За 70 лет артистической жизни Михаил Иванович Пуговкин (13.07.1923–25.07.2008) сыграл 20 ролей на сцене и 100 ролей в кино (это, не считая мини-ролей в сатирическом киножурнале "Фитиль" и детском юмористическом "Ералаше"). Некоторые из фильмов с его участием сегодня подзабыты, другие сейчас посмотреть не просто — в собственности других государств: Белоруссии и Украины. Лучшие же создания этой бравой сотни принадлежат национальной киноклассике, по большей части это кинокомедии. И особенно сатирическо-эксцентрические кинокомедии, созданные выдающимся советским режиссёром Леонидом Иовичем Гайдаем. Творческое товарищество и взаимодействие с этим непревзойдённым мастером жанра подарило актёру персонажи незабываемые: Прораб в "Операции Ы и другие приключения Шурика", Сан Саныч в "Спортлото-82", ещё героев гайдаевских экранизаций русской советской сатиры: Горбушкин в киносборнике "Не может быть" (по Зощенко), режиссёр Якин в "Иван Васильевич меняет профессию" (по Булгакову), отец Фёдор в "12 стульях" (Ильф и Петров). В этих ролях заблистал комедийный талант Пуговкина, эти роли принесли ему ошеломляющую всесоюзную популярность. Уж 10-й год на перроне Харьковского вокзала встречает пассажиров поп-расстрига Фёдор Востриков. Точно по кадру из "12 стульев" установлена эта статуя полюбившемуся персонажу, установлена на частные деньги — это ли не признание? Не обойдён актёр и признанием коллег, единственный из наших комедийных мастеров назван королём кинокомедии, с почётом коронован.
Его дорога в искусство была ровной и честной. Юного рабочего тормозного завода и активного участника драмкружка приметил главреж Московского драматического театра, пригласил во вспомогательную труппу, вскоре его увидели мосфильмовцы. "У вас не лицо, а целая кинобудка", — поприветствовал 17-летнего артиста режиссёр Григорий Рошаль, однако ж, в свою картину "Дело Артамоновых" взял. Деваться то некуда: ёрничай, язви, будка — не будка, а кому, как не круглолицему, с лукавинкой в светлых глазах русскому парню играть горьковского купеческого сынка? Тем более, дебютант и поёт, и пляшет, а основная сцена для него как раз — пляска. "Ой, вы девицы", — пропел Пуговкин, подбоченился, распахнул от сердца руки, и пошёл выкидывать коленца русской пляски. В разгар действа появился директор киностудии, остановил съёмку и попросил всех к репродуктору. Там уже собрался весь "Мосфильм". В гнетущей тишине прослушали речь Молотова о нападении фашистской Германии. Пуговкин доснялся в пляске и, прибавив себе год, ушёл добровольцем на фронт — на Ельню, Смоленск, Вязьму.
В 1943 году списанный с фронта по ранению студент Школы-студии МХАТ Михаил Пуговкин сыграл небольшую роль солдата, погибающего у Бородино в историко-биографической картине "Кутузов". "Отпиши в деревню Липки матушке моей, — слёзно просил товарища умирающий юноша, — что сын её Фёдор Петров не Богу душу отдал, а живот свой положил за Отечество". Законченный фильм посмотрел Сталин. Он и до войны смотрел все фильмы, снятые на всех киностудиях СССР, в военное же время — с особым вниманием. Как знать: может, Сталина впечатлил возвышенный трагизм этой сцены (фильм поставил замечательнейший режиссёр Владимир Петров, до войны снявший "Пётр I" и "Без вины виноватые"), и про эпизод с Пуговкиным было сказано, что столько горя сейчас, народ страдает, не надо эту смерть показывать. Сцену вырезали. Картина прошла с огромным успехом. Создатели и исполнители ролей получили награды и премии. Кроме Пуговкина — от роли осталось лишь два крупных плана. Но Михаил Иванович камня за пазухой не держал, чтил генералиссимуса всегда и даже полагал, что в некоторой степени Сталин благотворно причастен к его судьбе. В 1942 году под Ворошиловградом его тяжело ранило в ногу. Хирург полевого госпиталя решил ногу отнять, но боец взмолился: "Нельзя мне без ноги, ведь я артист!". И врач проникся, а может, не рискнул. Через много лет Михаил Иванович узнал, что в тот год вышло распоряжение Верховного медицине — если есть хоть малая возможность лечить — никакой ампутации. И Пуговкин долго лечился. Но кто из миллионной армии поклонников актёра знает про увечную ногу? Сколько раз на экране он завораживал своим плясовым даром — подвижный, пластичный, уникальный. Вспомнить хоть его "коронки" — блистательную чечётку в "Операции Ы" или залихватский танец с Зоей Фёдоровой ("Вашу ручку, фрау-мадам") в "Свадьбе в Малиновке". В этих работах не только мастерство — истинная, не показная мужская воля.
Но вернёмся к пуговкинским служивым. Следующий такой его герой — матрос Пирожков в дилогии "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы". Вообще-то, поразительно: съёмки картин начались в 1952 году — от войны всего-то 7 лет, а режиссёр Михаил Ромм (в то время признанный классик, неоднократный Сталинский лауреат) создаёт крупномасштабный, батально-постановочный (по-нынешнему — блокбастер), костюмный, героико-исторический фильм. И изнурённое, до конца не преодолевшее разруху государство на дорогостоящее кино средств не жалеет — надеется, что рассказ о боевых походах великого флотоводца возвысит, укрепит ослабленную мучениями войны народную душу. В картине играют ярчайшие артисты тех лет — Иван Переверзев, Борис Ливанов, Владимир Дружников, Сергей Бондарчук — все настоящие мужчины и красавцы. Начинающий артист Пуговкин в таком соцветии не затерялся: в его исполнении смельчак и балагур матрос Пирожков — характер подлинно народный, притягательный в своём простодушном радении о пользе Отечества.
Такими же чертами отмечены все военные персонажи актёра, их в его послужном списке не менее двадцати. Воюющие на Великой Отечественной, несущие мирную службу — верные воинскому долгу, настоящие служаки. Конечно же, окрашенные его комедийным обаянием.
На съёмках картин об Ушакове он впервые увидел Чёрное море. Сразу припал сердцем. Прекрасно помнил и с упоением рассказывал, как встречала вся Одесса китобойную флотилию "Слава", и как воодушевил его парадный вид моряков. Восхищение русским флотом он пронёс через всю жизнь, выразил в ролях матросов, боцманов, лоцманов и обобщил в образе неунывающего морского волка — главного героя фильма "Новые приключения капитана Врунгеля". Эта музыкальная кинофантазия предназначена детям, и Пуговкин прелестно фантастичен — в белоснежном кителе, с традиционной трубкой во рту, распевает мелодичные песенки. Главную — с рефреном "Я без моря жить на свете не могу". Случится так, что и сам Михаил Иванович без моря прожить не смог.
Он похоронил жену — известную в 50-е годы исполнительницу русских песен и романсов Александру Лукьянченко. Вскоре по киносъёмочным делам пришлось оправиться в Крым. Этот райский край для него родной, щедрый на творческие свершения — здесь он снялся в 35-ти картинах. Когда-то у моря строились грандиозные декорации для фильмов-сказок. Сколько сказочных царей, королей, разбойников переиграл Пуговкин на этой сказочной природе! (Как тут не вспомнить о расцвете кино для детей в советские годы. Сейчас-то эта важнейшая часть киноискусства почти убита). И благодатный Крым помог Михаилу Ивановичу справиться с бедой, позже здесь пришла к нему поздняя любовь.
В этом юбилейном году энергией, стараниями его вдовы Ирины, с помощью предсовмина Республики Крым А.В.Могилёва на исторической Ялтинской набережной почётному гражданину Крыма и города Ялты Михаилу Пуговкину установят памятник. Теперь любой гость Чёрного моря сможет поклониться дорогому артисту.
В начале 90-х, живя в Ялте, Михаил Иванович подружился с командующим в то время Черноморским флотом Эдуардом Дмитриевичем Балтиным. Позже Герой Советского Союза адмирал Балтин о нём написал: "Русский самородок в кинематографе". Жаль, не предоставили адмиралу слово в документальном фильме "Жизнь и судьба Михаила Пуговкина". В фильме запечатлели известных актёров. Все о Пуговкине искренне-восторженно: "Великий русский артист. Национальное достояние. Глыба". Вдруг возникает Марк Захаров, с какой стати — непонятно: ни в одном его фильме, ни в спектакле Пуговкин не участвовал. И режиссёр Захаров с приклеенной улыбочкой на всю страну (фильм демонстрировался по федеральному телеканалу) заявляет, что Пуговкин — это самый умный Иванушка-дурачок из русской сказки, самый весёлый, изобретательный и мудрый. Ну, конечно: как речь о редкостно самобытном артистическом русском феномене, так в понимании этого театрального воротилы — Иванушка-дурачок. Да! Пуговкин — изумительный мастер фольклора. Его незабываемые герои Яша-артиллерист в "Свадьбе в Малиновке" и Шельменко в экранизации водевиля Г.Квитко-Основьяненко "Шельменко-денщик" сотканы из фольклорных мотивов. Но в исполнении актёра это характеры комедийно-народные, с хитрецой, смёткой, жизнелюбием и озорством. Никак они не ровня сказочному простаку Ивану. Или, может, имелась в виду человеческая, художническая личность самого Михаила Ивановича? Да разве он Иван-дурак? Только вдуматься — 100 ролей! Сто персон, фигур, характеров, масок. То сатирических, то юмористических, драматических, героических, то симпатичных ловчил, то горе-бюрократов. И к каждому нужны свой ключик, изюминка, краска. Поэтому постоянный напряжённый поиск, и не отпускающая опаска — не повториться. Нет! Свою Жар-Птицу под названием "Народная любовь" Пуговкин поймал сам, без помощи волшебника Конька-Горбунка. Исключительно благодаря отваге в деле, великому труду и таланту. Что же до ельцинского подпевалы Марка Захарова и родственной ему компании — прости, Господи — как же осточертели их глумливые ядовитые куплеты! Когда же они, наконец, уймутся?!
На праздничном концерте в честь 55-летия Великой Победы рядовой разведроты 1147-го стрелкового полка, народный артист СССР Михаил Пуговкин на сцене Кремлёвского дворца исполнил трагическую песню Матвея Блантера и Михаила Исаковского "Враги сожгли родную хату". После концерта патриарх Алексий II сказал ему "Вы согрели наши души". Очень метко заметил патриарх.
Корни Михаила Ивановича крестьянские, родом он из Ярославской глубинки, родился в страду, прямо на покосе. Семья была набожной, особенно бабушка. Однажды бабушка пошла по сёлам, набрала полную котомку денег, и в их деревне Рамешки открыли приход (это к занудным разглагольствованиям демократуры о большевиках, разгромивших все церкви до одной: в Рамешках-то открыли) и бабушку выбрали церковной старостой, хотя женщинам не положено — так отблагодарили. Маленький Миня ей помогал, дружил с детьми местного батюшки. Михаил Иванович был человеком верующим, не показно — сокровенно. Наверное, как личность верующая, он осознавал, что дар его — милость свыше. И не представлял, как же этим божественным даром не поделиться. Поэтому и нёс своё чистое, тёплое сердце своим зрителям. По убеждениям просвещённый консерватор, он в преклонные лета печалился о молодых артистах, считал, что утрачены актёрская тайна, особая актёрская аура. Когда-то, играя в картине "Иван Бровкин на целине", в свободное от съёмок время он, вместе с Татьяной Пельтцер, объездил всё целинное Оренбуржье. С концертами — стихи, песни. Первой его наградой стала медаль "За освоение целинных земель". Говорил, волнуясь: "Ты должен выступать перед публикой, как артист. А сейчас — поглядишь в телевизор — наизнанку себя выворачивают, любыми интимными подробностями из свой частной жизни со страной делятся. Или ещё: то рыбу жарят, то наивную девочку за беременность отчитывают".
Да уж, нынешним знаменитостям в прыти не откажешь. Нет, сейчас снимается много милых и способных, есть редкие дарования, подтверждающие живучесть великой русской актёрской школы переживания. Но вот так, как Пуговкин, отдать теплоту, и тем самым подарить радость и надежду…. Или, может, сердца у современных "звёзд" холодные, расчётливые. "Но я оптимист, — загорался Пуговкин, — знаю, как богата наша матушка-природа, и она родит, независимо ни от демократов, ни от коммунистов, родит новые таланты, а то и гения".
Дорогой Михаил Иванович! Светлая Вам память и Царствие Небесное. А мы-то, земные, когда ж дождёмся, когда ж улыбнёмся хоть частичке того артистического человеческого тепла, каким окутывали с экрана Вы?..