BRUTTO. "Рокi"
1 сентября Бригада Революционного Угара и Творческого Отпора имени Орнеллы Мути или просто Brutto отметила три года. В негласном соревновании с другим "ляпис"- осколком "Трубецким" отряд Сергея Михалка выигрывает за явным преимуществом: песен, концертов да и внимания публики заметно больше.
Третий альбом "Брутто" эксплуатирует отработанную формулу: излюбленная дюжина композиций, кавер-версия известного англоязычного хита, песня по мотивам белорусского классика (в данном случае за основу финального номера "Годзе" взято стихотворение Янки Купалы "Хай жа вам так не здаецца" (1906), наконец, реанимированные номера из репертуара "Ляписа Трубецкого". Песни аж на четырёх языках, и это не считая речёвок на испанском. К белорусскому, русскому и английскому добавился украинский: "Брутто" последние годы обитает на Украине, хотя на родине музыканты из "чёрных списков" выпали и выступают на крупнейших площадках Белоруссии. То ли старые запреты были весьма условны, то ли есть взаимосвязь с новым вектором Минска на мягкую белорусизацию. Соавтором пластинки стал известный харьковский писатель Сергей Жадан, не чуждый как ска-сцене, так и "майданным идеалам" — его перу принадлежат три текста. Кавер — это версия поп-хита Ким Уайльд начала восьмидесятых "Cambodia".
Языковое разнообразие "Рокi", пожалуй, не напрягает —даже наоборот. Однако в целом альбом проходной, вторичный. Группа расходится, пожалуй, только к финалу пластинки: воздух и драйв в лихой "Папяроске", нерв и простор для фантазии в "Средних веках", хотя клип на песню заимствует приёмы некоторых западных коллег — впрочем, допускаю, что намеренно.
В "Рокi" вошли "Матрёшка" и "Телевизор" из финального альбома "ляписов" 2014 года — и незаявленный привкус "Ляписа Трубецкого" здесь имеется, как в анекдоте про "всё пулемёт получается". Некоторые номера — словно вариации известных опусов. В целом пластинка покоится на трёх аккордах и паре мотивов. Вернулись дудки, и они несколько оживляют картину.
Не обошлось без традиционных заявлений: «Brutto уходит из Большой Политики (там всё ясно) — в Большую Религию (там всё туманно). Sequere Deum». Как водится, если Сергей Михалок что-то однозначно и яро декларирует - можно смело делить на десять или выворачивать наизнанку. Вспоминается и нетленное из Мюллера-Броневого: «Ясность - это одна из форм полного тумана». Если не учитывать популярную татуировку и верить знаменитому французскому литератору Филиппу Соллерсу, то Sequere Deum, то есть "следовать воле Божией", известен, например, как девиз Казановы, для чего авантюристу приходилось прибегать к разнообразным уловкам. Полно жульничества и здесь. И даже внешне антимилитаристский "Чёрный Обелиск" накладывается на совсем недавние воинственные заявления или ни разу не отменённый запредельный пафос "воинов света". Поэтому не особо интересно гадать, кого подколол Михалок, когда в песне "отправил" войска "строем на восток". И можно, да и порой очень полезно — "выключить телевизор", вот только велик ли смысл в замене "ящика" на пропагандистскую реальность диванных войск, из которой и прорастают все эти клишированно-истеричные "реконструкторы" и "золотые петушки"?
Иногда Михалок напоминает некоторых современных рэп-экспериментаторов, способных талантливо использовать любой радикальный жест. Но последовательно пойти по такой дороге ему точно не позволит и левацко-либеральная присяга, и, возможно, иные поколенческие установки. Вот и получается, что есть заявка на европейский проект, впитавший наследие стильных леваков от Mano Negra до Chumbawamba, но на выходе — злобно-политизированная Верка Сердючка, даром что и та способна выдавать вполне драйвовые песенки.