Сообщество «Посольский приказ» 07:34 22 декабря 2022

За гранью

Канада избавляется от инвалидов и людей, о которых не может заботиться

Канаду считают одной из самых свободных стран мира и флагманом мировой либеральной политики. Это подтверждается не только людской молвой, но и постоянным присутствием на вершинах списков по уровню качества жизни, свободы и счастья. Достигнутая свобода нарушается в некоторых незначительных мелочах: к примеру, в Канаде могут кинуть в тюрьму за отклонение от «линии партии», однако такие пустяки не особо влияют на восприятие страны мировой общественностью, упоённо обсуждающей очередной переход в цветах флага ЛГБТ в Торонто или новые носки премьера Трюдо. В июне 2016 года список вольностей этой самой свободной страны в мире пополнила эвтаназия, или же, если пользоваться стыдливым официальным эвфемизмом, «медицинская помощь при смерти». Недавно эта «лечебная» процедура вновь наделала шуму благодаря принятию в начале декабря закона о серьёзном упрощении доступа к этому чуду медицины будущего.

Внезапно обнаружилось, что услуги подобного рода предлагают так же широко, как любую другую продвигаемую услугу или товар. В рекламе, которую в конце ноября снял модный канадский бренд La Maison Simons, появляется неизлечимо (но не смертельно) больная синдромом Элерса - Данлоса 37-летняя художница Дженнифер Хэтч, которая наслаждается жизнью и её красотой в свои последние моменты и радуется тому, что может эту прекрасную жизнь оборвать. Из-за внезапно возникшего скандала компания уже удалила ролик из всех социальных сетей, никак не прокомментировав ситуацию. Немного позже директор фирмы принялся оправдываться тем, что хотел поработать над проектом, который в меньшей степени ориентирован на коммерцию и куда сильнее сфокусирован на том, что вдохновляет, и том, что ему дорого. Однако авторы ролика сознательно умолчали, что для снявшейся в рекламе женщины было дорого другое. В июне Хэтч заявила по канадскому телевидению, что хочет жить полноценно, но врачи долгие годы гоняли её по медучреждениям по всей стране, зато заявку на эвтаназию немедленно удовлетворили. Ролик, который вдохновлённые рекламщики сняли с Дженнифер и её друзьями, даже показали ей за день до процедуры.

«Медицинская помощь при смерти» в Канаде отличается от других стран не только тем, что она оплачивается государством, но и тем, что разрешена исключительно гражданам страны. В Канаде, к слову, не проводится ежемесячная комиссия по проведённым эвтаназиям и обратившимся к ним пациентам, как это принято делать в иных странах, где рассматривают обоснованность и уместность проведения процедуры. Помимо этого, в марте 2021 года был принят Билль С-7, который теперь позволяет совершать самоубийство людям, чья смерть не была разумно предсказуемой. Как это трактовать? Так, что эвтаназию теперь могут совершать и люди с менее ограниченной группой инвалидности, и даже люди, просто попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию.

Билль С-7 примечателен ещё одной упомянутой реформой, реализация которой запланирована на март 2023 года. Канадское правительство в добавок ко всему решило предоставить право на помощь в смерти людям с тяжёлым психологическим состоянием. Правительство не смущал тот факт, что часто у пациентов с подобными проблемами бывает выраженное желание свести счёты с жизнью из-за их расстройств, а подобное решение они могут принимать и вовсе находясь в невменяемом состоянии. Разумеется, такого рода людоедское решение вызвало бурю споров как со стороны обычных граждан, так и со стороны экспертов в психиатрии. Неоднозначность приносило не только то, что людям с подобными отклонениями в важнейшем вопросе давали выбор, который они могли совершить в неадекватном состоянии, но и тот факт, что диагностика и лечение психических заболеваний – на порядок более сложный и непредсказуемый процесс, нежели «быстрое решение». К примеру, пациент, подписавший себя на смерть, как считают психиатры, вполне может быть вылечен через медикаментозное или терапевтическое лечение. По итогу поднявшегося скандала реализацию вышесказанных мер решили пока что перенести, а сам законопроект доработать, чтобы принять потише когда-нибудь потом.

Какое бы решение они ни вынесли, даже в нынешних законодательных обстоятельствах вопрос эвтаназии в одной из наиболее прогрессивных стран решается немногим сложнее, чем простенькая операция. К примеру, 65-летний Лэс Ландри получил одобрение на эвтаназию от одного из двух требуемых государством врачей. Причём мотивация для подобной процедуры заключалась не в том, что он хотел свети счёты с жизнью (Ландри как раз заявлял совершенно обратное), а в том, что мужчина не может себе позволить достойный уровень жизни в 65 лет из-за принудительного выхода на пенсию. При этом Лэс болен диабетом и эпилепсией, что по закону позволяет ему воспользоваться обсуждаемой процедурой. Поиск второго врача, чья подпись нужна для одобрения медицинского самоубийства, становится плёвым делом: доктору даже не нужно быть лечащим врачом пациента, а связаться с ним можно по видеосвязи или даже банально подкупить (такая информация ходила в новостях).

Идеальный гражданин не висит обузой на плечах любимого государства. Так рассудила канадская Служба по делам ветеранов. За последние недели прессе стало известно о трёх случаях любезного предложения покончить с собой. Один из бывших солдат просто жаловался на посттравматический синдром и проблемы со спиной, на что получил предложение наиболее радикального избавления от проблем. Другому ветерану и бывшему паралимпийцу, Кристине Гаутьер, в ответ на очередную просьбу о строительстве лифта для инвалидов рядом с её домом, чего она, к слову, добивается с 2017 года, пришло письмо о том, что если женщину что-то не устраивает в жизни, то она может с лёгкостью подать заявку на эвтаназию. Это выглядит как жестокий розыгрыш или фейк от канадского аналога «Панорамы», но таков был попавший в СМИ ответ от правительственной организации. Разумеется, позже премьер Канады Жюстин Трюдо лично принёс свои извинения и пообещал разобраться в ситуации, но вопросы о том, сколько подобных «писем счастья» разошлось среди неименитых людей, сколько из этих писем достигли своей цели и сколько контор рассылает подобные предложения, остаются открытыми. В прошлом году, если верить локальным канадским СМИ, настоящий пик спроса на «медицинскую помощь при смерти» вызвал ковид, когда из-за невозможности получить лечение или хотя бы достойный уход на эвтаназию решились многие канадские старики.

Пока что не стоит воспринимать подобное канадское равнодушие, или «уважение к свободе», как общемировой тренд. К примеру, издание Forbes, обычно совместно с другими СМИ восхваляющее либеральную Канаду, посчитало подобную практику очень похожей на нацистскую, так как Канада, подобно нацистской Германии, избавляется от инвалидов и людей, о которых не может или даже не считает нужным заботиться. Такого рода схожесть подметили во время принятия Билля С-7 и три члена совета по правам человека ООН. Они отметили, что подобные законопроекты нарушают права инвалидов и ведут страну лишь к углублению дискриминации против людей с ограниченными способностями. Даже папа Франциск, обычно чурающийся критических выражений, назвал подобные меры неприемлемыми и нарушающими ценность самой человеческой жизни. Но то, чего не уловили ни журналисты Forbes, ни папа римский, ни гуманисты из ООН – корень внезапно проявившейся любви к эвтаназии. Он лежит в кошмарной системе здравоохранения, свойственной Канаде и Британии. Мы без конца ругаем российскую медицину за бюрократизм и неэффективность. Иногда в нашу прессу попадают обрывки ужасов американских традиций врачевания с их жуткой дороговизной и бессердечностью. Так вот медицина в странах, которые часто ставят в пример дешёвого и качественного здравоохранения, если судить по впечатлениям с мест, совмещает в себе все эти прекрасные свойства. Канадская медиакорпорация CBC сообщала о пациентах, ждавших прикрепления к врачу год, или о подростке, стоявшем в очереди на операцию два года, как о выдающихся случаях, но судя по частоте появления подобных историй в местных СМИ и по отношению канадских публицистов к проблемам своего здравоохранения, долгие годы ожидания в очереди – норма. Вместе с этим бесплатная медицина, если верить тем же свидетельствам очевидцев, часто не такая бесплатная: многие вопросы решаются в понятном порядке, а платная медицина всегда готова любезно вогнать человека в долги на всю оставшуюся жизнь. Это напрямую подталкивает нас к причине популярности эвтаназии в Канаде.

Мы давно привыкли к ситуациям, когда равнодушный левиафан государства воспринимает человека всего лишь палочкой в общей статистике, но канадский всплеск медицинских самоубийств должен напоминать об абсолютной недопустимости такого подхода в медицине. Рост нагрузки на систему здравоохранения ведёт за собой резкое падение участия врача в судьбе пациента. Это рождает равнодушие, позволяющее с лёгким сердцем рассылать пенсионерам, ветеранам, инвалидам и даже случайным людям письма с предложением убить себя. Во всей этой ситуации больше пугает не то, что правительство Канады относится к своим гражданам, как к мусору, а то, что повсеместная раскрутка и популяризация эвтаназии обладает соблазнительной экономической целесообразностью: неслучайно целевой аудиторией кампании стали инвалиды, ветераны и одинокие старики. То, насколько легализация эвтаназии 6 лет назад сделала канадских граждан равнодушными к самой сути жизни, настораживает. Так, согласно недавним опросам, 86% канадцев поддержали эвтаназию, а 82% согласились с необходимостью легализовать «медицинскую помощь при смерти» даже в некритических ситуациях. Дальше ещё хуже: 51% канадцев поддержали введение эвтаназии для несовершеннолетних. За последние 6 лет 31 тысяча человек в Канаде воспользовались этой, с позволения сказать, услугой. Да, можно сказать, что в масштабах 38-миллионной страны это не так много, но сознательно упущенная возможность спасти многих из них – не доводить многих подобных Дженнифер Хэтч до безнадёжного ухода – показывает Канаду намного красноречивее любых рейтингов и восторгов либеральной прессы.

1 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
14 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x