Верховный суд Нидерландов подтвердил право России на использование бренда водки «Столичная» на территории стран Бенилюкса. Высшая судебная инстанция отклонила жалобу SPI бизнесмена Юрия Шефлера на решение апелляционного суда в 2018 г., по которому компания была вынуждена прекратить продажу своей продукции в странах Бенилюкса и выплатить России всю прибыль, полученную от брендов Stoli, Stolichnaya и Moskovskaya с 1999 г. SPI также должна выплатить России 145 000 евро. В июне 2020 г. другой суд в Гааге должен рассмотреть отдельный иск о запрете SPI продавать водку еще в 13 странах в соответствии с правилами ЕС. SPI Шефлера, состояние которого оценивается в $1,6 млрд, почти два десятка лет ведет борьбу за права на использование водочных брендов «Столичная» и «Московская» и ежегодные доходы в миллиарды долларов. Сейчас суды также идут на территории США и Австралии. Ранее Верховный суд Австрии дважды вынес решение в пользу России, в свою очередь SPI одержала победу в судебных тяжбах в Греции и Бразилии. Ранее голландский и австралийский суды обязали Россию предоставить больше документов, которые якобы подтверждают аргументы SPI.
Марки водки «Столичная» (Stolichnaya) и «Московская» (Moskovskaya) сейчас входят в портфель брендов «Союзплодоимпорта». В 2001 г. Высший арбитражный суд России вернул эти знаки от группы Шефлера государству. «Союзплодоимпорт» с 2002 г. пользуется и распоряжается брендами от лица России. Компания продает водку под этими брендами на внутреннем рынке, а также в странах Бенилюкса.
Русская водка – это, конечно, национальный бренд, доходы от которого должны идти в казну. Крепость напитка в нашей стране никогда не была догмой, традиционно выпускались разные сорта – 38, 45 и даже 56 градусов. Популярность водки в России, вероятно, объясняется холодным климатом, вино больше подходит для стран Средиземноморья. Существует также очень распространенный миф о том, что Россия спивается. На самом деле, по официальной статистике, потребление алкоголя в нашей стране соответствует среднеевропейскому уровню.
Вообще антиалкогольную историю в России давно пора закрыть. Это уже выглядит лоббизмом легализации легких наркотиков. В свое время автор этих строк был членом московского Клуба любителей виски, так что вопрос был изучен достаточно подробно. И здесь на первый план выходит вопрос качества. Качественный алкоголь не только украшает жизнь, но и позволяет более быстро находить контакт с собеседником, быстро расслабиться в случае необходимости, что также очень важно для людей, которые делают карьеру в реальной конкурентной среде. Крепкий качественный алкоголь также может быть очень хорошим катализатором контакта с прекрасным полом. Давно известно, что женщина должна быть настолько умна, чтобы нравиться глупым мужчинам, и настолько раскованна и вульгарна, чтобы нравиться умным.
Я также всегда выступал за национализацию производства крепкого алкоголя. Данный вопрос рассматривался, однако наше правительство в итоге отказалось от национализации водочных компаний, сославшись на отсутствие средств на выкуп у собственников соответствующих пакетов акций и невозможности ими эффективно управлять. Но в своё время правительство нашло значительные средства на выкуп пакета казначейских акций и получение прямого контроля в Газпроме. Сумма составила $7 млрд. При этом в России достаточно эффективных предприятий, контролируемых государством, в то, что государство в принципе не может быть эффективным собственником, верят лишь ортодоксальные либералы, которых сейчас в России днем с огнем не найдешь. Проблема борьбы с некачественным алкоголем, конечно, сейчас стоит не так остро как в 90-е, однако, наверное, это единственная проблема, которая однозначно требует вмешательства государства.
В заключение стоит сказать, что данная история показывает, что российское государство защищает свои финансовые интересы в любой точке мира, что конечно хорошо. В своё время об этом приходилось только мечтать.