Франция
В 2000 году французское правительство под давлением профессионалов, забивших тревогу, обратилось к генеральному инспектору по социальным делам Пьеру Навесу и генеральному инспектору юридического отдела Брюно КАТАЛА с просьбой представить доклад о положении дел в судах по делам несовершеннолетних и в социальных службах, о разлучении детей с родителями.
Доклад получился обширный и совершенно шокирующий. В нем говорилось: «Колоссальное количество детей отнято у родителей и помещено в приюты и приемные семьи. Судьи и сотрудники социальных служб постоянно нарушают закон. Между законом и практикой его применения огромная разница. В одном и том же суде практика одного судьи отличается от практики другого. Нет качественного контроля системы защиты детей и семьи. Никакого уважения к семье, никакой заботы о ней ювенальная юстиция не проявляет. Прокуратура не может вести наблюдение за всеми делами, так как их слишком много. Социальные работники и судьи имеют полную, безграничную власть над судьбой ребенка. Сотрудники социальных служб часто отнимали детей по анонимным телефонным звонкам… что та или иная семья в опасности».
На вопрос, зачем же судьям нужно отбирать детей от родителей, ответ прост - потому что эффективность их работы оценивается количеством отнятых детей. Чем больше детей они «защищают» от родителей, таким образом, тем быстрее продвигаются по служебной лестнице. Получается, что судьи поставляют социальным службам детей, а те, в свою очередь, пишут нужные рапорты, которые, как указали в своем докладе министру юстиции крупнейшие французские юристы г-да НАВЕС и КАТАЛА всегда негативны и всегда настроены против родителей.
В итоге ювенальная юстиция юридически направленная на сохранение института Семьи, практически направлена на разложение и разрушение. Таким образом, из «демократической системы», ювенальная юстиция превращается в самый настоящий психологический и моральный террор. Ребенок, проводящий столько времени в насильственной разлуке с родителями, теряет свою личность. Он не понимает, кто он. А система этого и добивается, потому что тогда такими детьми легко управлять и делать из них зомби.
В 2006 году министр по делам семьи Франции пытался провести закон, который бы позволил сотрудникам социальных служб навещать недостаточно обеспеченные семьи, ждущие ребенка, и давать свое заключение: есть ли условия для воспитания будущего ребенка, какова моральная характеристика будущих родителей. Причем, наведываться нужно были несколько раз за время беременности, «отслеживая ситуацию». И если бы было сочтено, что семья «неблагополучная», младенец отнимался бы сразу после рождения. К счастью, этот законопроект не прошел. Однако само его появление говорит о многом. Это тоталитаризм безо всяких кавычек, без малейшего преувеличения!
Справка
Современная система защиты прав детей во Франции сложилась в результате развития системы, введенной в 1945 году. Несмотря на то, что эта система защиты прав и законных интересов ребенка обычно рассматривается в двух аспектах (организационном и правовом), задача обеспечения защиты прав ребенка, прежде всего, лежит на его родителях. Статья 371-2 Гражданского кодекса определяет ее как исключительное право, которым наделены родители: "родительские права принадлежат отцу и матери для защиты интересов ребенка по вопросам, связанным с его безопасностью, состоянием здоровья и морально-нравственным воспитанием. Они имеют право и на них лежит обязанность защищать ребенка, следить за ним и заниматься его воспитанием". Родители не могут ни отказаться от этих исключительных прав, ни передать их третьим лицам.
Во французской системе организационные или правовые меры принимаются только в случаях, когда родители признаются как исполняющие ненадлежащим образом свои обязанности, либо когда они не могут исполнять свои родительские функции, либо когда при исполнении своих обязанностей они руководствуются только личными интересами, наносящими вред ребенку.
Система защиты прав ребенка включает две компоненты, что объясняется необходимостью достижения одновременно двух целей: одна из которых – работа по профилактике, реализуется в рамках так называемой "организационной защиты", когда семьи, осознавая появившиеся у них трудности, сами обращаются за помощью или дают согласие на вмешательство компетентных структур и помощь с их стороны; другая – защита прав и жизненных интересов ребенка, реализуемая в рамках так называемой "правовой защиты", когда есть подтверждение того, что ситуация принимает опасный характер для ребенка (в этом случае судебный орган требует от семьи выполнения определенных мер) или что в отношении ребенка совершено уголовно наказуемое деяние.
В силу законов о децентрализации от 1985 и 1986 годов, осуществление организационной защиты прав детей возложено на председателя Генерального совета (Департамента) и находящиеся в его ведении службы. Дополняют эту структуру префекты, обеспечивающие участие государства.
Три службы, находящиеся в подчинении председателя Генерального совета, специально занимаются вопросами охраны прав детей:
- Служба социальной помощи детям (играет главную и стержневую роль на службе семей);
- Служба по охране материнства и детства;
- Социальная служба в масштабе секторов;
- Служба пропаганды здорового образа жизни среди учащихся школ и школьная социальная служба;
- Служба психиатрической помощи детям и подросткам.
Несмотря на то, что задействованные в обеспечении правовой защиты органы могут использовать самые различные формы участия в судьбах детей, они тем не менее не всегда имеют возможность выполнить свои функции, например, когда семьи отказываются от предложенной помощи, или когда предпринимаемых мер не достаточно для защиты прав и законных интересов ребенка. К тому же при реализации мер по защите прав и интересов ребенка могут быть выявлены или появиться основания для подозрения в совершении уголовно наказуемых деяний в отношении ребенка. С учетом этого, законом от 10 июля 1989 года вводится обязательство для социальных работников сообщать о подобных фактах в Судебный орган в лице Прокурора Республики. В порядке исключения, когда речь идет о детях, закон отменяет обязательство о неразглашении профессиональной тайны, являющееся обычно обязательным для некоторых категорий специалистов.
Судебный орган имеет очень широкие и разнообразные по форме полномочия, которые в зависимости от ситуации позволяют осуществлять контроль, ограничивать, приостанавливать или лишать родительских прав лиц, жестоко обращающихся со своими детьми; кроме того, эти лица могут быть привлечены к ответственности и к ним могут быть применены уголовные санкции. Вмешательство Судебного органа, так называемое применение "Мер по защите неблагополучных детей", основывается на статье 375 и следующих за ней статьях Гражданского кодекса.
Меры по защите неблагополучных детей, которые могут быть предписаны судьей по делам несовершеннолетних, разнообразны и применяются в зависимости от случая:
- возможно применение мер по защите ребенка вне социальных учреждений. Несовершеннолетний ребенок остается в своей родной семье, но ей в помощь и для консультаций назначается группа специалистов по вопросам воспитания;
- судья может принять решение по устройству ребенка в специальное учреждение (школьный интернат, приют) или к частным лицам (родственникам, третьим лицам, которым можно доверить ребенка, приемные семьи). В течение всего срока нахождения ребенка в учреждении/у частных лиц родители сохраняют права на своего ребенка, которые решением Судьи изменяются, в частности, в части, касающейся посещений ребенка членами семьи.
Татьяна Масс
Германия
Страшный видеосюжет о судьбе молодой немки и ее дочери.
И о произволе ювенальщиков