Сообщество «Посольский приказ» 08:01 19 июля 2022

Я привёз вам нефть

путешествие Байдена могло бы стать европейским приключенческим романом Нового времени

По металлическим сосудам и пластиковым артериям глобального мира течёт вязкая чёрная кровь, питающая котлы ТЭЦ, дистилляторы заводов и двигатели внутреннего сгорания. Обескровленный мир мечется, дёргается и бьётся, что вынуждает его терять всё больше и больше крови. Едва живой символ глобального мира, седой, бледный и сухой старик, на последнем издыхании двинулся на поиски избавления, совершил путешествие сквозь пустыни и моря. Он плёл интриги с хитрыми купцами и поражал своим простодушием восточных мудрецов. Путешествие Байдена могло бы стать европейским приключенческим романом Нового времени — одним из тех, у которых безумно длинное название пересказывает весь сюжет. Вместо этого Байден, этот человек XX века, чей звёздный час пришёлся на совершенно чуждое ему время, стал героем истории о безумце, искавшем нефть, а нашедшем позор.

Отношения Саудовской Аравии с современными Соединёнными Штатами подвержены чисто демократической шизофрении. Трамп, явно рассчитывавший остаться в Белом доме на чуть более долгий срок, чем четыре года, начал на Ближнем Востоке целую серию суперамбициозных проектов, задействовавших как саудитов, так и Израиль. Разумеется, ось союзников США строилась против Ирана и включала в себя в том числе и средства против излишне амбициозной Турции. Трамп показательно миловался с принцем Мухаммедом бен Салманом, а в Иерусалиме, который Штаты, наплевав на гнев всего арабского мира, признали столицей Израиля, назвали в честь Трампа улицу. Затем, однако, случилось 3 ноября 2020-го и, что куда важнее, 6 января 2021-го — Трамп оказался смещён, а кресло за столом "Резолют" занял человек, за плечами которого стоит практически вся американская крупная пресса и огромная партия, куда более разнообразная в идейном плане, чем Республиканская. Это очень ограничивало Байдена в действиях — нефтяной кризис предполагал добиваться расположения нефтеносных союзников из Персидского залива всеми правдами и неправдами, но очень некстати массмедиа и радикальные элементы среди демократов принялись вспоминать давнишние претензии американских либералов к саудовским монархам. Среди них был не только пресловутый журналист The Washington Post Хашогги, убитый в Стамбуле агентами бен Салмана, — поднимались совершенно неуместные в условиях крайней нужды вопросы о правах женщин в Саудовской Аравии, нюансы войны с хуситами и слишком дружественных отношений Эр-Рияда с Москвой.

У визита Байдена, таким образом, было две цели: любой ценой заставить ОПЕК нарастить добычу нефти и не ударить в грязь лицом перед собственной партией. По обоим пунктам вышло что-то невнятное. Переговоры об увеличении нефтедобычи были заранее обречены на провал: Соединённые Штаты не могут предложить Эр-Рияду ничего эксклюзивного и сверхважного — ракеты высокой дальности, уже обещанные саудитам, но «придержанные» Вашингтоном до момента торга, едва ли тянут на весомый довод. Более того, после фиаско Трампа бен Салман, кажется, зарёкся строить задействующие Вашингтон планы на долгую перспективу. Выражение «хромая утка» обычно применяется по отношению к президенту, потерявшему контроль над парламентом, но сейчас брезгливость ближайших союзников США указывает на парадоксальную ситуацию: в свете неизбежного поражения на грядущих в ноябре довыборах Байден стал хромой уткой, имея полный контроль над Палатой представителей и Сенатом. По следам визита пресса триумфально провозгласила, что бен Салман сдался под молодецким напором американского лидера и согласился увеличить добычу нефти — на таком информационном фоне цена на ресурс поползла вниз.

Потом, правда, выяснилось, что согласие на увеличение объёмов было весьма условным — согласилась не Саудовская Аравия, а ОПЕК+, да и речь шла о 216 тысячах баррелей в сутки на всю организацию из 10 членов. При этом в заявлении Белого дома присутствовала фраза об «увеличении добычи нефти на 50%». Нюанс состоит в том, что эти 50% относятся к цифре, которую ОПЕК+ (читай: саудиты и Россия) договорились добывать сверх нормы до конца сентября. То есть вместо превышения на 432 тысячи баррелей ОПЕК+ пойдёт на повышение на 648 тысяч баррелей в сутки. Неофициальность ОПЕК+ позволяет картелю легко игнорировать взятые на себя обязательства — по словам американской же прессы, в июле с заветной цифрой так и произошло. Исчисление тысячами баррелей — явно мелковатый масштаб для жаждущей нефти крупнейшей экономики мира. Что же касается растиражированного СМИ увеличения саудовской суточной добычи с 10 до 13 миллионов, то здесь ситуация очень напомнила зелёную политику по-китайски. Напомню, когда Китай вынудили принять меры по снижению выбросов углекислого газа, они клятвенно пообещали снизить их до нуля. К 2070 году. Саудовская Аравия ехидно пообещала нарастить возможности по увеличению добычи к 2027 году, прекрасно понимая, что Байдена к тому моменту уж точно не будет в Белом доме. На фоне отсутствия результатов реальных переговоров Джо приходится заверять публику в том, что бен Салмана отчитали за убийство Хашогги. Не очень правдоподобные слова, если учесть, что прошлой зимой китайская делегация в Анкоридже ясно показала всему миру пример того, как нужно реагировать на дидактическое хамство американских чиновников.

Визит в Израиль хронологически предшествовал поездке в Саудовскую Аравию, но полностью затерялся за нефтяным фиаско Байдена. А зря, ведь именно внутриамериканский конфликт вокруг Израиля ясно показывает то, почему Джо вообще потащился в далёкую пустыню. На президента давит партия, полная взаимоисключающих идей и абсурдно нереалистичных устремлений. В идеале опытный номенклатурщик обязан принимать это во внимание, но руководствоваться прагматичными интересами.

Но не тут-то было. Израиль давно считается даже у умеренно прогрессивной американской общественности государством победившего фашизма. Так, местные порядки открыто сравниваются с законами ЮАР времён апартеида, местные нравы, если верить американским либералам, вдохновляются нравами эпохи сегрегации в США, а во время очередных попыток палестинцев повторить интифаду почти весь американский сегмент "Твиттера" дружно болеет за арабов.

Вместе с этим критическое значение Израиля как большой военной базы США на Ближнем Востоке никуда не ушло. Трамп, неустанно сыпавший в бездонные израильские карманы десятки миллиардов долларов, породил такое выражение, как «величайший союзник». Сейчас его принято употреблять с иронией, но в прямом смысле признание абсолютной важности Израиля для Вашингтона — почти единственное, в чём сходится с Трампом его преемник. Именно поэтому продолжились единодушные выделения на Израиль обычно разъединённым Конгрессом таких денег, на фоне которых помощь Украине покажется сущей мелочью.

Но не только борцы за права угнетённых палестинцев терзают Байдена. Стоит вспомнить, что, если бы не отдельные фракции внутри Демократической партии, старику и вовсе не пришлось бы садиться в самолёт и тащиться невесть куда. Дело в том, что в самом начале своего президентского срока Байден, возвращая зелёному лобби услугу за горячую поддержку в ходе предвыборной кампании, закрыл строительство нефтепровода Keystone XL из Канады в США. Разумеется, параллельно с ростом цены на нефть Байден собирался то возобновлять строительство, то учреждать новые нефтепроводы, а то и вовсе обращался к владельцам заправок с требованиями снизить цены (ведь, как известно, высокие цены — исключительно инициатива алчных заправщиков). Пойти наперекор зелёным демократам Байден не может даже в тот момент, когда его электоральные перспективы настолько плохи, что терять ему буквально нечего.

К ближневосточному турне Байден готовился долгих пять месяцев. Поездка — а для Байдена это дорогого стоит — обошлась без явных моментов позора, если не учитывать небольшой оговорки в Израиле, когда Байден оговорился (или же нет?) о том, что «чествует холокост». Но, избежав маленького позора, Джо привёз домой позор большой. Бесплодность попыток выпросить что-то у тех, с кем ещё недавно говорили через губу, ярче всего иллюстрируется реакцией лояльной Белому дому прессы. Ни в одном крупном издании, будь то бывший работодатель Хашогги The Washington Post, Bloomberg или The New York Times, не появилось ни одного материала, где результаты поездки Байдена трактовались бы как хотя бы отдалённо успешные. По освещению украинского кризиса мы знаем, что любое действие, допускающее положительное толкование, немедленно преподносится именно в таком ключе, так что полное отсутствие хороших новостей намекает на то, что дело с нефтью — труба. Но нежелание либеральной прессы поддерживать выбранного с таким трудом президента говорит ещё об одном моменте. Байден стал хромой уткой не только для бен Салмана, но и для своих главных союзников — демократических элит, сливающих его в преддверии сильнейшего кризиса в новейшей истории США.

1 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
14 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x