Христа из горнего мира в дольний, а затем обратно, как бы сшивает эти два мира, дает надежду и путь. Появляется «неразделенное, общее имущество» двух миров – Церковь и в ней Таинства. Появляются «маркеры надежды» - святые, ангелхранители.
Это очень краткая сакральная часть христианского мировоззрения. Такой домашний катехизис. Абсолютно понятен всему христианскому миру, как в то время, так и сейчас. Во всяком случае, кто имел опыт общения со своими прабабушками, родившимися в позапрошлом веке, мог это все слышать. Понятно, что в это мировоззрения не попадали ни прогресс, ни эволюция человека, т.к. они являются прямым следствием антропоцентризма. Тем более права человека, т.к. это прямое следствие эгоцентризма.
Но была вторая часть христианского мировоззрения. Бытовая. Даже не бытовая, скорее сакрально-бытовая. Опиралась она как на логику вышеизложенного, так и на собственные представления того времени, о должном устройстве дольнего мира.
Этот мир, христианин должен устроить так, что б он был комплементарен горнему миру, что б совпадал с ним, как совпадают края пазла. Это было мировоззренческое представление о Христианской Империи, о главном городе империи – втором Риме, больше известном как Константинополь или Царьград.
Христос не только Царь горнего мира, но и нашего, дольнего. Он был распят как Царь. Христианское Царство или Империя, это изначально Царство Христа, оно его ждет, и оно должно быть устроено по типу Царства горнего, должно во всем ему подражать. Император подобен Христу, как подобна икона оригиналу. Он скорее местоблюститель, тот, кто держит престол, удерживающий по апостолу Павлу. Но он не вечен, его должность выборная, и ограничивается годами жизни, не всегда праведной. Поэтому калькой с вечности стал сам город. Царьград, как называли его на Руси. Первый город, построенный христианами, он резко отличался от всех остальных городов. По количеству христианских святынь ему не было равных даже в приближении. В Константинополе хранилось от 70% до 80% известного на тот момент золота. Безант или солид, твердоконвертируемая валюта, абсолютно для всего известного мира. Цены на хлеб были установлены эдиктом Диоклетиана, и не менялись 700 лет, при том, что из каждых 100-а лет, 80 приходились на войну. По качеству городской жизни и архитектурной застройки Европа догнала Константинополь только в 19 веке. А еще римское право, и еще, еще… Все великолепие одного города затмевала красоту всех остальных городов, вместе взятых. Столицы христианских народов, просто города, старались быть копией Константинополя, во всем ему подрожать. Это касалось Аахена, Тбилиси, Киева, Владимира. Поэтому не Император, а Константинополь был символом Империи. Империя могла сужаться до границ этого города, и оставалась Империей. Но она не могла быть вне этого города. Сознание христианина того времени отказывалось воспринимать действительность по-другому.
В самом понятии «границы империи» существовала двойственность, как впрочем, и в функциональных обязанностях Императора. «Физически» Империя существовала в определенных границах, а «метафизически» такой границы не существовало.
В первом случае, в границах Империи жили граждане, которым вменялось плотить налоги Императору, как Кесарю, т. е. человеку на должности, основанной еще Юлием Цезарем, до Р.Х. Естественно такие налоги платили только граждане, находившееся в землях, юридически входивших в Империю.
С Императором, как Царем, дело обстояло по-другому. Царь – понятие ветхозаветное, у ветхозаветных евреев он был символическим центром, а закон мистической границей, отделяющей евреев от остального мира, в первую очередь духовно. С приходом Христа все поменялось. Закон был исполнен, и его мистические границы исчезли сами собой, а понятие Царя осталось. Царство начало растекаться, как жидкость потерявшее поверхностное натяжение. Границей Империи, в смысле Царства, в таком случае становится граница распространения проповеди о Христе. Т. е. каждый признававший себя христианином, становился подданным Империи. Империя создала духовную иерархию охватывающею весь Христианский мир. Это был своеобразный «макет» вечности, горнего мира. Грузинский царь или старорусский князь с этой т. з. были вассалами Римского Императора. Император поминался во всех христианских церквах. За этим следила Церковь. Сохранилось письмо патриарха Константинопольского Антония 4 к Великому Князю Василию I Дмитриевичу с осуждением и требованием восстановить поминание Императора за литургией, прекращенное по требованию князя. Письмо написано, в момент, когда султан Баязид I Молниеносный осаждал Константинополь, и его падение представлялось неминуемым. Казалось, ну о чем еще думать. Думали.
Еще одна важная деталь. Император был выше патриарха. К этому, есть много причин, в том числе и библейских. Пророк Самуил, помазав на царство Саула, стал его подданным. Казнь Христа, как Царя Иудейского и т.д. Но в данном контексте важно, что Император был гарантом возможности осуществления права человека на спасение.
В Христианском Царстве порочные качества человека и общества, не отменяются (они имманентно присущи всем людям без исключения), а преодолеваются через постановку цели присущей еще Ветхозаветному Царству. Эта цель включает в себя осмысление смерти и смертности как потенциальной возможности вечной жизни, существования рядом с Богом. Царство в этом плане выступает как защитник права человека на жизнь, обеспечивающую ему достойную и праведную смерть. Если Церковь создает внутренние условия для такой жизни, то Царь обязан обеспечить внешние условия для своих подданных, как охранитель («внешний епископ») пяти поместных Церквей. При этом, границы отдельных христианских государств, как утверждалось выше, сохраняясь на земле, терялись в духовном мире, «растворялись» в Христианском Царстве (у него нет границ, только центр).
Устойчивость конструкции обеспечивалась и тем, что Царь (Император), был только сторожем этих целей, а неизменность смыслового содержания обеспечивала Церковь. Основным волевым смыслом, изложенного мировоззрения была «тягловость». Все что то тянули. В смысле «свою лямку». Тягловость - это социальное явление, появившееся в те же времена, что и Константинополь. У каждого были тягловые обязанности перед всеми остальными христианами и Богом. Император тянул свою лямку, дружинники свое, крестьяне свою и т. д. Это происходило потому, что в обществе было стойкое убеждение: за всем конечным и исчисленным, сразу, не там где то, а сразу, находится Бесконечное и Благодатное. И Это Бесконечное находится в прямом контакте с человеком, Оно устраивает его жизнь. У человека появился Образец, и смысл в мироустройстве. Это не было утопией Томаса Мора или Кампанеллы. Все было как в жизни, и несправедливость и предательство и смерть. Более. Человек, отчетливей, чем сейчас, слышал звуки похоронной дроги. Слышал с раннего детства, он мог умереть от коклюша, восполнения аппендицита, быть ограблен и убит, несправедливо казнен. Но при этом он знал, что его входной билет в вечность, у него в руках, и не у кого другого.
Это было краткое изложение сакрально-бытового мировоззрения того времени, и Руссов в том числе. «Бытовым» такое мировоззрение можно именовать в том смысли, что эта часть мировоззрения касалась только нашего мира, дольнего. Это был источник творчества народа. Это была его душа. То, что проникало в русские былины и сказки, хотя они гораздо древнее Константинополя. Сверх архаических пластов былин и сказок, появляются изящные христианские вкрапления. Сакрально-бытовое мировоззрение того времени было площадкой, где встречалась христианство и язычество, религия дня и ночи, по меткому выражению отца Георгия Флоровского. Стоит отметить, что это ни как не отражалось на вероисповедальных канонах, как считают многие, т.к. сакрально-бытовое мировоззрение имело подчинительный к сакральному мировоззрению характер. Совместно, оба мировоззрения являли собой завершенную картину мира, которую требует каждое человеческое сознание, более или менее распрощавшееся с детством. Человек не может существовать, вне представлений о завершенной картине мира. Это его внутренний императив. Поэтому любые изменения в сакрально-бытовом мировоззрении приводит к драме, разрушению привычных стереотипов поведения, к ослаблению силы духа. Как показала история, если сакральное мировоззрение не повреждено, трагедии не происходит.
У Христианской Империи была единственная проблема. Быт людей устроенный по лекалам богоцентрического мировоззрения, позволял накапливать в обществе огромную «духовную энергию». Христиане могли либо полностью подчинить «духовную энергию» религиозному сознанию, что сделать очень трудно, либо она превращается в избыточную человеческую волю, и большую проблему. Христианская Империя, как Царство, в смысле «без границ», долгое время, эту проблему решало, разными способами. Можно назвать их, уничтожением большого зла меньшим.
Как пример, усобицы на Руси. Сейчас не понятно, за что, на Руси, канонизировали князей, которые только и занимались, что сварились между собой. Странными кажутся их сражения. Приходят две дружины в тихое место, ждут несколько дней, обычно пятницы, сражение в этот день приветствуются, т.к. похороны будут в воскресение. Лучше, какой-нибудь праздник. Ни чего личного, тягловые обязанности. Не нравится, тяни лямку крестьянина. Само сражение, это Божий суд, ни каких тактических хитростей. Все знали, что это грех, но это меньшее зло т.к. это выполнение своих обязанностей. И от него очищались, исповедовались, каялись, причем относились к этому, крайне серьезно. Важным моментом было то, что христианское мировоззрение способствовало сохранению в обществе единой морали, для всего христианского мира, и всех христианских государств, юридически не входивших в Римскую (Христианскую) Империю. С разрушения единой морали началась история, которую мы изучаем сегодня. Мораль это правила, которые предписывает, хозяин этих правил, для исполнения подданными. Нет моральных правил, без источника, субъекта порождающего эти правила. Нарушение норм морали было грехом. Он исповедовался, или не исповедовался. Это было дело личное. Важно что, так или иначе, все моральные нормы «крутились» возле одного Хозяина, или Центра. Не было второго центра, не было двойной морали. Эгоизм, власть, неравенство не были субъектами морали. А вот если в сакральное мировоззрение, элит, самостоятельных христианских государств, вставить цель и смысл, которые могли бы соединить человека с другим «хозяином», таким, который оправдал бы эгоизм, неравенство, власть, просто гордыню, тогда появление второй морали и нового мировоззрения становится необходимостью. В первую очередь нового сакрального мировоззрения. Что и произошло в Западной Европе. Последствия не заставили себя ждать.
13 апреля 1204 г. крестоносцы взяли штурмом Константинополь, разграбили его и осквернили. Потомки грабителей Первого Рима повторили свой «подвиг». Христианская Империя пала, на ее обломках возникло латинское государство. В этот раз история не повторилась как фарс, все было по серьёзному, «по-взрослому». Отныне христианский мир поделился на католиков и православных. Черная, свинцовая туча легла на сознание и мироощущение русичей и половцев. Еще вчера, мир, при всех тягостях средневековой жизни, представлялся абсолютно беззаботным. А сегодня он почернел. Собственные сказки и былины русичей и половцев стали далекими и чужими. Это был удар. Удар для всего православного мира. Русская земля начала крошиться.
Уже не первое десятилетие Рюриковичей на Руси было больше, чем городов. Но Русь не распадалась. Киев был сакральными центром Руси, полностью копировал и подражал (в хорошем смысле) Константинополю. Киев – мать городов русских, это калька со слова «метрополия», в переводе – мать городов или Царицаград. Так называли жители Константинополя свой город. Город по-гречески женского рода. С падением Константинополя, окончательно исчезает обаяние Киевом, на Руси. Исчезает Русь, она дробится и делится на земли. Смоленская, Владимирская, Новгородская и т. д.
«Слово о погибели земли Русской», фиксация на бумаги, изменений в мировоззрении, произшедшее до прихода монголов. А легенда гибели всех русских богатырей на Калке, ставит точку в былинном творчестве народа на Руси, и целой эпохи. Мистический страх еще не просматривается в строках летописей, но он виден и ощущается между строк. Он вырвется наружу потом, в словосочетании «Бич Божий». Вырвется, как освобождение, как неизбежность наказания «за непротивление злу насилием». Ничего не было сделано на Руси, в оказании помощи Константинополю. Все были заняты. Мирское поглотило. Оттого и остались с половиной мировоззрения. Но с главной половиной, именно в ней «живет» надежда. И надежда вскоре дала о себе знать. Она пришла с монголами, и конечно с татарами.
Половцы, как народ, скорее всего, перестал существовать, то же по причине разрушенного мировоззрения. Правда, половцы, чьи кочевья располагались в Крыму, и Причерноморье, пойдут освобождать Константинополь. Причины этого поступка называют разные. Все больше сходятся к желанию пограбить. Но если их мировоззрение было оскорбленно, точно так, как и мировоззрение Русов, то видимо это была далеко не главная причина. Влившись в болгарское войско, они на голову разобьют крестоносцев, захватят знамена и предводителей, а после их казнят. Но главной задачи освободить Константинополь осуществить не смогут. Да и не смогли бы. Слишком разные были с болгарами. Царь болгар, Калаян, уже успел получить корону от понтифика, и судя по всему был богомилом (катарам, еретиком). Ну а хрен редьки не слаще. Половцы вернулись не с чем. Но это был их подвиг. Забытый подвиг. Возможно, этот подвиг не дал остыть их крови. Потом эта кровь попала во множество народов – куманов, русских, карачаевцев, крымских татар, непутевых украинцев, венгров, турок, египтян, продолжая историю этого народа.