Сообщество «Посольский приказ» 01:09 20 июля 2021

Южнокорейский скачок

опыт развития экономики, безусловно, достоин тщательного изучения на предмет возможного применения

На 68-м заседании правления Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), состоявшемся в июле этого года, было объявлено о том, что Южная Корея покидает список «развивающихся стран» и теперь относится к «развитым странам». Это первый случай с момента создания ЮНКТАД (то есть с 1964 года), когда статус страны-участницы был повышен с развивающейся до развитой. Правление Конференции ООН по торговле и развитию является ключевым органом Генеральной Ассамблеи при решении вопросов в области торговли и экономики.

В ЮНКТАД входит 195 стран-членов. Согласно принятой классификации, они делятся на четыре группы: «А» (страны Азии и Африки), «B» (развитые западные страны), «C» (латиноамериканские страны) и «D» (страны Центральной и Восточной Европы).

Южная Корея перешла из списка «А» в список «В», в который к настоящему моменту входят 32 страны.

Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин 6 июля объявил, что Южная Корея завоевала признание международного сообщества, что является результатом тяжёлой и упорной работы корейцев.

Южнокорейцам действительно есть чем гордиться. По данным Международного валютного фонда (МВФ), ВВП Южной Кореи в прошлом году составил 1,5512 трлн долл., по этому показателю страна занимает 10-е место в мире. По данным Всемирной торговой организации (ВТО), экспорт Южной Кореи в прошлом году составил 512,5 млрд долл. (7-е место в мире). ВВП на душу населения в 2020 году вырос до 31497 долл. (26-е место в мире).

Причём пороговый уровень дохода на душу населения в 20 тыс. долл., согласно которому страна может считаться развитой, был достигнут ещё в 2005 году. Примерно в 1990 году Южная Корея завершила индустриализацию, а затем совершила технологический скачок, обеспечив стремительный экономический рост. По объёмам промышленного производства Южная Корея занимает шестое место в мире, обгоняя такие страны, как Франция, Италия и Канада. 16 компаний из списка 500 крупнейших мировых компаний Fortune Global 500 являются южнокорейскими, причём они работают в научно-производственной сфере, а, не, например, в области добычи полезных ископаемых. Средняя продолжительность жизни в Южной Корее составляет 82,3 года (11-е место в мире): 78,8 года в среднем живут мужчины и 85,5 лет – женщины.

Событие вызвало сложную реакцию у многих специалистов. Сами корейцы, естественно, гордятся. К ним присоединяются многие западные иностранцы и зарубежные корейцы.

Кто-то завидует: маленькая страна, толком не имеющая никаких ресурсов, смогла за полвека не только восстановиться практически с нуля после войны, но и войти в клуб самых развитых стран мира.

Кто-то испытывает недоумение – почему в число развитых стран не входят богатые монархии Персидского залива или Китай, который стремительно и стабильно развивается последние десятилетия и от которого в значительной степени зависит та же Южная Корея.

Часть экспертов полагает, что признание Южной Кореи развитой страной является дипломатической победой президента Мун Чжэ Ина.

Однако некоторые считают, что на самом деле это поражение, потому что теперь на Южную Корею будут возложены дополнительные обязательства и расходы.

Признание стран развитыми происходит в результате голосования государств – членов ЮНКТАД. Утверждается, что при этом не используются какие-то определённые жёсткие критерии. Так как государства-члены проголосовали за то, чтобы Южная Корея стала называться «развитой страной», это означает, что они признают её авторитет и экономические успехи, это повышает престиж Кореи на международной арене, соответственно, это важное свидетельство успехов южнокорейского руководства.

С другой стороны, «стать развитой страной» означает взять на себя больше международных обязательств. Теперь Южной Корее, скорее всего, придётся снизить тарифы на импорт сельскохозяйственной продукции из развивающихся стран и отменить некоторые налоговые льготы для своих производителей. Этим точно воспользуются предприниматели из Китая (а Китай – развивающаяся страна) и стран Юго-Восточной Азии для захвата южнокорейского рынка, что станет серьёзным ударом по южнокорейским фермерам и сельхозпредприятиям и, скорее всего, приведёт к их недовольству и протестам.

Другое последствие – развитые страны должны подчиняться более строгим стандартам выбросов углерода, что предъявит более высокие требования к работе промышленников и экологов.

Помимо этого, потребуется увеличить объём помощи развивающимся странам. В настоящее время помощь правительства Южной Кореи развивающимся странам составляет 0,15% валового национального дохода, что является относительно низким уровнем для развитого государства, поэтому эти расходы вырастут. Сюда надо добавить необходимость размещения миротворческого контингента в охваченных войной регионах, что также весьма недёшево, и другие расходы.

Одновременно будет закрыт доступ к кредитам Всемирного банка под низкие проценты, но вырастут размеры взносов в международных организациях и возникнут обязательства развитых стран, такие как предоставление кредитов бедным странам и т.д.

Поэтому некоторые считают, что новоприобретённый статус «развитой страны» принесёт больше вреда, чем пользы.

Ввиду вышеизложенного, многие развитые страны и регионы стремятся сохранить свой статус развивающихся стран. Например, Сингапур, у которого самый большой показатель ВВП на душу населения в Азии (второй в мире по паритету покупательной способности на душу населения), или Гонконг, у которого 16-е место по величине ВВП на душу населения в мире (48829 долл., что более чем на 10 тыс. долл. выше, чем в Южной Корее) идентифицируют себя исключительно как «развивающиеся».

В сентябре 2020 года вышла новая книга американского журналиста Боба Вудворда, в которой отмечено, что предыдущий президент США Трамп попросил тогдашнего генерального директора ВТО Роберту Азеведу включить Соединённые Штаты в список «развивающихся стран» для улучшения условий американской внешней торговли. Перед этим Трамп угрожал выходом США из ВТО, ссылаясь на то, что ВТО сегодня использует устаревшее разделение между развитыми и развивающимися странами, что позволяет некоторым членам организации несправедливо получать преимущества на международной торговой арене. В качестве примера он привёл Китай, Турцию, Мексику, Южную Корею, Гонконг и другие страны, которые пользуются тарифными льготами, хотя обладают мощной экономикой.

В связи с этим некоторые эксперты предполагают, что южнокорейское руководство, возможно, подвергалось давлению со стороны США с тем, чтобы принять такое решение и поднять в ЮНКТАД вопрос о переходе в разряд развитых стран. До этого, в октябре 2019 года, правительство Кореи объявило, что государство больше не будет пользоваться режимом преференций для развивающихся стран в ВТО.

Конечно, есть несколько достаточно объективных критериев, используя которые можно отнести какое-либо государство к «развитым». Обычно среди показателей выделяют ВВП, ВНП, доход на душу населения, уровень индустриализации, количество развитой инфраструктуры, индекс развития человеческого потенциала, уровень индустриализации и средний уровень жизни.

Странам с большим населением достичь высоких показателей сложнее, даже если их экономика достаточно мощная. Например, Индия занимает 5-е место в мире по общему объёму ВВП (2,5 трлн долл.), имеет второе по величине население в мире (1,4 млрд чел.), обладает серьёзными аэрокосмическими, военными, производственными и научно-техническими возможностями. Из-за гигантского населения ВВП Индии на душу населения крайне низок – всего 1960 долл. Как было сказано выше, минимальный показатель ВВП на душу населения в развитой стране должен быть 20 тыс. долл. Поэтому Индия, скорее всего, всегда будет развивающейся страной, хотя это нисколько не умаляет её значимость и влияние в мире.

В завершение можно сделать следующие выводы.

Во-первых, получение статуса развитой страны является больше делом престижа, так как оно, очевидно, не приносит большой пользы, но влечёт за собой негативные последствия: рост различных расходов, а также ряд обязательств и ограничений. Поэтому не все и не всегда стремятся повысить свой статус. Многие страны по объективным причинам никогда не смогут стать «развитыми», хотя они имеют мощные экономики и комфортные условия для жизни.

Вообще было бы слишком однобоко оценивать страны только в категориях «развитые» или «развивающиеся», так как есть ещё критерии влияния на международные процессы: военно-политическая мощь, научно-технический потенциал и другие важные факторы. Поэтому условно государства можно разделить на следующие три категории.

Первая – глобальные державы. Сюда входят все крупные страны, члены Совбеза ООН, имеющие исключительное военное и политическое влияние. Сюда также можно добавить страны БРИКС, включая ту же Индию.

Вторая – региональные державы, которые не влияют на весь мир, но играют важную роль в своём регионе. Сюда входят Южная Корея, Австралия, Италия, Турция и другие. При этом, как правило, на них серьёзно влияют глобальные державы. В случае с Южной Кореей очевидно и общеизвестно, что она находится под контролем США.

Третья категория – малые страны, которые могут иметь высокий уровень экономического развития, но не оказывают значительное политическое влияние на международные процессы. Сюда можно отнести, например, Люксембург или Исландию.

Во-вторых, получение статуса развитой страны приведёт к обострению социальных процессов в южнокорейском обществе. С одной стороны, у корейцев вырастет национальная гордость, а, с другой стороны, на ряд социальных групп усилится давление, что вызовет общественное недовольство. Например, у некоторых категорий лиц сократятся доходы из-за растущей конкуренции со стороны Китая. Одновременно вырастет налоговая нагрузка, так как государству потребуется выполнять новые обязательства. С большой долей уверенности можно ожидать, что увеличится разница в доходах между богатыми и бедными.

Другими словами, переход в разряд «развитых» не должен быть самоцелью, при этом южнокорейский опыт развития экономики, безусловно, достоин тщательного изучения на предмет возможного применения.

21 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
28 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
25 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x