Авторский блог Редакция Завтра 00:00 3 сентября 2023

За пять минут до катастрофы

Как умирают западные «демократии»

Мир глобальных финансов тесен. Основные потоки капитала сконцентрированы в США. Есть несколько крупнейших банков и инвестиционных фондов, буквально 40–50 человек, которые принимают итоговые решения. Редакция "Завтра" представляет вниманию читателей фрагменты интервью с одним из глобальных финансистов, миллиардером Чарльзом Мангером. Он многолетний партнёр ещё одного инвестиционного толстосума Уоррена Баффета, является вице-председателем совета директоров компании Berkshire Hathaway. Мангер почти ровесник Генри Киссинджера — в январе 2024 года ему исполнится 100 лет. В беседе, размещённой на ютюб-канале Freeinvesting, Мангер откровенно предупреждает о надвигающемся экономическом кризисе, о высоком уровне государственного долга США, дисбалансах на фондовом рынке и дальнейшем росте неравенства.

— Чарльз, вы говорите, что мы находимся в большом финансовом пузыре. Можете рассказать об этом подробнее? Чем всё завершится?

— Когда деньги появляются в тех количествах, в которых их печатают современные страны, такие как Япония, США, а также Европа и другие, мы начинаем выходить на новую территорию с точки зрения масштаба риска. То, что мы делаем сейчас, ранее никогда не происходило в истории человечества. Из истории других стран мы знаем: если напечатать слишком много денег, это в конечном итоге приведёт к ужасным проблемам. И мы (США. — Ред.) сейчас намного ближе к катастрофе, чем были в прошлом.

Когда Пол Волкер (Глава ФРС в 1979–1987 гг. — Ред.) после 1970-х поднял базовую ставку до 20%, правительство платило по государственным облигациям 15% годовых. Это привело к мучительной рецессии в США. Она продолжалась долго, агония после неё длилась не меньше. Я очень хочу верить, что мы больше в такую ситуацию не попадём. Те условия, которые позволили Волкеру ужесточить кредитно-денежную политику без вмешательства чиновников, были нестандартными. И в 2020 году стало ясно, что его действия тогда были необходимы.

Иногда кажется, что мы сейчас можем только пожелать рецессию в стиле Волкера, вместо того, что реально получим в ходе надвигающегося кризиса. Потому что новые проблемы могут быть намного хуже, чем те, с которыми имел дело Волкер. Их будет гораздо труднее решить.

Например, давайте подумаем обо всех латиноамериканских странах, которые печатают слишком много денег. У них появляется сильный лидер. Именно это, по словам древнегреческого философа Платона, и происходило в ранних греческих демократиях городов-государств. Один человек, один голос — и вы получаете демагогов, демагоги влияют на население, и вскоре ваша демократия исчезает. Не думаю, что Платон преувеличивал, это — точное описание того, что происходило в Греции давным-давно, и это случается сейчас снова и снова.

Мы (США. — Ред.) не хотим подобного развития событий. По крайней мере, я. США совершили нечто экстремальное с точки зрения печатания денег, и мы не знаем, насколько серьёзными будут проблемы, будем ли мы страдать, как Япония, или всё будет намного хуже. Это делает жизнь интересней — незнание, как всё сложится. Однако известно точно, что игры с огнём опасны, и наши проблемы значительны. Мы также знаем, что некоторые из наших прежних страхов были преувеличены. Например, Япония всё ещё существует как цивилизованная нация, несмотря на невероятные по всем прежним меркам излишества в плане печатания денег.

Подумайте, как это соблазнительно: у вас куча процентных долгов и вы платите по ним с расчётного счёта, с которого уже не надо платить проценты. Какое это искушение для кучки законодателей и политиков — вы избавляетесь от процентных платежей, и денежная масса увеличивается. Это похоже на рай. И конечно же, когда вещи становятся такими соблазнительными, скорее всего ими будут злоупотреблять. Всё это заставляет серьёзно задуматься…

— Какое влияние оказывает пассивное инвестирование на стоимость акций? (Пассивное инвестирование — инвестирование через индексные и биржевые фонды. Считается, что широкое распространение фондов резко увеличивает риски на финансовых рынках, в том числе риски возникновения финансовых пузырей. — Ред.)

— Огромное! Это ещё одна проблема, которая грядёт. У нас есть новый тип императоров: это люди, которые голосуют на собраниях акционеров в интересах индексных фондов. Может быть, мы сможем сделать императорами Ларри Финка (генеральный директор BlackRock) или людей из "Вангард" (The Vanguard Group). Внезапно у нас по всей экономике произошла масштабная передача права голоса на собраниях акционеров этим индексным фондам. Это изменит мир. Трудно представить, какие именно будут последствия, но считаю, что из этого ничего хорошего не выйдет. Это всё часть технологического процесса.

У нас (США. — Ред.) очень сильная экономика и очень сильная техническая цивилизация, и это никуда не денется. Вы не представляете, как выглядит современная фабрика, когда вы наполняете её роботами, и их становится всё больше и больше. Это также происходит и в Китае. Так что технологические изменения неизбежны, что создаёт проблемы с рабочими местами. Если у вас есть хорошая работа и профсоюзы, и они заменяют вас роботом — возникает проблема. Если у вас есть такая компания, как "Кодак", и затем изобретают нечто новое, что делает ваш продукт устаревшим, у вас тоже есть проблема, и вы решаете её гибелью компании. Многим такое решение не нравится.

Уже сейчас технологические проблемы реальны. И становится ещё более заманчиво избавиться от своего долга, просто предоставив беспроцентный расчётный счёт, по которому вы должны будете ежемесячно платить проценты. Серьёзная проблема США в том, что есть самое простое решение для политиков и для ФРС — это просто напечатать больше денег и таким образом решить временные трудности. Всё это, конечно, приведёт к серьёзным долгосрочным рискам. И мы знаем, что произошло в Германии, когда Веймарская республика просто продолжала печатать деньги. Всё это взорвалось, что и способствовало приходу к власти Гитлера.

Конечно, мы не хотим, чтобы кучка политиков делала только то, что просто и легко в теории. Если это вроде бы "прокатило" в прошлый раз, разве можно не задумываясь повторить попытку и сделать это ещё раз, а затем снова повторить, снова и снова?! Мы знаем, что происходит вместе с постоянным удвоением, удвоением, удвоением. Если вы будете продолжать делать это, то у вас будет совсем другое правительство. Это игра с огнём, если нет чувства меры или дисциплины.

— Какие основные риски вы видите? Каков ваш прогноз по валюте США?

— Все мы обеспокоены инфляцией, будущим США. Инфляция — очень серьёзная тема. Можно себе представить, что именно так умирают демократии. Это огромная опасность, когда у вас есть население, которое узнаёт, что оно может наголосовать себе деньги. Если вы перегнёте в этом палку, уничтожите многое в цивилизации. Вспомните, например, Римскую республику: даже после того, как она превратилась в Империю с абсолютным правителем, в течение сотен лет инфляция их валюты неуклонно росла, и в конце концов Римская империя рухнула. Это самая большая опасность в долгосрочной перспективе, наравне с ядерной войной.

Я также считаю, что важной предпосылкой для формирования инвестиционной стратегии является гипотеза о том, что в течение следующих 100 лет наша валюта (Валюта США. — Ред.) сойдёт на ноль. Это моя рабочая гипотеза. Очень опасная среда. Был пример Веймарской инфляции, когда в Германии полностью уничтожили сбережения среднего класса, была Великая депрессия. Произошёл двойной удар по мировым финансам, который привёл к власти Гитлера. И пришёл сумасшедший демагог Гитлер с 40% голосов и вскоре превратился в диктатора, одержимого мировой войной. История не из приятных, особенно если её анализировать в том контексте, что Германия, в которой власть перешла к Гитлеру, была очень развитой и цивилизованной страной. Маленький еврейский мальчик Альберт Эйнштейн получил всё своё начальное образование по настоянию католической церкви в Германии. Это была очень цивилизованная нация. Так что, если вы позволите своей нации сильно деградировать, в итоге вы получите такого правителя, как Гитлер. Это доказано историей.

Конечно, в современной демократии, в эпоху кейнсианства, вероятна гораздо более стремительная реакция правительства. В этот раз (Во время кризиса средних банков. — Ред.), например, реакция была гораздо сильнее, чем когда-либо прежде во всей истории Соединённых Штатов. Американские власти просто залили проблему деньгами. Они взяли и напечатали кучу денег, им надо было загасить страх банковских вкладчиков. И они, вероятно, были правы, опасаясь того, что должно было случиться. Несмотря на все свои либеральные взгляды, бросая деньги на преодоление кризиса, возможно, они переусердствовали: выбросили так много денег и так быстро, что ресторанам трудно было заставить людей выполнять свою работу. Но я не критикую это, трудно принимать такие решения под давлением.

Мне сейчас 99 лет, и я понимаю, что миром движет не жадность, им движет зависть. Люди всё время думают об этом: у кого-то другого сейчас больше, это несправедливо, что другим всё легко даётся, а кому-то нет. Вот почему Бог сошёл и сказал Моисею, что нельзя завидовать жене ближнего или даже его ослу. Я имею в виду, что у евреев в древности были проблемы из-за зависти. Это встроено в природу вещей. Это странно для человека моего возраста, потому что я жил в разгар Великой депрессии, трудности были невероятными. Мне было безопаснее гулять в те времена по Омахе вечером, чем по моему собственному району в Лос-Анджелесе сейчас. Так что я ничего не могу с этим поделать, я не могу изменить тот факт, что многие люди очень недовольны и чувствуют себя очень оскорблёнными, потому что есть ещё кто-то, у кого чего-то больше. Подумайте о претенциозных расходах богатых: кому нужны настоящие часы Rolex, чтобы вас могли ограбить из-за них? Вы знаете, я имею в виду, что все хотят делать подобные претенциозные расходы. И это помогает стимулировать спрос в нашем современном капиталистическом обществе. Мой совет молодёжи: не ходите туда, к чёрту эти претенциозные траты. Я не думаю, что в этом много счастья, но оно движет той цивилизацией, которая у нас есть сейчас. Это вызывает неудовлетворённость.

На фото: «Золотой телец» на Уолл-стрит в Нью-Йорке. Автор трёхтонной скульптуры — Артуро Ди Модика. Данная скульптура, носящая официальное название «Атакующий бык», является символом США наравне со статуей Свободы. Несмотря на замысел скульптора придать образу быка агрессивно-победительный вид, с некоторых ракурсов он смотрится как упирающееся из последних сил животное, которое невидимая рука рынка властно тащит на бойню. Неслучайно произведение создано сразу же после «чёрного понедельника», случившегося 19 октября 1987 года и отмеченного чудовищным обвалом промышленного индекса Доу Джонса: в течение торговой сессии индекс обрушился на 508,32 пункта, то есть на 22,6%. По своим параметрам этот обвал превзошёл крах биржи 1929 года.

1.0x