Исследовательская служба Конгресса США (CRS) продолжает интенсивно готовить для американских законодателей доклады о ядерной безопасности.
В декабре было подготовлено 7 таких докладов (см. нашу публикацию в «Завтра» от 19 декабря 2025 г.).
9 января 2026 года опубликован доклад «Ядерное командование США: управление и связь»:
Министерство обороны США (МО), используя «вторичное обозначение Министерства войны» в соответствии с Указом Президента № 14347 от 5 сентября 2025 года, заменяет многие элементы американской системы ядерного командования, управления и связи (NC3) в рамках продолжающихся усилий Соединенных Штатов по модернизации своих ядерных сил. Эта система, состоящая, по некоторым оценкам, из 250 отдельных наземных, космических и воздушных систем, распределенных по различным родам войск, боевым командованиям и подразделениям МО, поддерживает осуществление президентом США полномочий по применению ядерного оружия. Некоторые элементы этой системы, такие как радары предупреждения и сопровождения ракет, частично совпадают с некоторыми американскими системами противоракетной обороны.
Согласно Министерству обороны, «ядерный потенциал США (NC3) необходим для обеспечения санкционированного применения и/или прекращения операций с ядерным оружием, для защиты от случайного, непреднамеренного или несанкционированного доступа, а также для предотвращения потери контроля, кражи или несанкционированного использования ядерного оружия США».
Системы управления и контроля США должны работать круглосуточно, в том числе во время и после нападения на Соединенные Штаты, для мониторинга и оценки оперативной обстановки; содействия планированию и проведению совещаний лиц, принимающих решения; передачи приказов от президента ядерным силам США: бомбардировщикам в воздухе, подводным лодкам с баллистическими ракетами (SSBN) и межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР), размещенным в шахтах на Среднем Западе.
Обзоры ядерной доктрины 2010 , 2018 и 2022 годов (NPR) — периодические оценки исполнительной властью политики США в области ядерного оружия — подчеркнули важность модернизации NC3. Бюджетное управление Конгресса (CBO) в 2025 году подсчитало , что усилия Министерства обороны по поддержанию и модернизации NC3 обойдутся в 154 миллиарда долларов в период с 2025 по 2034 год. Конгресс посредством законодательства об оборонном бюджете и ассигнованиях, а также слушаний, обеспечивает финансирование и контроль за поддержанием и модернизацией NC3.
Радары раннего предупреждения
Космические силы эксплуатируют ряд радаров предупреждения о ракетном нападении для обнаружения и отслеживания потенциальных межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводного базирования. Эти радары включают в себя такие системы, как система предупреждения о проникновении в зону поражения с фазированной антенной решеткой (PAVE PAWS), система определения характеристик атаки с помощью радара периметрального обнаружения (PARCS) и радиолокационная система COBRA DANE. Эти радары предупреждения о ракетном нападении периодически модернизируются.
Предупреждение и отслеживание ракет
В 2011 году Космические силы начали развертывание системы инфракрасного наблюдения на космическом уровне (SBIRS), представляющей собой серию спутников и наземных систем для обнаружения и отслеживания запусков ракет противника. Спутники SBIRS работают на геосинхронных (GEO) и высокоэллиптических орбитах для наблюдения за запусками ракет по всему миру. SBIRS является заменой спутников Программы поддержки обороны 1970-х годов. Космические силы реализуют программу постоянного инфракрасного наблюдения следующего поколения (Next-Gen OPIR), которая в конечном итоге заменит SBIRS. Next-Gen OPIR состоит из нескольких геосинхронных спутников, нескольких спутников на полярных орбитах и наземной системы. В мае 2024 года тогдашний помощник министра ВВС по вопросам космических закупок и интеграции Фрэнк Кальвелли описал Next-Gen OPIR как «мост» к «расширенной и устойчивой архитектуре предупреждения и отслеживания ракет» на низких и средних околоземных орбитах. В бюджетный запрос Министерства обороны на 2026 финансовый год включены 3,5 миллиарда долларов из дискреционных фондов и предполагаемые 9,4 миллиарда долларов из обязательных фондов, предусмотренных в рамках законодательства о согласовании бюджета на 2025 финансовый год, обычно называемого «Законом об одном большом прекрасном законопроекте», для систем предупреждения и отслеживания ракет с космического базирования.
Усиленная спутниковая связь
Спутниковая группировка Advanced Extremely High Frequency (AEHF) — это группа защищенных спутников связи, эксплуатируемых Космическими силами США. AEHF, впервые запущенная в августе 2010 года, заменила группировку Milstar, существовавшую с 1980-х годов. В паре с командными терминалами семейства Beyond Line-Of-Sight Terminals (FAB-T) AEHF призвана обеспечить надежную связь для ядерных и обычных вооруженных сил. В феврале 2024 года тогдашний командующий Стратегическим командованием США (STRATCOM) генерал Энтони Коттон заявил, что группировка AEHF «полностью развернута», а «командные терминалы, использующие её, приближаются к полной готовности к развертыванию». Космические силы разрабатывают серию спутников в рамках программы Evolved Strategic SATCOM (ESS) для окончательной замены AEHF. В бюджетном запросе на 2026 финансовый год предусмотрено 1,3 миллиарда долларов на программу ESS.
Комплексная система тактического предупреждения/оценки нападения
Цель интегрированной системы тактического предупреждения/оценки нападения (ITW/AA) — интеграция и сопоставление данных о предупреждениях, получаемых с наземных и космических датчиков, включая датчики, обнаруживающие ядерные взрывы, для оценки того, «происходит ли нападение на Северную Америку, американские объекты или союзников». Система ITW/AA использует «двойную феноменологию» — процесс, который опирается на данные из «двух независимых источников информации, использующих различные физические принципы, таких как радарные и инфракрасные спутниковые датчики», для составления и передачи своей оценки президенту и военному руководству США. Эта система периодически модернизируется.
Национальный центр воздушно-десантных операций E-4B
Национальный центр управления воздушными операциями E-4B (NAOC) предназначен для обеспечения живучести командного центра для президента и министра обороны в случае «чрезвычайной ситуации национального масштаба или уничтожения наземных командно-контрольных центров», согласно заявлению ВВС. Базирующийся на авиабазе Оффатт, штат Небраска, E-4B представляет собой модифицированный Boeing 747, созданный на основе E-4A, первоначально поставленного ВВС в 1970-х годах. ВВС проводят модернизацию системы в рамках программы E-4C Survivable Airborne Operations Center (SAOC). В апреле 2024 года Министерство обороны объявило о заключении контракта на SAOC с компанией Sierra Nevada Corp. В бюджетный запрос Министерства обороны на 2026 финансовый год включено 1,8 миллиарда долларов на SAOC.
Самолет E-6B «Воздушный командный пункт»
Самолет E-6B Mercury служит в качестве командного ретранслятора для атомных подводных лодок с баллистическими ракетами в рамках миссии ВМС США «Взять на себя командование и вывести на передовую» (TACAMO). В настоящее время он также используется в качестве бортовой системы управления запуском в рамках миссии STRATCOM «Воздушный командный пункт» (Looking Glass). Базируясь в основном на авиабазе Тинкер, штат Оклахома, E-6B представляет собой модифицированный самолет Boeing 707, первоначально поставленный ВМС как E-6A в 1989 году и модернизированный до E-6B в 1998 году. ВМС модернизируют E -6B, чтобы продлить срок его службы до 2038 финансового года. Министерство обороны запросило 1,2 миллиарда долларов на модернизацию в рамках TACAMO в 2026 финансовом году. По словам генерала Коттона, самолет E- 130J Phoenix II, модифицированная версия самолета C-130J-30, будет выполнять «только миссию TACAMO». В 2025 году он заявил, что продолжающееся «исследование перспективных направлений» поможет определить будущее миссии «Looking Glass». В декабре 2025 года ВВС объявили о проведении дня для представителей отрасли в рамках программы «Looking Glass-Next», «направленной на модернизацию миссий, которые в настоящее время выполняются на самолетах E-6B». В разделе 154 Закона о национальной обороне на 2026 финансовый год Конгресс ограничил доступность определенных средств ВВС до тех пор, пока ВВС не представят Конгрессу отчет о стратегии закупок для создания командного пункта воздушного базирования.
Вопросы для Конгресса
Конгресс выделил и, возможно, продолжит рассматривать финансирование и контроль за усилиями Министерства обороны США по модернизации и поддержанию архитектуры NC3. В последнее время внимание Конгресса было сосредоточено на следующих областях:
Управление и приоритизация NC3
Некоторые члены Конгресса выразили обеспокоенность по поводу способности Министерства обороны уделять приоритетное внимание модернизации NC3. В разделе 1052 Закона о национальной обороне на 2014 финансовый год Конгресс учредил Совет по надзору за национальной системой командования, управления и связи. После обзора системы управления NC3, проведенного Министерством обороны в 2018 году, тогдашний министр обороны Джим Маттис назначил US STRATCOM единственным оперативным командующим NC3. В отчете конференции по Закону о национальной обороне на 2019 финансовый год говорится, что «участники конференции ожидали увидеть явные улучшения в линиях подчинения и принятии решений» после этого изменения. Совсем недавно, в разделе 1631 Закона о национальной обороне на 2024 финансовый год, Конгресс учредил «единую программу основных сил» для NC3 и потребовал ежегодной бюджетной оценки содержания и модернизации NC3. В своем докладе перед Конгрессом в апреле 2025 года генерал Коттон подчеркнул продолжающуюся оценку системы NC3 и разработку возможностей NC3 следующего поколения.
Контроль затрат и сроков выполнения работ
Конгресс отслеживает разработку систем NC3. В отчетах Счетной палаты правительства (GAO) рекомендуется, чтобы Министерство обороны предоставило Конгрессу дополнительную информацию о стоимости и сроках реализации некоторых систем для улучшения парламентского контроля. В ежегодном отчете GAO за июнь 2025 года об оценке систем вооружения указываются потенциальные проблемы со стоимостью и сроками реализации некоторых систем NC3.
Уязвимость NC3 к атакам со стороны злоумышленников
Некоторые члены Конгресса выразили обеспокоенность по поводу устойчивости систем NC3 к враждебным кинетическим и другим атакам. Представители Министерства обороны обсуждали интеграцию ядерных и обычных военных систем командования, управления и связи.
Министерство обороны также стремилось использовать коммерческие системы для будущих усовершенствований систем NC3. В оценках разведывательного сообщества США описывается разработка Россией и Китаем систем противодействия космическим угрозам, которые могут нарушить или уничтожить американские спутники. Представители Министерства обороны заявили, что враждебная атака на американские системы NC3 приведет к эскалации конфликта, указав, в частности, на обеспокоенность правительства США по поводу разработки Россией космического ядерного потенциала.
Некоторые члены Конгресса выразили обеспокоенность по поводу способности системы NC3 функционировать в условиях кибератаки. Раздел 10, статья 499 Кодекса США предписывает Министерству обороны проводить ежегодную оценку киберустойчивости NC3. Раздел 1512 Закона о национальной обороне на 2024 финансовый год добавил требование к Министерству обороны разработать и внедрить «конструкцию киберзащиты, основанную на угрозах» для NC3. Раздел 1644 Закона о национальной обороне на 2022 финансовый год предписывает Министерству обороны провести «независимую проверку безопасности, защищенности и надежности» ядерного оружия, NC3 и ITW/AA, в частности, для «предотвращения киберрисков и других рисков, которые могут привести к несанкционированному или непреднамеренному применению ядерного оружия». Национальный обзор ядерной безопасности 2022 года одобрил эту «проверку отказоустойчивости».
«Человек в замкнутом цикле»
Некоторые члены Конгресса выразили обеспокоенность по поводу потенциальной возможности использования автономных систем для санкционирования запуска ядерного оружия. В докладе о ядерном обеспечении 2022 года говорилось, что Соединенные Штаты будут поддерживать участие человека «в процессе принятия решений… во всех действиях, имеющих решающее значение для информирования и выполнения решений президента о начале и прекращении» применения ядерного оружия. Администрация Байдена также пыталась обсудить необходимость участия человека в процессе принятия решений с другими ядерными державами. Раздел 1638 Закона о национальной обороне на 2025 финансовый год включал в себя программное заявление о том, что использование искусственного интеллекта (ИИ) «не должно ставить под угрозу целостность ядерных гарантий, будь то посредством функциональности систем вооружения, проверки связи с командными органами или принципа, требующего позитивных действий человека при исполнении» решения президента о применении ядерного оружия. Генерал Коттон заявил, что STRATCOM будет использовать ИИ «для обеспечения и ускорения принятия решений человеком», но также будет «поддерживать участие человека в процессе принятия решений».






