Авторский блог Анна Скок 10:08 16 февраля 2021

Юля, не юли!

Навальная в Германии не в бегах, а на обучении

Итак, Юлия Навальная в Германии. Просто с частным визитом прибыла в закрытую на карантин до 7 марта страну. Сказочным образом, преодолев все законные препоны (обязательное наличие ВНЖ или гражданства Германии, обязательные результаты теста на ковид или справка о сертифицированной в ЕС вакцинации). Может быть, всё же ПМЖ уже есть?

Сначала окружение Юлии пыталось отрицать отлёт, затем СМИ намекали на то, что жена Навального покинула свою родину из страха. Категория лиц, «которым требуется международная защита» — ещё одна причина (и в случае Юлии единственная подобающая её положению в глазах общественности), по которой можно прибыть в Германию во время карантинных мер. Но тайну выдали коллеги из Der Spiegel, сообщив о «частном визите в Германию» гражданки Навальной. После прилёта она оставалась в транзитной зоне аэропорта, в то время как другие пассажиры уже покинули её и прошли погранконтроль.

Просто было бы интересно узнать, какие частные адреса госпожа Навальная посещает в первую очередь? На глубоко частный характер поездки очевидно указывает то, что во Франкфурте-на-Майне её встретили местные спецслужбы из Федеральной службы защиты конституции Германии (по-нашему контрразведка), и всю поездку Юлия находится под их охраной. Казалось бы, где Юля, а где немецкая конституция? Навальная всегда свободно и без охраны передвигалась по Москве. Но вот в Германии ей почему-то понадобилось сопровождение немецких спецслужб. Получился этакий частный визит к немецким спецслужбам.

Всё оказалось так прогнозируемо, что даже как-то скучно. О том, что из жены Навального попытаются сделать «Тихановскую 2.0» последний месяц не писал только ленивый. Ещё в августе все гадали, по какому сценарию пойдёт история с «отравлением «Новичком», будет ли повторение сценария Скрипалей, и увидим ли мы Лёшу ещё хоть раз. И тогда вероятность того, что из верной жены, пустившейся с ним в небо над Берлином, можно слепить политическую фигуру, мелькала вполне логично. После громкого же приземления в Шереметьево и ареста Навального, супругу начали вовсю раскручивать. Новость о том, что Юлию Навальную на полчаса посадили в автозак, вмиг облетела все СМИ, была запущена во все соцсети и мессенджеры. Даже абсолютно аполитичные группы по типу «Ноготочки. Бибирево» неожиданно и до смешного драматично делились этим эпохальным событием.

Потом был суд, со стороны навальнистов более походивший то ли на цирк, то ли на хорошо спланированное и великолепно разрекламированное ток-шоу с сердечками на стекле, шутками и признаниями в любви. И теперь, когда муж сидит за свои махинации под маской страдальца и мученика и с неуместным до смешного званием «нового Манделы», самое время раскрутить его преемницу. Когда Навального убеждали вернуться в Россию, все, скорее всего, знали, что он получит реальный срок. Это был хороший логичный ход, чтобы выжать из его довольно пресной и нелепой фигуры немного свежего политического сока в виде Юлии — «нового символа русской революции», «жены декабриста», подхватившей «знамя» из рук мужа.

Это очень удобно. У Юлии нет невнятного политического прошлого с заигрываниями то с националистами, то с либералами, то, прости господи, с местными либертарианцами и соответствующим званием профессионального переобувальщика. Нет судимостей и, соответственно, никаких ограничений для её участия в выборах (ближайшие — в Госдуму — как раз уже в сентябре, а это хорошая площадка для пиара). Да и название у этого проекта — уже раскрученный бренд, ничего придумывать не надо. В общем, как ни крути, отличный рекламный ход. Однако, где-то это мы уже видели.

«И у Белоруссии, и у России явно один куратор. Причём ленивый до такой степени, что даже прямые аналогии со Светланой Тихановской его не беспокоят вообще. Женское лицо «белорусского протеста» тоже не стала надолго задерживаться в Минске и руководить революцией отправилась в Вильнюс, а оттуда — в Польшу. Логично. Там — техническая база. Там — советники, креативная и аналитическая команда, студия, копирайтеры и все прочие вещи, обязательные для современной революции, которая, как известно, делается в основном в медиапространстве», — уверен публицист Сергей Мардан, замечая, что образ «жены декабриста» — один из самых узнаваемых символов в русской истории и культуре — «для нас это реальная скрепа».

На сходстве Тихановской и Навальной сыграли и организаторы протестных акций 14 февраля. Флешмоб с фонариками даже лидерами оппозиционных мнений был признан несостоявшимся баловством инфантильных болванов во главе с Лёней Волковым, по общему мнению, слившим протест. Куда интереснее была акция российских феминисток. Они организовали то, что в период протестов в Минске получило название «женская цепь солидарности» — куча девиц берётся за руки и декларирует некое невероятно ценное девичье мнение. В Минске такие цепи служили, помимо всего прочего, отличным элементом пропаганды, создавая яркие образы женщин, доведённых до ручки проклятым режимом. В России же вышло как-то криво. В Петербурге даже самые умелые фотографы (коих набралось куда больше участниц акции) не сумели создать правильными ракурсами иллюзию массовости. В Москве на мероприятие, объявленное на Арбате, пришла гигантская толпа журналистов, один трансвестит и продавщица секс-игрушек из Твиттера. Словом, вышло ненамного лучше, чем у борцов с режимом, светивших в небо парой часов позже — даже журналисты Русской службы Би-би-си были вынуждены признать ничтожный масштаб этого протеста. Серьёзный повод усомниться во вменяемости политтехнологов, организовавших подобное.

Но между Тихановской и Навальной есть и различия. Навальная от косноязычной домохозяйки, случайно попавшей во всю эту канитель, весьма отличается. Юлия красива, причём не кукольной, а сдержанной красотой. Судя по всему, имеет твёрдый характер, умеет выступать на публике, привыкла быть на митингах, и вообще давно вертится в политике и ей проникнута.

Надуть из Тихановской лидера не удалось, дыхала хватило только на имя «народного лидера» в изгнании. Статус, честно говоря, не очень, да и случай не тот, когда можно перейти на удалёнку. «Душой я с вами» здесь не работает. Но для раскачивания маленького государства и поддержания Лукашенко в тонусе вполне годится. Но применительно к России такое не сработает. И именно поэтому Навального чуть ли не насильно вернули из Германии, и теперь схему, учтя белорусский опыт, хотят повторить. Юлия Навальная в Германии не в бегах, а на обучении — вероятно, в экспресс-режиме. И протесты кураторы пока приостановили как раз для переподготовки кадров.

«Скорее всего, Навальная прилетела за новыми инструкциями спонсоров — пришло время реализовывать «сценарий Тихановской». Навальной не составит труда пойти по этому пути, все данные для этого имеются, включая информационную поддержку политиков, СМИ, НПО, которые подняли вой по поводу «страданий», — считает военкор Юрий Котенок.

Политологи дали Юлии звание «аватара» Навального. А самого Навального, кажется, уже списывают со счетов. Говорят, как политической фигуры Алексея больше нет. Во всяком случае, до поры. В суде против ветерана войны он ведёт себя так, будто стремится окончательно лишиться любых симпатий и потерять популярность. Так что не зря его освобождение не содержится в перечне требований Брюсселя, необходимых для отмены антироссийских санкций. Пока он сидит — это вполне устраивает его зарубежных кураторов, давших старт проекту «Юлю в президенты».

При этом, по мнению Николая Старикова, на победу никто особо и не ставит. «Технология направлена на иное. Задача — создать иллюзию победы своего кандидата. И далее именно его называть «законным правителем». Это повторение пути Лжедмитрия, самозванцев. И цель — новая смута. Юлия Навальная более не «жена», не приложение к Алексею Навальному, а новый политический проект. Поэтому и не ходит на суд к мужу. Жена бы обязательно пришла. Новый политпроект не ходит к исчерпавшему себя. Алексей Навальный сидит и будет сидеть, потому что это всех устраивает. Включая Юлию Навальную».

1.0x